Юргинский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Юргинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-74/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе
Председательствующего судьи Ивановой Л.А.,
С участием представителя заявителя – помощника Юргинского межрайонного прокурора Афонина А.В.,
Представителей заинтересованных лиц – Юргинского городского Совета народных депутатов – ФИО1, КУМИ г. Юрги – ФИО2,
При секретаре судебного заседания Ванюшиной Л.А.,
13 января 2011 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по заявлению Юргинского межрайонного прокурора о признании недействующими и противоречащими закону и об отмене п., п. 2, 3 решения Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 октября 2010 г. № 319 « О списании пени по договорам аренды земельных участков»,
У с т а н о в и л
Юргинский межрайонный прокурор обратился в Юргинский городской суд с вышеназванным заявлением, просил в порядке ст. 251 ГПК РФ признать недействующими и отменить п.п. 2,3 нормативного правового акта – решения Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 октября 2010 года № 319 «О списании пени по договорам аренды земельных участков» (л.д. 2-4).
Затем от Юргинского межрайонного прокурора поступило уточненное заявление, в котором признано, что оспариваемый акт является ненормативным правовым актом, поэтому не может оспариваться в порядке ст. 251 ГПК РФ. Прокурор на основании ст. 254 ГПК РФ просит признать недействующими и противоречащими закону п., п. 2,3 решения ЮГСНД от 20 октября 2010 года № 319 «О списании пени по договорам аренды земельных участков» и отменить их (л.д. 14-15).
В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Афонин А.В. мотивировал заявление следующим. Юргинской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проверено решение Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 октября 2010 г. № 319 «О списании пени по договорам аренды земельных участков». В соответствии с п., п. 2, 3 данного решения ЮГСНД была списана пеня в размере *** руб., образовавшаяся по договорам аренды земельных участков, заключенными с арендаторами ФИО3 и ФИО4 с каждого. Постановлением администрации Юргинского городского округа от 22 апреля 2010 г. № 644 «О порядке списания пени по арендной плате за земельные участки», утвержден Порядок списания пени, образовавшейся по договорам аренды земельных участков по состоянию на 01 апреля 2010 г.. Настоящий Порядок списания пени, образовавшейся по договорам аренды земельных участков, заключенным КУМИ г. Юрги с субъектами малого и среднего предпринимательства разработан во исполнение решения ЮГСНД от 22 марта 2010 г. № 257 «О предоставлении муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства», в целях минимизации негативных социально-экономических последствий кризисных явлений в финансовой сфере, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Юрги, а также в целях стимулирования досудебного погашения сложившейся задолженности по арендной плате за землю.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, право собственности на которые не разграничено, и соответствующие критериям, установленным в пункте 2 настоящего Порядка, имеют право на списание пени, начисленной по состоянию на 01.04.2010 в соответствии с договорами аренды указанных земельных участков, в размере, не превышающем 100 000 руб. на каждого арендатора. Указанные арендаторы земельных участков приобретают право на списание пени при условии, что они: - являются субъектами малого или среднего предпринимательства, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; - не имеют задолженности по арендной плате (по основному долгу – без учета штрафных санкций) по договору (договорам) аренды земельных участков; - обратились с ответствующим заявлением в КУМИ г. Юрги в пределах установленного срока.
Статья 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относит - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из этого следует, что решение ЮГСНД от 20 октября 2010 г. № 319 в части списания пени с арендаторов ФИО3 и ФИО4 не отвечает требованиям законодательства, т.к. они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства и с них не могло быть произведено списание пени. Данное решение ЮГСНД выборочно изменяет объем прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Помимо этого в соответствии с ст., ст. 41, 42, 46 и 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы относятся к доходам бюджетов. К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов.
Исходя из этого, следует, что при списании пени с арендаторов ФИО3 и ФИО4 городской бюджет теряет *** руб., а областной - *** руб., а всего *** руб..
