Дело № 2-740/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Шелепановой И.Г.
при секретаре Поповой Ю. П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по иску Подрезан О.А. к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании незаконным решения и обязании,-
у с т а н о в и л:
Подрезан О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании незаконным решения и обязании. Свои требования мотивировала тем, что Подрезан О.А., обратилась в Комитет социальной зашиты населения Правительства ЕЛО, за продлением статуса многодетной семьи. Считает, что она имеет основания для продления указанного статуса. Ей отказано в продлении статуса многодетной семьи и ее удостоверение ранее выданное серии МС № от 05.03.2007 года было признано ответчиком недействительным по основаниям не указанным в законе или иных правовых ктах регулирующих возникновение, продление, утрату статуса многодетной семьи. С учетом указанного считает, что действия ответчика незаконны, нарушают ее права, а также права ее несовершеннолетних детей. Признанием недействительным удостоверения ее и ее детей лишили мер социальной поддержки, которые ей были положены по областному закону. Ответчиком принято решение, которое без законных на то оснований лишает ее семью государственной поддержки. Ее сын обучается по очной форме обучения ему 18 лет зарегистрирован он по месту жительства вместе с родителями, своей семьи он не имеет. Полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о недействительности удостоверения многодетной семьи и отказе ей в продлении статуса. Незаконными действиями ответчика ей и членам ее семьи причиняется моральный вред, нравственные страдания, в связи с неправомерным лишением ее мер социальной поддержки, ее семья не стала не многодетной. Также ее семья лишена 50% скидки при оплате коммунальных услуг, в связи с признанием недействительным удостоверения. Просит суд признать незаконным решение ответчика №-гр от 18.11.2016 о недействительности удостоверения многодетной семьи серии МС №, выданное 05.03.2007, на имя Подрезан О.А. Признать незаконным решение ответчика от 21.12.2016 №-гр об отказе в продлении статуса многодетной семьи. Обязать ответчика продлить статус многодетной семьи с даты ее обращения к ответчику.
В судебном заседании истец Подрезан О. А. исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение ответчика от 18.12.2016 об отказе в продлении статуса многодетной семьи и обязать продлить статус многодетной семьи с даты ее обращения, т. е 02.11.2016 г. Суду пояснила, что она не согласно решением КЗН, поскольку ее сын Подрезан обучается по очной форме обучения, ему 18 лет зарегистрирован он по месту жительства вместе с родителями, своей семьи он не имеет. Полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа ей в продлении статуса.
В судебном заседании представитель истца Голубева А. А., исковые требования доводы иска поддержала в полном объеме, суду пояснила, что решения КЗН необоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика Александрова А. А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что сын истица обучается в высшем учебном заведении, находится на полном государственном обеспечение, имеет денежное довольствие. Считает. отказ в продлении статуса многодетная семья, является законным. Просит в иске отказать.
В судебное заседание третье лицо Подрезан Ю. В. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" предоставление льгот многодетным семьям возложено на субъекты федерации.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Законом ЕАО от 19.09.2006 N 757-ОЗ (в ред. от 16.12.2015) "О мерах социальной поддержки многодетных семей", установлены меры социальной поддержки многодетных семей на территории Еврейской автономной области.
Согласно ст. 1 Закона ЕАО, меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, постоянно или временно проживающим на территории области, при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются данной семье в другом субъекте Российской Федерации. Многодетной семьей считается семья, имеющая в своем составе трех и более рожденных (усыновленных) детей, а также пасынков и падчериц, проживающих совместно в данной семье, и воспитывающая их до достижения ими 18 лет. В случае, если сын (пасынок) был призван на срочную военную службу после прекращения предоставления мер социальной поддержки, их предоставление возобновляется после его призыва на военную службу только при условии, что на момент призыва он проживал совместно с родителями, не имея собственной семьи. Меры социальной поддержки сохраняются за многодетными семьями на время прохождения детьми срочной службы по призыву. В случае, если ребенок (дети) обучается (обучаются) по очной форме обучения, предоставление мер социальной поддержки продолжается до момента окончания обучения при условии, что ребенок (дети) не старше 23 лет и в период обучения он (они) проживает (проживают) совместно с родителями, не имея собственной семьи.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления КСЗ № от 20.02.2007 многодетной семье, состоящей на учете в отделе социальной защиты населения г. Биробиджана выдано удостоверение № МС многодетная семья: мать Подрезан О. А., отец Подрезан Ю. В., дети: ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
02.11.2016 истица Подрезан О. А. обратилась в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о продлении статуса многодетной семьи, предоставив следующие документы: документ, содержащий сведения о зарегистрированных по месту жительства граждан, заявление о согласии на обработку персональных данных, паспорт РФ, справка из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения, удостоверение многодетной семьи.
