ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-740/19 от 12.08.2019 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-740/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года г. Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Петрова А.А., при секретаре Нарожной М.Ф., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) к ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.Г., Л.Л. о взыскании суммы необоснованного обогащения,

у с т а н о в и л :

АМО «Мирнинский район» РС (Я) обратилась в суд с вышеназванным иском к ФИО2, действующей в интересах себя и своих несовершеннолетних детей Г.Г.Л.Л.., о взыскании необоснованного обогащения в виде денежных средств полученных в виде социальной выплаты в размере 359 100 рублей.

Истец свои требования мотивирует тем, что ФИО2 действующей в интересах себя и своих несовершеннолетних детей Г.Г.., Л.Л. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», получили социальную выплату в размере 359 100 рублей, за счет которой, улучшила жилищные условия, купив квартиру у отца своих детей Т.Т.

Однако, в ходе проведенной Минфин РС (Я) проверки установлено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выразившееся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья ФИО2, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Просит взыскать с ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Г.Г.., Л.Л. необоснованное обогащение в виде денежной суммы в размере 359 100 рублей в бюджет муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании, представитель истца указала, что ответчик не имела права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия, так как с момента отчуждения квартиры в 2013 году, прошло менее пяти лет, в связи с чем, она не подлежала постановке на учет.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.

Ответчик ФИО3 в суд не явилась, надлежащим образом извещена, просила о рассмотрении дела судом без её участия.

Суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте разрешения спора.

В отзыве ответчик просит в иске отказать, так как не имеет возможности оплатить заявленную к взысканию сумму. Также указала, что ею при подаче документов в администрацию ею были предоставлены все необходимые документы, она не скрывала свое намерение приобрести квартиру у отца своих детей.

Суд, выслушав доводы стороны истца, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 08.09.2015 № 1-9 ФИО2 и члены её семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

28.09.2016 семье С-вых в составе: ФИО2 <дата> г.р., Г.Г.. <дата> г.р., Л.Л.. – <дата> г.р. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 359 100 рублей.

14.07.2016 между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (Минстрой РС (Я)) и муниципальным образованием «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Муниципальное образование) заключено соглашение №5-ГП/16-МС о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели в 2016 году.

Согласно пункту 1.1 соглашения Минстрой РС (Я) обязуется предоставить в 2016 году бюджету муниципального образования субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы из средств республиканского бюджета в размере 6 725 780,68 рублей, а муниципальное образование обязуется использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить софинансирование Подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования в размере 16 120 800,00 рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения.

Согласно пункту 3.2.13 соглашения муниципальное образование обязуется осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках соглашения.

На основании распоряжения Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 28.12.2016 №1022 на счет молодой семьи в Мирнинском отделении Якутского отделения № 8603 ОАО «Сбербанк России» участнику подпрограммы 2016 года ФИО2 перечислены средства субсидий из бюджета МО «Мирнинский район» на приобретение жилья в размере 166 934,84 рублей, а также из госбюджета Республики Саха (Якутия) в размере 192 165,16 рублей, что подтверждается платежными поручениями №, 5051 от 29.12.2016.

ФИО2 приобретена 1-комнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия от 28.09.2016 состав молодой семьи-участника подпрограммы 2016 года - 3 человека: ФИО2 – <дата> г.р., Г.Г.<дата> г.р., Л.Л.<дата> г.р.

Приобретенное жилое помещение оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.

Постановлением Главы МО «Садынский национальный эвенкийский наслег» от 17.11.2016 №19-1 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 04.06.2015 ФИО2 ранее принадлежала на праве собственности квартира площадью 71.6 кв.м. по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации – 24.12.2003. Ограничений (обременений) права не зарегистрировано. 03.07.2013 – право собственности прекращено.

20.04.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) Р.Р. составлен протокол об административном правонарушении .14-2018/139, в котором указаны нарушения, установленные проверкой,

- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 (б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 14.07.2016 в 2016 году администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 192 165,16 рублей, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья ФИО2, которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, тем самым администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 20.04.2018, вынесенным 07.05.2017 зам. министра финансов Республики ФИО4 в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 609 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Администрация муниципального образования «Мирнинский район» обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2018 года по делу оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 20.04.2018 , предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.

На основании приказа Минфина РС (Я) от 07.06.2018 № 01-04/0849 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)», произведено взыскание с муниципального образования «Мирнинский район» в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства субсидии на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья в размере 720 262,34 рублей, в том числе средства субсидии, перечисленные ФИО2 на приобретение жилья в размере 192 165,16 рублей.

В соответствии с пунктами 6(б), 7, 16, 20, 21 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» (действовавшего на момент спорных правоотношений) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, проживающая в РС(Я) и соответствующая следующему условию: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления; формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления; для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящего Порядка молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; от имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 20, 21, 40 и 41 настоящего Порядка, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий; орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных в пунктах 20, 21 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно статье 54 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент ФИО2 и членов её семьи на учет) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Таким образом, действия администрации по постановке ФИО2 и членов её семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были преждевременными и необоснованными, так как администрацией не полностью проведена проверка по установлению достоверности всей предоставленной информации и документации об имущественном положении ответчика, что повлекло за собой неправомерное выделение средств бюджета МО «Мирнинский район» и госбюджета Республики Саха (Якутия) и неосновательное получение социальной выплаты ответчиком.

На основании исследованных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что для признания ФИО2 и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки целевой программы отсутствовали законные основания, поскольку ответчик перед подачей заявления о включении в состав участников программы совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий; до ухудшения имущественного положения ФИО2 и члены её семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как площадь квартиры по адресу: <адрес> принадлежавшей ФИО2 на праве собственности, на одного члена семьи составляла более учетной нормы (12 кв.м.).

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания ФИО2 и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, т.е. приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Поскольку, ответчиком на основании поданного заявления о включении в состав участников вышеназванной программы была необоснованно получена субсидия на приобретение жилья в сумме 359 100 рублей, в том числе за счет средств бюджета МО «Мирнинский район» в размере 166 934,84 рублей, а также из госбюджета Республики Саха (Якутия) в размере 192 165,16 рублей, в последствии взысканных с бюджета МО «Мирнинский район», суд в соответствии со ст. 1102 ГК РФ приходит к выводу о неосновательности получения ответчиком социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Ссылки истца в исковом заявлении на то, что ФИО2 и члены её семьи приобрели квартиру у близкого родственника в нарушение пункта 2(1) Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», а также доводы ответчика указанные в отзыве, что ею не скрывалось намерений о приобретении, в том числе за счет средств социальной выплаты, жилого помещения у отца её детей, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанный пункт 2(1) Порядка, предусматривающий, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер) внесен постановлением Правительства РС(Я) от 23.10.2017 N 353 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2016 г. N 95 "О мерах по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" и не распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами до введения в действие названных изменений.

Учитывая, что правовых оснований для выплаты ответчику указанных денежных средств не имелось, суд полагает, что требование Администрации бюджета МО «Мирнинский район» к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.Г., Л.Л. о взыскании денежной суммы в размере 359 100 рублей в бюджет муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина составит 6 791 рубля, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.Г., Л.Л. в пользу бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере 359 100 рублей.

Взыскать с ФИО2 в пользу муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 6 791 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 19.08.2019.

Председательствующий: п/п А.А. Петров

«копия верна»

Председательствующий: А.А. Петров