12 ноября 2010 г. Юргинской межрайонной прокуратурой в адрес ЮГСНД внесен протест на указанное решение. 03 декабря 2010 г. в прокуратуру поступил ответ о том, что протест рассмотрен на сессии ЮГСНД 24 ноября 2010 г., в удовлетворении протеста прокуратуры отказано.
В связи с отклонением внесенного прокурором протеста, 03 декабря 2010 г. в Юргинский городской суд было направлено заявление в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании недействующими п., п. 2, 3 вышеуказанного правового акта.
Поскольку оспариваемый акт ЮГСНД является ненормативным правовым актом, то соответственно, оспариваться в порядке ст. 251 ГПК РФ не может. Поэтому он уточняет правовое основание обращения в суд. Для обжалования ненормативного правового акта предусмотрен порядок обжалования, закрепленный главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В прокуратуру г. Юрги с заявлением об оспаривании, об отмене пунктов решения ЮГСНД № 319 о списании пени с ФИО3 и ФИО4 никто не обращался. Прокурор обратился в суд с названными требованиями, поскольку необоснованное списание пени с данных арендаторов ведет к недополучению денежных средств бюджетом муниципального образования, что повлечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, получающих выплаты за счет средств местного бюджета. Пеня поступила бы в бюджет города, но ее списали. Решение ЮГСНД в этой части противоречит ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г. « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он настаивает на заявленных уточненных требованиях, просит признать недействующими и противоречащими закону п.п. 2,3 решения ЮГСНД от 20 октября 2010 года № 319 «О списании пени по договорам аренды земельных участков» и отменить их.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Юргинского городского Совета народных депутатов – ФИО1, действующая на основании доверенности от 18 мая 2010 г. № 3 (л.д. 9), возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила следующее. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В рамках данных полномочий КУМИ г. Юрги были заключены договоры аренды земельных участков с арендаторами ФИО3, ФИО4. Ст. 329 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. В указанных договорах аренды неустойка была предусмотрена. Т.е. решением ЮГСНД муниципальное образование, как сторона договора аренды, отказалось от взыскания неустойки за просрочку исполнения договорных обязательств. В соответствии с решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229 решение о предоставлении льготы по арендным платежам принимается Юргинским горсоветом народных депутатов на основании решения Комиссии по налоговым платежам, сборам и арендной плате, созданной распоряжением Главы города Юрги. Соответствующее решение Комиссии от 27 июля 2010 г. приобщено к материалам дела.
Решение ЮГСНД от 20 октября 2010 г. № 319 в части списания пени с арендаторов земельных участков ФИО3 и ФИО4 не распространяется на субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. ФИО3 и ФИО4 не являются таковыми. Поэтому оно не может противоречить нормам, регулирующим порядок предоставления льгот субъектам, предусмотренным решением ЮГСНД от 22 марта 2010 г. № 257 «О предоставлении муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства», принятым с целью поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В преамбуле решения ЮГСНД № 319 отсутствует ссылка на какие-либо правовые акты, относящиеся к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение принято в соответствии с решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229 (с последующими изменениями), которым предусмотрен порядок предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате в городе Юрге любым арендаторам.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов - по нормативу 80%. Решение ЮГСНД № 319 не нарушает данную норму, поскольку не уменьшает арендную плату за землю, а предусматривает списание пени, образовавшейся по договорам аренды земельных участков. Пеня в случае неуплаты ее добровольно арендаторами подлежит взысканию в судебном порядке, и суд мог ее не взыскать, т.е. пеня вообще могла не поступить в бюджет города.
