Корсаковский городской суд Сахалинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Корсаковский городской суд Сахалинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО № 2-74/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2012 года г.Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,
при секретаре О.К. Ермишиной,
с участием:
прокурора М.В.Бабицкой,
представителя Администрации
Корсаковского городского округа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности организовать освещение улиц Зеленая, Лесная, Производственная, Сельская в селе Соловьевка Корсаковского городского округа,
У С Т А Н О В И Л :
Корсаковский городской прокурор 30 ноября 2011 года обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Корсаковского городского округа обязанности организовать освещение улиц Зеленая, Лесная, Производственная, Сельская в селе Соловьевка Корсаковского района в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления указано, что в результате проведенной прокурором проверки исполнения требований законодательства по организации уличного освещения в с.Соловьевка установлено, что освещение улиц Зеленая, Лесная, Производственная, Сельская в с. Соловьевка не организовано. Объекты, предназначенные для освещения названных улиц, отсутствуют, в связи с чем, в хозяйственное ведение МУП «Районные электрические сети» не передавались. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц отнесена к вопросам местного значения городского округа. Однако, в нарушение федерального законодательства органами местного самоуправления Корсаковского городского округа меры по организации освещения улиц: Зеленая, Лесная, Производственная, Сельская в с.Соловьевка не приняты. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, а также оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил обоснование иска, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ в статью 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации об отнесении к вопросам местного значения городского округа организации благоустройства территории городского округа(включая освещение улиц), отмечая, что действующими правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Корсаковского городского округа предусмотрен порядок включения и отключения улиц и содержание элементов устройств уличного освещения, а организация освещения данными правилами не урегулирована. На указанных в иске прокурора улицах отсутствуют элементы освещения улиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бабицкая М.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске и в дополнении к исковому заявлению основаниям.
Представитель Администрации Корсаковского городского округа ФИО1, действующий на основании доверенности, против исковых требований возражал, полагая, что требования прокурора не основаны на нормах материального права, организация уличного освещения не отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьи 12, 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации устанавливают, что: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу ст. 2, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пунктам 25, 27 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области (принят Решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29.01.2009 N 110) (ред. от 09.11.2011) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Сахалинской области 18.02.2009 №)(далее Устав) местное самоуправление в Корсаковском городском округе осуществляется на основе принципов, в том числе: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Статьей 8 Устава к вопросам местного значения городского округа в числе перечисленных отнесены: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов(п.28). Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета также относится к вопросам местного значения(п.1).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Корсаковского городского округа обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Уставом.
Администрация Корсаковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.
Администрация Корсаковского городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области, нормативными правовыми актами Собрания, правовыми актами мэра городского округа, настоящим Уставом и Регламентом администрации Корсаковского городского округа(ст. 41 Устава), разрабатывает и представляет мэру городского округа проекты программ социально-экономического развития городского округа, а также проекты целевых программ по отдельным направлениям деятельности и обеспечивает исполнение этих программ; обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Сахалинской области и нормативными правовыми актами Собрания(ст.43 Устава).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование уличного освещения осуществляется из городского бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приведенным законоположениям корреспондируют предписания статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которых финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2); федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов (часть 3).
В соответствии с пунктом 17 решения Собрания Корсаковского городского округа от 05.12.2011 N 50 "О бюджете Корсаковского городского округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Постановлением Мэра Корсаковского городского округа от 29.12.2011 N 1631 "Об утверждении Порядка и условий предоставления в 2012 году субсидии из бюджета Корсаковского городского округа юридическим лицам - производителям работ (услуг) (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) в целях возмещения (компенсации) затрат, связанных с организацией и содержанием уличного освещения в границах Корсаковского городского округа" утвержден прилагаемый Порядок и условия предоставления в 2012 году субсидии из бюджета Корсаковского городского округа юридическим лицам - производителям работ (услуг) (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) в целях возмещения (компенсации) затрат, связанных с организацией и содержанием уличного освещения в границах Корсаковского городского округа. Настоящее постановление опубликовано в газете «Восход» и вступило в силу с 1 января 2012 года.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 13.05.2010) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" Правительству РФ поручено разработать и утвердить перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Подпунктом "б" пункта 5 упомянутого Указа Президента РФ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц.
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 16.05.2011 N 303-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Сахалинской области" утверждены: "Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц", "Инструкция по расчету дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц", "Регламент проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Сахалинской области", "Перечень органов государственной власти Сахалинской области, ответственных за оценку показателей и подготовку предложений о мерах по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления", "Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Сахалинской области").
Названной Инструкцией определяются требования к составу информации доклада главы администрации городского округа (муниципального района) Сахалинской области по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц, представляемого в Правительство Сахалинской области.
Таким образом, организация уличного освещения в Корсаковском городском округе является полномочием Администрации Корсаковского городского округа - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как установлено прокурором, подтверждено руководителем МУП «Районные электрические сети» и не опровергнуто ответчиком, уличного освещения улиц Зеленой, Лесной, Производственной и Сельской в селе Соловьевка Корсаковского района не существует, поэтому эти объекты в хозяйственное ведение МУП «Районные электрические сети» не переданы.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Корсаковского городского округа от 20 февраля 2007 года МУП «РЭС» передано уличное освещение , протяженностью 1250 метров, которое обслуживается названным муниципальным предприятием.
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области от 10 февраля 2012 года №, представленной Комитетом по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, по запросу суда, постановлением мэра города и района от 30 августа 2002 года № в Реестр муниципального имущества включены: дорога ул. Зеленая и дорога ул. Сельская села Соловьевка Корсаковского района.
Существующие в селе Соловьевка, с присвоенным наименованием и с установленной нумерацией домов, улицы - Производственная и Лесная, не включенные в Реестр муниципальной собственности, также на имеют освещения.
Наружное освещение улиц, дорог предусмотрено пунктом 7.5 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Корсаковского района, утвержденных решением 24-ой сессии районного Собрания 2-го созыва от 24 апреля 2003 года №. Однако, названными Правилами определен порядок эксплуатации существующих установок наружного освещения. Организация уличного освещения данными Правилами не урегулирована. Другие муниципальные правовые акты об организации уличного освещения в Корсаковском городском округе отсутствуют.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ) суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация Корсаковского городского округа ненадлежащим образом организовала в границах городского округа уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения на улицах: Зеленая, Сельская, Производственная и Лесная в с. Соловьевка. При таких обстоятельствах, поскольку администрация Корсаковского городского округа является органом местного самоуправления, обязанным решать вопросы местного значения по организации освещения улиц населенных пунктов Корсаковского городского округа, суд удовлетворяет заявленные прокурором исковые требования.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Корсаковского городского округа орагнизовать освещение улиц: Зеленая, Лесная, Производственная, Сельская в селе Соловьевка Корсаковского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца после его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф.Шустова