Дело № 2-740/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Елоховой М.В.
при секретаре Трункиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области о признании недвижимого имущества бесхозяйным, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным недвижимым имуществом - сооружение, протяженностью 16м. назначение объекта: , расположенный состоящего из:ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м;газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.;надземный d-57х3,5мм L-2,0 м.и признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ-город Тамбов на вышеуказанные объекты.
В обоснование заявленных требований указало, что Советский районный суд города Тамбова удовлетворил исковые требования К.Н.А. и вынес решение по делу об обязании администрации города Тамбова Тамбовской области обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, провести процедуру регистрации и постановку на баланс, расположенного имущества: ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м; газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5 м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.; надземный d-57х3,5 мм L-2,0 м.. Данное решение вступило в законную силу . В процессе судебного разбирательства судом было установлено, что были построены и введены в эксплуатацию объекты газораспределения, расположенные : ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м; газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5 м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.; надземный d-57х3,5 мм L-2,0 м.
Указанные объекты строились на средства домовладельцев в соответствии с «Проектом комплексной индивидуальной застройки по , прошедшим согласование с коммунальными службами города. Генеральным подрядчиком выступал ОАО «Тамбовоблгаз». По завершении строительства, приемочной комиссией был составлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения: газопровод высокого давления и ШРП по . К указанным объектам газораспределения подсоединены 13 домовладений, собственники которых являлись участниками долевого строительства. Судом было установлено, что спорное имущество предназначено для осуществления поставки газа потребителям в жилые помещения и является элементом газораспределительной системы. Следовательно, соответствующие объекты не могут находиться в единоличной собственности граждан, поскольку сам по себе построенный газопровод предназначен для осуществления деятельности по транспортировке газа нескольким потребителям, которую может оказывать только специализированная организация. Суд пришел к выводу, что сам по себе факт строительства спорного объекта за счет средств граждан не является основанием возникновения права собственности на данный объект, поскольку после совершения указанных действий газопровод и ШРП перестал быть самостоятельной вещью, он входит в состав газораспределительной системы, является ее неотъемлемой частью и применительно к ст. 135 ГК РФ должен следовать судьбе тех объектов, для обеспечения эксплуатации которых, он предназначен. Генеральный подрядчик ОАО «Тамбовоблгаз» правопреемником, которого является АО «Газпром газораспределение Тамбов» также не может быть собственником спорных объектов газораспределения в силу договорных отношений по их строительству. Более того, гражданским законодательством не предусмотрены нормы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты вопреки установленному законом порядку. Согласно представленным сведениям управления Росреестра информации о зарегистрированных правах на объект недвижимости - систему газоснабжения по , правопритязания заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) отсутствуют. Участники долевого строительства на протяжении более 14 лет не заявили о своем праве. Таким образом, установить собственника недвижимого имущества не представляется возможным. Непринятие мер по поддержанию системы газоснабжения по , по обращению в компетентный орган за регистрацией прав на него свидетельствует об отказе собственника от права собственности на спорные объекты недвижимости. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области подано заявление в Управление Росреестра по Тамбовской области о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение назначение объекта: , расположенные по адресу: . На основании вышеуказанного заявления в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Дата принятия на учет . В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от , комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, организует работу по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью. Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Представитель истца Муниципального образования городской округ - г. Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.
Заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь должна быть принята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится.
Абзац 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу ст.2 ФЗ № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в РФ», газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по транспортировке и поставкам газа посредством использования газораспределительной системы, являющейся имущественным производственным комплексом, состоящим из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Пунктом 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 установлено, что «технологическое устройство» - комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации, включающий в том числе газорегуляторные пункты, газорегуляторные пункты блочные, газорегуляторные пункты шкафные, газорегуляторные установки и пункты учета газа.
Одним из оснований прекращения права собственности согласно положениям ч.1 ст.235 ГК РФ является отказ собственника от права собственности.