Считает, что ЮГСНД был вправе снизить пеню арендаторам ФИО3 и ФИО4. Арендная плата за землю от арендаторов поступила в бюджет, а пеня, могла и не поступить в бюджет. Этим решением они ускорили поступление арендной платы. Она полагает, что п., п. 2,3 решения № 319 от 20 октября 2010 г. приняты Юргинским городским Советом народных депутатов в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, при этом норм ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» допущено не было, ничьих прав и свобод они не нарушили. Кроме того, доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц, получающих выплаты за счет средств местного бюджета, ничем не подтверждаются; прокурор не обосновал, какие конкретно нормы ФЗ № 209 нарушены. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать на основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги – ФИО2, действующий на основании доверенности от 25 августа 2008 г. № 01-12/5351 (л.д. 27), в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснил следующее. Юргинской межрайонной прокуратурой в заявлении в нарушение абз. 1 п. 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», ст 131, ч. 5, 6 ст. 251 ГПК РФ не приводятся данные о том, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 октября 2010 № 319 «О списании пени по договорам аренды земельных участков». Кроме того, в заявлении не указано, каким конкретно правовым нормам противоречит названное решение ЮГСНД. ФИО3 и ФИО4 с КУМИ заключили несколько договоров на аренду четырех земельных участков № 1394, № 1203, № 1410, 111. Они обратились в комиссию по списанию пени, так как в связи с финансовыми трудностями арендную плату платили нерегулярно, набежала пеня по 20 800 руб. на каждого арендатора. С такими заявлениями могут обратиться любые арендаторы по договорам аренды. Затем решение комиссии с предложением о списании пени поступило в ЮГСНД, и на сессии Горсовета ФИО3 и ФИО4 освободили от уплаты пени в соответствии с решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229, которым предусмотрен порядок предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате в г. Юрге любым арендаторам. Постановление Администрации № 644 «О порядке списания пени по арендной плате за земельные участки», на которое делает ссылку прокурор, сюда не относится.
Считает, что положения ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» в данном случае не нарушены, они не применялись. Кроме того, пеня могла быть не получена и не пойти в бюджет. Просит в удовлетворении заявленных требований Юргинскому межрайонному прокурору отказать.
Заинтересованное лицо – ФИО3 в судебном заседании поддержал мнение представителей ЮГСНД ФИО1 и КУМИ г. Юрги ФИО2, дополнив следующим. Он и ФИО4 заключили четыре договора с КУМИ г. Юрги на аренду четырех земельных участков. В связи с финансовыми трудностями арендная плата вносилась ими несвоевременно, поэтому была начислена пеня в размере 20 800 руб. каждому, их об этом известили письменно. Они обратились с заявлениями в КУМИ г. Юрги о списании пени, заявление было рассмотрено на комиссии, и через некоторое время получили из КУМИ извещение о том, что пеня списана на основании решения ЮГСНД. Он и ФИО4 не относятся к малому бизнесу, не являются предпринимателями. Они просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо – ФИО4 в судебное заседание не явился, со слов ФИО3 уведомлен о рассмотрении дела, не возражает о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав представителя заявителя – помощника Юргинского межрайонного прокурора Афонина А.В., представителей заинтересованных лиц – ЮГСНД – ФИО1, КУМИ г. Юрги – ФИО2, ФИО3, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования Юргинского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В судебном заседании установлено, что КУМИ г. Юрги были заключены договоры аренды земельных участков с арендаторами Юдиным С.Л и ФИО4: № 1201 от 04 июня 2007 г.; № 111 от 02 февраля 2009 г.; № 1394 от 29 июля 2008 г.; № 1410 от 11 августа 2008 г. и № 1203 от 05 июня 2007 г., что подтверждается актами приема-передачи, копиями кадастрового плана (л.д. 30-31, 32, 33-35, 37-38, 39-40, 41, 42-43, 44, 45, 46-47, 48, 49).
Как следует из протокола № 2 от 27 июля 2010 г. заседания Комиссии по предоставлению льгот по налогам, сборам и арендной плате – Комиссия рассмотрела заявление ФИО3 и ФИО4 о предоставлении льготы в виде списания пени по договорам аренды земельных участков ( № 1203, 1394, 1410, 111) и решила, чтобы КУМИ г. Юрги вышло с предложением о списании пени по данным договорам при условии погашения основного долга по арендной плате за земельные участки до 01 октября 2010 г. ( л.д. 16-17).
