ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-740/2016 от 20.04.2015 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-740/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 20 апреля 2015 года

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республике Коми о включении в специальный стаж периода службы в армии, в специальный стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов подготовки к профессиональной деятельности и забастовок, назначении пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода службы в армии, в специальный стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов подготовки к профессиональной деятельности и забастовок, назначении пенсии. Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку №1 период службы в армии с 20.12.1988 г. по 08.12.1990 г., периоды подготовки к профессиональной деятельности и курсы повышения квалификации с 25.02.1991 г. по 27.02.1991 г., с 20.03.1995 г. по 22.03.1995 г., с 14.07.2004 г. по 16.07.2004 г. Обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды подготовки к профессиональной деятельности и курсы повышения квалификации с 20.03.1995 г. по 22.03.1995 г., с 14.07.2004 г. по 16.07.2004 г., 07.11.2006 г., периоды работы с 23.01.1997 г. по 20.03.1997 г., с 30.06.1998 г. по 31.08.1998 г., 01.12.1998 г., исчислить стаж работы в районах Крайнего Севера в период до 01.01.2022 г. в полуторном размере, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года, выплатить сумму невыплаченной пенсии с 01.01.2015 г. с учётом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.

В обоснование требований истец указывает, что ответчиком было отказано в назначении ему досрочной пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа в районах Крайнего Севера. Считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа указанные выше периоды службы в армии и подготовки к профессиональной деятельности, а из стажа работы в районах Крайнего Севера указанные выше периоды подготовки к профессиональной деятельности и работы. С учётом оспариваемых периодов, по расчёту истца, с учетом исчисления стажа в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 года в полуторном размере его стаж в РКС составит более 15 лет, что даёт ему право на досрочную пенсию с 01 января 2015 года.

Ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте, не согласившись с исковыми требованиями, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что периоды службы в армии, подготовки к профессиональной деятельности не подлежат включению в специальный стаж и в стаж РКС в силу закона, а периоды с 23.01.1997 г. по 20.03.1997 г., с 30.06.1998 г. по 31.08.1998 г., 01.12.1998 г. являются забастовкой, которая в силу закона также не включается в стаж РКС. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что 23.12.1995 годы был принят закон № 175 ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Ст. 26 был отменен закон «О порядке разрешения трудовых споров» № 23 РСФСР, следовательно, работодателю было известно об этих нормах законодательства. Ст. 3 № 175 определено правом выдвижения требования обладают работники их представители. Были сделаны запросы в профсоюзную организацию, и «Росуглепроф», согласно, ответу стороны - профсоюзы, которые действовали на тот момент и действуют по настоящее время, не обладают информацией, что кем - либо из сторон объявлялся коллективный трудовой спор, который вылился в забастовку. Если работодатель не отчислял в пенсионный фонд страховые взносы ответственность лежит на работодателе и у пенсионного фонда есть все полномочия. Когда была введена система персонификации учета, ответчик имел право проводить проверки и привлечь к определенной ответственности ОАО «Воркутауголь» и обязать их перечислить страховые взносы за работников. Сторона - Пенсионный фонд не доказала, что имел факт забастовки.

Представитель ответчика в судебном заседание не явился. Ранее исковые требования не признал по доводам отзыва на иск. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», действующего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", согласно которому условия назначения досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 аналогичны условиям, досрочного назначения трудовой пенсии установленным пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ.

Судом установлено, что 02.12.2014 ФИО2, обратился с заявлением в УПФР в городе Воркуте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях по пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г.

Решением от 24.12.2014 в назначении пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. истцу отказано в связи с отсутствие требуемого стажа в районах Крайнего Севера.

Из протокола № 2106 заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Воркуте от 24.12.2014 следует, что из стажа в районах Крайнего Севера исключены: прогулы, отпуска без сохранения заработной платы, предварительное обучение по охране труда и ТБ, забастовки и периоды по выписке из индивидуального лицевого счёта.

По представленным документам стаж истца составил:

страховой стаж (календарно) – 17 лет 03 мес., 17 дней;

страховой стаж (с учётом льготного исчисления 1 год за 1,5) – 25 лет 08 мес., 12дн.;

подземные работы с вредными условиями труда по Списку № 1- 14 лет 09 мес., 00 дней;

подземные работы с вредными условиями труда по Списку № 1 (с учётом льготного исчисления 1 год за 1,5) – 17 лет 10 мес., 18 дней;

стаж работы в районах Крайнего Севера- 14 лет 09 мес., 00 дней.

Период службы в Вооруженных Силах с 20.12.1988 по 08.12.1990 учтен в общий стаж истца. Проверив расчет стажа, суд находит доводы истца обоснованными.

Согласно военному билету в период с 20.12.1988 по 08.12.1990 истец проходил службу в Вооруженных Силах по призыву.

