ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-740/2021 от 27.10.2021 Лабинского районного суда (Краснодарский край)

Делу №2-740/2021

УИД:23RS0028-01-2021-001174-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Лабинск 27 октября 2021 г.

Лабинский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Лебенко Н.М.,

при секретаре Костомаровой Н.Н.,

с участием: истца – первого заместителя прокурора Краснодарского края Гвоздева П.Ю.,

представителя ответчика – директора МОБУ СОШ №22 ст-цы Чамлыкской Лабинского района ФИО1, действующей на основании распоряжения <Номер> от 17.08.2021 года,

представителя ответчика – главного специалиста юридического отдела администрации МО Лабинский район ФИО2, действующего на основании доверенности от 23.09.2021 года,

представителя ответчика – заместителя начальника отдела правового, кадрового обеспечения и организации воспитательной работы управления образования администрации МО Лабинский район ФИО3, действующего на основании доверенности от 12.10.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребёнка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья П.Г. к МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 станицы Чамлыкской Лабинского района, управлению образования администрации МО Лабинский район, администрации МО Лабинский район о понуждении к выплате денежной компенсации за горячее питание в образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Лабинский межрайонный прокурор, с учетом последующих измененных исковых требований, обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов ребёнка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья П.Г. к МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 станицы Чамлыкской Лабинского района, управлению образования администрации МО Лабинский район, администрации МО Лабинский район о понуждении к выплате денежной компенсации за горячее питание в образовательном учреждении.

В обоснование исковых требований истец указал, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся учащимися муниципальных образовательных учреждений, на получение бесплатного питания.

Установлено, что согласно справке, выданной Бюро МСЭ-<Номер>П.Г., <Дата> рождения, является ребёнком-инвалидом. Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 23.07.2019 года <Номер> он признана ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района от <Дата><Номер>П.Г. в соответствии с ч.10 ст.66 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» переведен на обучение на дому по образовательной программе начального общего образования.

Проведенной проверкой установлено, что вопреки указанной норме о праве обучающихся детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение двухразовым питанием ребенок-инвалид со статусом ребенка с ограниченными возможностями здоровья – П.Г. в 2020 году не обеспечен сухим пайком или денежной компенсацией стоимости двухразового школьного питания.

15.01.2021года главе администрации муниципального образования Лабинский район внесено представление прокурора (исх. <Номер>) об устранении нарушений законодательства, регламентирующего право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях, на получение бесплатного питания или выплаты соответствующей компенсации, в том числе и ребенка-инвалида П.Г.

Согласно поступившей информации от 01.03.2021 года <Номер> выплата компенсации стоимости горячего питания будет производится после принятия администрацией нормативного акта, устанавливающего порядок субсидирования затрат на мероприятия по обеспечению бесплатного двухразового горячего питания детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующий нормативный акт, а именно – постановление администрации МО Лабинский район <Номер> «О социальных гарантиях по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального образования Лабинский район, двухразовым бесплатным питанием» принят 26.03.2021 года.

31.03.2021 года на 8-й сессии Совета муниципального образования Лабинский район принято решение <Номер> «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Лабинский район от 23 декабря 2020 года № 28/4 «О местном бюджете муниципального образования Лабинский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», которым внесены изменения в бюджетные расходы только в части увеличения расходов по оплате компенсации стоимости горячего питания детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья на 2021 год. Компенсация стоимости горячего питания за 2020 год указанным решением не предусмотрена.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Лабинский район проведен анализ обеспечения горячим питанием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в 1-4 классах, в том числе, находящихся на домашнем обучении в общеобразовательных учреждениях МО Лабинский район, представленному в межрайонную прокуратуру письмом <Номер> от 31.03.2021 года, за 81 день обучения в 2020 году подлежит выплате компенсация за горячее питание П.Г. в сумме 12407,58 рубля, из расчета стоимости завтрака и обеда 153,18 рубля.

01.09.2021 года в межрайонную прокуратуру поступило заявление законного представителя ребенка-инвалида П.Г. - П.Э. об оказании помощи в судебной защите нарушенного права ее сына.

На основании вышеизложенного истец просил суд обязать администрацию муниципального образования Лабинский район в срок до 01.11.2021 года принять меры к организации и выделению бюджетных средств управлению образования муниципального образования Лабинский район в сумме 12407,58 рублей для оплаты денежной компенсации стоимости горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому – П.Г., <Дата> года рождения; обязать управление образования муниципального образования Лабинский район при поступлении указанных бюджетных средств незамедлительно обеспечить их перечисление на счет МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района; обязать МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района при поступлении указанных бюджетных средств в 3-х дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения произвести их перечисление законному представителю несовершеннолетнего П.Г.П.Э. на указанный ею банковский счет.