Решением Юргинского городского Совета народных депутатов «О списании пени по договорам аренды земельных участков» от 20 октября 2010 г. № 319 в соответствии с Положением «О порядке предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности в г. Юрге», утвержденным решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229 и на основании заключения комиссии по предоставлению льгот по налогам, сборам, арендной плате постановлено списать пеню в размере по 20800 руб., образовавшуюся по договорам аренды земельных участков заключенным с арендаторами ФИО5 и ФИО4 каждому. О чем им было сообщено письмом КУМИ г. Юрги от 13 ноября 2010 г. (л.д. 5, 50).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, исковые дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.
Юргинский межрайонный прокурор считает, что п., п. 2, 3 решения ЮГСНД « О списании пени по договорам аренды земельных участков» противоречат Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поэтому их следует признать недействующими и отменить в интересах неопределенного круга лиц.
12 ноября 2010 г. за № 7-2/1-2010 Юргинской межрайонной прокуратурой в адрес ЮГСНД внесен протест на отмену указанных пунктов решения № 319 (л.д. 6).
03 декабря 2010 г. в прокуратуру поступило решение Юргинского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2010 г. № 337 о том, что протест рассмотрен на сессии ЮГСНД 24 ноября 2010 г., в удовлетворении протеста прокуратуры отказано. Отказ вызван тем, что ФИО3 и ФИО4 не имеют статуса индивидуального предпринимателя, поэтому действие ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», решения ЮГСНД от 22 марта 2010 г. № 257 « О предоставлении муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства на них не распространяется (л.д. 7).
Как следует из оспариваемого прокурором Решения ЮГСНД «О списании пени по договорам аренды земельных участков» от 20 октября 2010 г. № 319 ( п. 2, 3 ) оно принято в соответствии с Положением «О порядке предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности в г. Юрге», утвержденным решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229 ( л.д. 5).
Как видно из Положения «О порядке предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате за пользование объектами муниципальной собственности» (с последующими изменениями), утвержденного решением ЮГСНД от 26 августа 1998 г. № 229, предусмотрен порядок предоставления льгот по налоговым платежам и арендной плате в городе Юрге по обращениям юридических и физических лиц (л.д. 52, 53-56, 57, 58).
Прокурор же в обоснование своих требований делает ссылку на Постановление администрации Юргинского городского округа от 22 апреля 2010 г. № 644 «О порядке списания пени по арендной плате за земельные участки», которым утвержден Порядок списания пени, образовавшейся по договорам аренды земельных участков по состоянию на 01 апреля 2010 г., который регулирует отношения с субъектами малого и среднего предпринимательства и разработан во исполнение решения Юргинского городского Совета народных депутатов от 22 марта 2010 г. № 257 «О предоставлении муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства».
Т.е. на документы, которые ЮГСНД, принимая решение № 319, не применял и действие которых на ФИО3 ФИО4 не распространяется, т.к. они не являются субъектами предпринимательства. Они освобождены от уплаты пени по договорам аренды земельных участков как физические лица.
Кроме того, прокурором не представлены доказательства того, что оспариваемым Решением ЮГСНД нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Анализируя собранные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что решение ЮГСНД № 319 от 20 октября 2010 г. «О списании пени по договорам аренды земельных участков» в части п., п. 2, 3 принято в пределах полномочий ЮГСНД, не противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не нарушает прав либо свобод гражданина, неопределенного круга лиц, поэтому п. 2, 3 названного Решения не могут быть признаны недействующими и не подлежат отмене, и суд отказывает Юргинскому межрайонному прокурору в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Юргинскому межрайонному прокурору в удовлетворении требований о признании недействующими и противоречащими закону и об отмене п., п. 2, 3 решения Юргинского городского Совета народных депутатов от 20 октября 2010 г. № 319 « О списании пени по договорам аренды земельных участков» отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись ( Иванова Л.А.)
Решение в окончательной форме принято 17 января 2011 г.