Приказом КСЗ правительства ЕАО № от 18.11.2016 «Об отказе в продлении статуса многодетной семьи», многодетной семьи Подрезан О. А. отказано в продлении статуса.
В ответе КЗН от 18.11.2016 г. указывает, что основанием для отказа является то, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения обучается в Дальневосточной пожарно-спасательной академии, обеспечивается вещевым и денежным довольствием, находится на полном государственном обеспечении.
Постановлением правительства ЕАО от 16.06.2015 N 278-пп (ред. от 29.11.2016) "Об утверждении Порядка установления, продления и прекращения статуса многодетной семьи, а также формы удостоверения многодетной семьи и Порядка выдачи, замены и признания недействительным удостоверения многодетной семьи", утвержден порядок установления, продления и прекращения статуса многодетной семьи и определяет механизм установления, продления и прекращения статуса многодетной семьи.
Согласно п. 13 Порядка, в случае если ребенок (дети) обучается (обучаются) по очной форме обучения, статус многодетной семьи продлевается ежегодно до 30 июня (до окончания обучения) при условии, что ребенок (дети) не старше 23 лет и в период обучения он (они) проживает (проживают) совместно с родителями, не имея собственной семьи.
П.14 Порядка предусмотрено, что для принятия решения о продлении статуса многодетной семьи необходимы следующие документы: а) заявление о продлении статуса многодетной семьи по форме, утвержденной комитетом; б) копия свидетельства о рождении ребенка (в случае рождения или усыновления следующего ребенка); в) справка из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения (для граждан, имеющих детей старше 18 лет и обучающихся по очной форме обучения) (представляется ежегодно до окончания обучения или до достижения возраста 23 лет); г) справка из военного комиссариата о призыве на срочную военную службу (для граждан, имеющих детей, призванных на срочную военную службу); д) сведения о зарегистрированных по месту жительства (пребывания) гражданах; е) акт, подтверждающий факт совместного проживания детей с родителями (в случае отсутствия регистрации по одному адресу родителя с детьми); е-1) справка органов записи актов гражданского состояния о том, что брак не заключался (для детей старше 18 лет, призванных на срочную военную службу либо обучающихся по очной форме обучения).
Основаниями для принятия решения об отказе в установлении статуса многодетной семьи являются: - отсутствие права на установление статуса многодетной семьи; - наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, в 2016 г. поступил в Дальневосточную пожарно-спасательную академию-филиал Санкт-Петербурского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, зачислен приказом начальника университета от 24.08.2016 №-НС, с 01.09.2016 и в настоящее время обучается на 1 курсе по очной форме обучения, за счет средств федерального бюджета. Находится на государственном обеспечении, включающем в себя питание, проживание в общежитии. Обеспечивается вещевым и денежным довольствием как сотрудник МСЧ России. Ежемесячное денежное довольствие составляет 16 675,00 рублей. Срок окончания образовательного учреждения – июнь 2021 г. место обучения – п. Аякс, о. Русский, Владивосток, Приморский край.
Из пояснений истицы Подрезан О. А. следует, что ее сын ФИО2 имеют постоянную регистрацию по месту проживания в <адрес>, но на время обучения проживает по месту обучения, домой приезжает только на каникулы.
Как следует из п. 13 Порядка, в случае если ребенок обучается по очной форме обучения, статус многодетной семьи продлевается ежегодно до 30 июня (до окончания обучения) при условии, что ребенок не старше 23 лет и в период обучения он проживает совместно с родителями, не имея собственной семьи.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Довод истицы о том, что ее сын ФИО2 имеет регистрацию по г. Биробиджану и считается проживающей совместной с семьей является необоснованным по вышеуказанным обстоятельствам.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 обучается по очной форме обучения, не старше 23 лет, не имеется своей семьи, но в период обучения не проживает совместно с родителями (Подрезан О. А. и Подрезан Ю. В.), проживает по месту обучения – о. Русский.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь нормами вышеуказанных законах считает, что оснований для продления Подрезан О. А. статуса многодетной семьи не имеется. Следовательно, в удовлетворении исковых требований Подрезан О. А. к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании незаконным решения от 18.11.2016 и обязании продлить статуса многодетной семьи необходимо отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Подрезан О.А. к Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО о признании незаконным решения и обязании, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова
Копия верна:
Судья И. Г. Шелепанова