Из таблицы трудовой деятельности следует, что оспариваемый период не зачтен в специальный стаж по Списку № 1.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, на период службы в армии истца могут быть применены нормы действующего на тот период законодательства.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период службы в Вооруженных Силах СССР, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда. Периоды, указанные в подпункте "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, на период службы в армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж на соответствующих видах работ при определенных условиях.

Согласно трудовой книжке за периодом службы в армии с 25.02.1991 следовала работа истца в качестве электрослесаря подземного 4 разряда на шахте «Центральная», учтенная ответчиком в специальный стаж по Списку № 1, в связи с чем период службы в Вооруженных Силах СССР с 20.12.1988 по 08.12.1990 (2 года 18 дней) подлежит зачету в указанный стаж.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При рассмотрении требований истца о включении периодов подготовки к профессиональной деятельности и периодов забастовки в специальный стаж по Списку №1 и в стаж работы в районах Крайнего Севера суд приходит к следующему.

Из справок, имеющихся в материалах дела следует, что в периоды с 25.02.1991 по 27.02.1991, с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004 гг., 07.11.2006 истец проходил предварительное обучение по ОТ и ТБ, обучался на курсах в УКК с оплатой.

Как следует из таблицы трудовой деятельности вышеуказанные периоды исключены ответчиком из специального стажа по Списку №1 и стажа работы в районах Крайнего Севера, в то время как, основные периоды работы в течении которых они протекали зачтены в специальный стаж по Списку №1 и в северный стаж.

Суд считает необоснованным исключение ответчиком из специального стажа по Списку №1 и из стажа работы в районах Крайнего Севера оплачиваемых периодов предварительного обучения по охране труда, обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в силу следующего.

В соответствии со ст.ст.27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день.

Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа по технике безопасности (техминимум) на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.

Следовательно, периоды прохождения предварительного обучения по охране труда (техминимумов), курсов, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и подлежат включению в стаж наравне с периодами трудовой деятельности в течение которой они протекали.

При таких обстоятельствах периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 20.12.1988 года по 08.12.1990 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 25.02.1991 по 27.02.1991, с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004 гг. подлежат включению в специальный стаж по Списку №1.

Поскольку трудовая деятельность истца в периоды с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004, 07.11.2006 гг. протекала в г. Воркуте, отнесённой Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 к районам Крайнего Севера, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004, 07.11.2006 гг. подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Согласно справке от 01.02.2016 г., выданной ОАО «Шахта Воргашорская» в периоды с 23.01.1997 по 20.03.1997, с 30.06.1998 по 31.08.1998, 01.12.1998 имели место забастовки.

Согласно ст.398 Трудового Кодекса РФ забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

По нормам ст.414 Трудового Кодекса РФ на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Таким образом, сохранение рабочего места и должности является гарантией, предусмотренной нормами трудового законодательства, для работника, принявшего участие в забастовке, и регламентирует отношения между работником и работодателем, но при этом указанная гарантия не имеет отношения и не может быть применена для регулирования прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

Норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Поскольку истцом не представлено, а судом не добыто доказательств, свидетельствующих о том, что забастовки в спорные периоды не проводились, либо указание об этом незаконно, в материалы дела представлена справка, выданная ОАО «Шахта Воргашорская» из которой следует, что в периоды с 23.01.1997 по 20.03.1997, с 30.06.1998 по 31.08.1998, 01.12.1998 имели место забастовки, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение забастовок в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов забастовок с 23.01.1997 по 20.03.1997, с 30.06.1998 по 31.08.1998, 01.12.1998 гг. в стаж работы в районах Крайнего Севера следует отказать.

В исковом заявлении ФИО2 просил исчислить стаж работы в районах Крайнего Севера в период до 01.01.2002 г. в полуторном размере.

Из смысла действовавшего и действующего пенсионного законодательства следует, что для определения права на пенсию по соответствующим основаниями стаж работы в районах Крайнего Севера исчисляется календарно не зависимо от времени работы в указанных районах до 01.01.2002 года или после указанной даты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера в период до 01.01.2002 года в полуторном размере следует отказать.

Таким образом, на 01.01.2015 года (достижение истцом возраста 45 лет) стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом периодов подготовки к профессиональной деятельности составит менее 15 лет, что не дает истцу права на назначение пенсии по пп. 1 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года, выплате недоплаты пенсии с учётом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми зачесть ФИО2 в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 20.12.1988 года по 08.12.1990 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 25.02.1991 по 27.02.1991, с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004 гг.

Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми зачесть ФИО2 в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды подготовки к профессиональной деятельности с 20.03.1995 по 22.03.1995, с 14.07.2004 по 16.07.2004, 07.11.2006 гг.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов забастовок с 23.01.1997 по 20.03.1997, с 30.06.1998 по 31.08.1998, 01.12.1998 гг. в стаж работы в районах Крайнего Севера, исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера в период до 01.01.2002 года в полуторном размере, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года, выплате недоплаты пенсии с учётом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий Солодилова Е.Ю.