Исходя из положений ч.1 ст.236 ГК РФ, гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие - либо права на это имущество.
К таким действиям относится, в том числе, необеспечение надлежащего содержания имущества, влекущее прекращение существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.).
Судом установлено, что Решением Советского районного суда города Тамбова от удовлетворены исковые требования К.Н.А. и вынесено решение по делу об обязании администрации города Тамбова Тамбовской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, провести процедуру регистрации и постановку на баланс, расположенного имущества: ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м; газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5 м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.; надземный d-57х3,5 мм L-2,0 м. Данное решение вступило в законную силу . В процессе судебного разбирательства судом было установлено, что были построены и введены в эксплуатацию объекты газораспределения, расположенные : ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м; газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5 м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.; надземный d-57х3,5 мм L-2,0 м.
Указанные объекты строились на средства домовладельцев в соответствии с «Проектом комплексной индивидуальной застройки по , прошедшим согласование с коммунальными службами города. Генеральным подрядчиком выступал ОАО «Тамбовоблгаз». По завершении строительства, приемочной комиссией был составлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения: газопровод высокого давления и ШРП по . К указанным объектам газораспределения подсоединены 13 домовладений, собственники которых являлись участниками долевого строительства. Судом при вынесении решения было установлено, что спорное имущество предназначено для осуществления поставки газа потребителям в жилые помещения и является элементом газораспределительной системы. Следовательно, соответствующие объекты не могут находиться в единоличной собственности граждан, поскольку сам по себе построенный газопровод предназначен для осуществления деятельности по транспортировке газа нескольким потребителям, которую может оказывать только специализированная организация. Сам по себе факт строительства спорного объекта за счет средств граждан не является основанием возникновения права собственности на данный объект, поскольку после совершения указанных действий газопровод и ШРП перестал быть самостоятельной вещью, он входит в состав газораспределительной системы, является ее неотъемлемой частью и применительно к ст. 135 ГК РФ должен следовать судьбе тех объектов, для обеспечения эксплуатации которых, он предназначен. Генеральный подрядчик ОАО «Тамбовоблгаз» правопреемником, которого является АО «Газпром газораспределение Тамбов» также не может быть собственником спорных объектов газораспределения в силу договорных отношений по их строительству. Более того, гражданским законодательством не предусмотрены нормы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты вопреки установленному законом порядку.
Согласно представленным сведениям управления Росреестра информации о зарегистрированных правах на объект недвижимости - систему газоснабжения по , правопритязания заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) отсутствуют. Участники долевого строительства на протяжении более 14 лет не заявили о своем праве. Таким образом, установить собственника недвижимого имущества не представляется возможным.
Непринятие мер по поддержанию системы газоснабжения по , по обращению в компетентный орган за регистрацией прав на него свидетельствует об отказе собственника от права собственности на спорные объекты недвижимости.
В силу положений ч.1 ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Согласно положений ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от , комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, организует работу по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст.290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области подано заявление в Управление Росреестра по Тамбовской области о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение назначение объекта: , расположенные по адресу: .
На основании вышеуказанного заявления в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Дата принятия на учет .
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области о признании недвижимого имущества бесхозяйным, признании права собственности - удовлетворить.
Признатьбесхозяйным недвижимым имуществом - сооружение, протяженностью 16м. назначение объекта: , расположенный состоящего из:ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м;газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.;надземный d-57х3,5мм L-2,0 м.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ-город Тамбов насооружение, протяженностью 16м. назначение объекта: , расположенный состоящего из:ШРП (шкаф распределительный понижающий) законченный строительством монтаж ГСГО-5; надземный газопровод d-57х3,5 мм. низкого и высокого давления L-3 м;газопровод высокого давления общей протяженностью L-12,5м: газопровод из стальных груб подземный d-57х3,5мм L-10,5м.;надземный d-57х3,5мм L-2,0 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Советский районный суд г. Тамбова.
Судья М.В. Елохова
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2019 г.
Судья: М.В.Елохова