ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-740/11 от 30.05.2011 Рославльского городского суда (Смоленская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 г.

Рославльский городской суд в составе:

председательствующего: Богдановой Е.А.,

при секретаре: Базененковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Михаила Ивановича к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по начислению транспортного налога за 2009 и 2010 годы и исключении задолженности по недоимке по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Ковалев М.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России по <адрес> о начислении транспортного налога за 2009 и 2010 годы, ссылаясь на то, что является собственником автомашины марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. С 2009 года Межрайонная ИФНС России по <адрес> производит ему начисление транспортного налога на указанное транспортное средство с применением налоговой ставки как на грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно. Указывает, что автомашина марки <данные изъяты> по своему функциональному назначению, по фактическому использованию и по мощности двигателя грузовым автомобилем не является. При регистрации в органах МРЭО данному транспортному средству присвоена категория «В», к которой относятся автомобили, разрешенная масса которых не превышает 3 500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышают восьми. Кроме того, мощность двигателя автомашины составляет 54 кВт/73,5 л.с.

Полагает, что его автомобиль относится к категории легковых автомобилей, а потому налог подлежит начислению по другой налоговой ставке.

Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по начислению ему транспортного налога за 2009 - 2010 г.г., а также исключить числящуюся за ним недоимку по транспортному налогу.

В судебном заседании Ковалев М.И. свои требования поддержал в полном объеме и пояснил, что принадлежащий ему на праве собственности автомобиль по всем параметрам относится к легковым. В регистрирующих документах категория автомобиля указана «В», её вес составляет 400 кг, и при прохождении технического осмотра он платит как за легковой автомобиль.

Представитель Межрайонной ИФНС России по <адрес> Терехов Е.В. требования Ковалева М.И. не признал и пояснил, что в соответствии с налоговым законодательством ставки транспортного налога на автомобильные транспортные средства устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от категории этих транспортных средств и мощности двигателя в их совокупности. В налоговые органы представляются регистрационные данные по конкретному транспортному средству, в том числе характеризующие его категорию и тип. На основании сведений МРЭО ГИБДД налоговый орган производит начисление транспортного налога. С учетом изложенного просит отказать Ковалеву М.И.в удовлетворении его заявления.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения требований Ковалева М.И.

Согласно ст.356 Налогового Кодекса РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории <адрес> введен Областным законом от 27 ноября 2002 №87-з «О транспортном налоге», ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.

Согласно ст.ст.358, 361 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.

Из п.1 ст.358 Налогового Кодекса РФ следует, что объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 приказа МВД РФ от 27.01.2003 г. №59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства.

Порядок регистрации транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники».

Как следует из данного нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и менее, - в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

Приказами МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. До принятия данного акта действовало Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденное Приказами МВД РФ №399, Государственного таможенного комитета РФ №388, Госстандарта РФ №195 от 30.06.1997 г.

В силу указанных положений паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.

В соответствии с п.28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23.06.2005 г. установлено:

- в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимо от обозначения других транспортных средств;

- в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;

- в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп) указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении.

В приложении №3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1- механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3, 5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2- механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Следовательно, категория «В», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - «грузовые автомобили» или «легковые автомобили».

При этом глава 28 Налогового Кодекса РФ, в частности, ст.358 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» - легковой автомобиль, «7» - фургоны, «9» - специальные.

Таким образом, судом установлено, что при государственной регистрации автомобиля <данные изъяты> орган ГИБДД определил с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, что указанное транспортное средство является грузовым, указав его тип - «фургон».

По изложенным выше основаниям суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО4, пояснившего, что ему на праве собственности также принадлежит автомобиль марки <данные изъяты>. В паспорте транспортного средства указан тип автомобиля - фургон и категория - В. Категория «В» обозначает, что автомобиль относится к легковым автомобилям, потому налог он платил и платит как за легковой автомобиль, а не за грузовой. Он обращался в суд с аналогичным заявлением, после чего налоговый орган производит ему расчет транспортного налога по налоговой ставке легкового автомобиля.

Правоотношения, возникшие между свидетелем и налоговым органом, не могут являться безусловным основанием для удовлетворения требований Ковалева М.И.

Учитывая, что налоговый орган не вправе относить то или иное транспортное средство к какой-либо категории, поскольку это является обязанностью регистрирующего органа, то все действия по начислению транспортного налога на объект налогообложения - автомобиль, принадлежащий Ковалеву М.И., являются обоснованными.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ковалеву Михаилу Ивановичу отказать в удовлетворении заявления к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по начислению транспортного налога за 2009 и 2010 годы и исключении задолженности по недоимке по транспортному налогу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневынй срок в Смоленский областной суд через городской суд.

Судья Е.А.Богданова