Истец – первый заместитель прокурора Краснодарского края Гвоздев П.Ю. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиков ФИО1, ФИО3, ФИО2 в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Лабинского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании ч.3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Судом установлено, что согласно справке, выданной Бюро МСЭ-<Дата>П.Г., <Дата> рождения, является ребёнком-инвалидом. Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 23.07.2019 года <Номер> он признана ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района от <Дата><Номер>П.Г. в соответствии с ч.10 ст.66 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» переведен на обучение на дому по образовательной программе начального общего образования.

В соответствии с ч.2.1 ст.37 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ч.4 ст.34 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на образовательную организацию. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Согласно разъяснениям Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 14.01.2016 года №07-81), обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, осуществляется посредством их обеспечения сухим пайком или денежной компенсацией,

МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района является самостоятельным юридическим лицом, подведомственным управлению образования администрации муниципального образования Лабинский район, функции и полномочия учредителя от имени администрации муниципального образования Лабинский район осуществляет управление образования муниципального образования Лабинский район (устав образовательного учреждении, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 28.07.2020 года №596).

В соответствии с приложением №12 к решению Совета муниципального образования Лабинский район от 24.12.2019 года №444/68 «О местном бюджете муниципального образования Лабинский район на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» управление образования является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования Лабинский район.

Согласно ч.2 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ. Утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением в силу положений п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с положениями п.п.5 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Проверкой установлено, что ребенок-инвалид со статусом ребенка с ограниченными возможностями здоровья – П.Г. в 2020 году не обеспечен сухим пайком или денежной компенсацией стоимости двухразового школьного питания.

15.01.2021года главе администрации муниципального образования Лабинский район внесено представление прокурора (исх. <Номер>) об устранении нарушений законодательства, регламентирующего право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях, на получение бесплатного питания или выплаты соответствующей компенсации, в том числе и ребенка-инвалида П.Г.

26.03.2021 года администрацией муниципального образования Лабинский район было принято постановление № 241 «О социальных гарантиях по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального образования Лабинский район, двухразовым бесплатным питанием».

Согласно поступившей информации от 01.03.2021 года <Номер> выплата компенсации стоимости горячего питания будет производится после принятия администрацией нормативного акта, устанавливающего порядок субсидирования затрат на мероприятия по обеспечению бесплатного двухразового горячего питания детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующий нормативный акт, а именно – постановление администрации МО Лабинский район <Номер> «О социальных гарантиях по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального образования Лабинский район, двухразовым бесплатным питанием» принят 26.03.2021 года.

31.03.2021 года 8-й сессии Совета муниципального образования Лабинский район, принято решение №57/8 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Лабинский район от 23 декабря 2020 года № 28/4 «О местном бюджете муниципального образования Лабинский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», которым внесены изменения в бюджетные расходы только в части увеличения расходов по оплате компенсации стоимости горячего питания детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья на 2021 год. Компенсация стоимости горячего питания за 2020 год указанным решением не предусмотрена.

Контрольно-счетной палатой муниципального образования Лабинский район проведен анализ обеспечения горячим питанием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в 1-4 классах, в том числе, находящихся на домашнем обучении в общеобразовательных учреждениях МО Лабинский район, представленному в межрайонную прокуратуру письмом <Номер> от 31.03.2021 года, за 81 день обучения в 2020 году подлежит выплате компенсация за горячее питание П.Г. в сумме 12407,58 рубля, из расчета стоимости завтрака и обеда 153,18 рубля.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребёнка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья П.Г. к МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 станицы Чамлыкской Лабинского района, управлению образования администрации МО Лабинский район, администрации МО Лабинский район о понуждении к выплате денежной компенсации за горячее питание в образовательном учреждении удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Лабинский район в срок до 10.12.2021 года принять меры к организации и выделению бюджетных средств управлению образования муниципального образования Лабинский район в сумме 12407,58 рублей для оплаты денежной компенсации стоимости горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому – П.Г., <Дата> рождения.

Обязать управление образования муниципального образования Лабинский район при поступлении указанных бюджетных средств незамедлительно обеспечить их перечисление на счет МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района.

Обязать МОБУ СОШ №22 имени героя Советского Союза ФИО4 ст-цы Чамлыкской Лабинского района при поступлении указанных бюджетных средств в 3-х дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения произвести их перечисление законному представителю несовершеннолетнего П.Г.П.Э. на указанный ею банковский счет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Лабинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2021 года.

Судья: