ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7413/2017 от 02.03.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-890/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 02 марта 2018 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора города Хабаровска Серга Ю.В.,

представителя ответчика Гречихиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязании принять меры к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе города Хабаровска,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязании принять меры к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе города Хабаровска, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории Центрального района г. Хабаровска выявлено 33 бесхозяйные сети водоотведения (канализации), расположенные по адресам: <адрес>; протяж. 100,0; от здания <адрес>; протяж. 43,0; 72,4; <адрес>; протяж. 93,9; 84,5; <адрес> до <адрес>; протяж. 101,7; <адрес>; протяж. 118,0; от жилого дома по <адрес>; протяж. 80,9; 41,6; по <адрес>; протяж. 93,0; 7,8; от жилых домов <адрес>; протяж. 70,5; вдоль <адрес>; протяж. 73,6; от жилого дома по <адрес>; протяж. 39,6; 75,7; по <адрес> от жилого <адрес>; протяж. 201,3; по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>; протяж. 332,0; 125,0; вдоль здания <адрес>; по <адрес> до <адрес>; от жилого дома по <адрес>; протяж. 101,0; 47,7; 6,9; 19,0; по <адрес> от жилого <адрес> до здания <адрес>; по <адрес> до <адрес>; протяж. 92,0; 95,0; 215,0; вынос сетей канализации по <адрес>; протяж. 33,0; вынос сетей канализации <адрес>; протяж. 35,0; 8,0; от здания <адрес> до коллектора по <адрес>; протяж. 104,0; от <адрес> до коллектора по <адрес>; протяж. 173,0; 73,0; по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>; протяж. 129,0; по <адрес> от жилого <адрес> до жилого <адрес>; протяж. 71,0; по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес> до <адрес>; протяж. 152,0; 80,0; по <адрес> от жилого <адрес> от здания по <адрес> до коллектора от здания по <адрес>; протяж. 218,0; 16,3; 46,7; <адрес><адрес> протяж. 218,0; 16,3; 46,7; <адрес>; протяж. 100,0; от жилого дома по <адрес> до коллектора по <адрес>; протяж. 157,6; от жилого дома <адрес>; протяж. 30,7; 26,1; по <адрес>; протяж. 44,0; от <адрес> до коллектора <адрес> в районе <адрес>; от здания <адрес> до <адрес> протяж. 495,0; канализационный коллектор по <адрес> от врезки линии канализации от <адрес>, до <адрес>, протяж. 283,5; <адрес> до <адрес> (нечетная сторона); протяж. 146,0; <адрес>; протяж. 103,7; по <адрес> от <адрес>; по <адрес> от подключения здания <адрес>, протяж. 275,0, 42,0; от здания по <адрес> до <адрес>, протяж. 94,6, 27,4; <адрес>, протяж. 37,6. В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Постановлением администрации города Хабаровска от 28.10.2014 № 4742 утверждена муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры города Хабаровска на 2014 - 2020 годы». В соответствии с п. 2.1 целями Программы являются повышение надежности предоставления услуг по тепло-, водо-, электроснабжению и водоотведению объектов жизнеобеспечения населения; уменьшение повреждений на сетях электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов жизнеобеспечения населения. В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № 471-р утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций. В соответствии с данным порядком подготовительную работу и формирование перечней бесхозяйных инженерных коммуникаций (БИК) осуществляет управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и другие отраслевые подразделения администрации города. Перечни БИК утверждаются отраслевыми подразделениями администрации города. Утвержденные БИК с прилагаемыми принципиальными схемами размещения объектов направляются в департамент муниципальной собственности администрации города для подготовки проектов постановления администрации города о передаче указанных объектов на содержание и техническое обслуживание предприятиям – сетедержателям. Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска после получения изготовленной и согласованной с предприятием - сетедержателем технической документации на БИК Департамент администрации города проводит работу по постановке этих объектов в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю на учет как бесхозяйных. Вместе с тем, до настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией города не проведена в отношении 33 бесхозяйных сетей водоотведения (канализации) в Центральном районе г. Хабаровска. В связи с чем просит обязать администрацию г. Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе г.Хабаровска по адресам: <адрес>; протяж. 100,0; от здания <адрес>; протяж. 43,0; 72,4; <адрес>; протяж. 93,9; 84,5; <адрес> до <адрес>; протяж. 101,7; <адрес>; протяж. 118,0; от жилого дома по <адрес>; протяж. 80,9; 41,6; по <адрес>; протяж. 93,0; 7,8; от жилых домов <адрес>; протяж. 70,5; вдоль <адрес> протяж. 73,6; от жилого дома по <адрес>; протяж. 39,6; 75,7; по <адрес> от жилого <адрес>; протяж. 2013; по <адрес> от жилого <адрес>; протяж. 332,0; 125,0; вдоль здания по <адрес>; по <адрес> от <адрес> от жилого дома по <адрес>; протяж. 101,0; 47,7; 6,9; 19,0; <адрес> от жилого <адрес> до здания <адрес>; по <адрес> от здания <адрес>, <адрес> протяж. 92,0; 95,0; 215,0; вынос сетей канализации по <адрес>; протяж. 33,0; вынос сетей канализации <адрес>; протяж. 35,0; 8,0; от здания <адрес> до коллектора по <адрес>; протяж. 104,0; от <адрес>, 71 до коллектора по <адрес>; протяж. 173,0; 73,0; по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>; протяж. 129,0; по <адрес> от жилого <адрес> до жилого <адрес>; протяж. 71,0; по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес> до <адрес>; протяж. 152,0; 80,0; по <адрес> от жилого <адрес> от мания по <адрес> до коллектора от здания по <адрес>; протяж. 218,0; 16,3; 46,7; <адрес>; протяж. 100,0; от жилого дома по <адрес> до коллектора по <адрес>; протяж. 157,6; от жилого дома <адрес>; протяж. 30,7; 26,1; по <адрес>; протяж. 44,0; от <адрес> до коллектора по <адрес>; от здания <адрес> до коллектора <адрес> м; протяж. 495,0; канализационный коллектор по <адрес> от врезки линии канализации от <адрес>, до коллектора по <адрес>, протяж. 283,5; <адрес> до <адрес> (нечетная сторона); протяж. 146,0; <адрес>; протяж. 103,7.; по <адрес> от <адрес> до <адрес>; по <адрес> от подключения здания <адрес>, протяж. 275,0, 42,0; от здания по <адрес> до канализационного коллектора <адрес> мм. протяж. 94,6, 27,4; <адрес>, протяж. 37,6; как бесхозяйных объектов путем направления заявлений в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В ходе судебного разбирательства прокурор заявленные требования уточнил и просил обязать администрацию города Хабаровска принять меры к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе г.Хабаровска по адресам: хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от здания до здания , протяженностью 104,68 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 152,17 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 145,43 п.м.; хоз-бытовой канализационный коллектор по Комсомольской от <адрес> до Уссурийского бульвара от жилого дома по Комсомольской 66 до коллектора по <адрес>, протяженностью 290,82 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от жилого <адрес> до Уссурийского бульвара, протяженностью 186,85 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор от пер. Владивостокского 1 до коллектора по Уссурийскому бульвару в районе <адрес>, протяженностью 490,91 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор <адрес>, по Уссурийскому бульвару от <адрес> до здания речного вокзала, по <адрес> от подключения здания до <адрес>, протяженностью 368,05 п.м.; хозяйственно-бытовой коллектор от <адрес> до <адрес>, протяженностью 103,43 п.м.; уличный хозяйственно-бытовой канализационный коллектор по <адрес> от врезки линии канализации от <адрес> бульвару <адрес> (нечетная сторона), протяженностью 283,50 п.м.; наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к жилому дому по <адрес>, протяженностью 103,7 п.м; наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к дому по <адрес>, протяженностью 368,40 п.м.; наружная хоз-бытовая канализационная сеть по <адрес> от жилого <адрес> до жилого <адрес>, протяженностью 72,55 п.м.; наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого <адрес>, протяженностью 54,35 п.м.; наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 49,25 п.м.; наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 63,26 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от <адрес> до коллектора по <адрес>, протяженностью 201,76 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от <адрес> а до коллектора по <адрес>, протяженностью 103,66 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от здания <адрес>, до канализационного коллектора, протяженностью 124,3 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес>8, протяженностью 96.13 п.м.; наружная сеть хозяйственно-бытовой канализации от жилого дома по Уссурийскому бульвару, до коллектора по Уссурийскому бульвару, протяженностью 190,52 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 127,98 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес> а до <адрес>, протяженностью 130,21 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации вдоль <адрес> а, протяженностью 119,98 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации вдоль здания по Амурскому бульвару 12, по <адрес> от а до коллектора по Амурскому бульвару, от жилого дома по <адрес>, протяженностью 174,8 п.м.; наружная сеть хозбытовой канализации по <адрес> от здания <адрес>, протяженностью 196,54 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес>, 19 протяженностью 140,63 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес> до <адрес>, протяженностью 87,6 п.м.; наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 136,45 п.м.; канализационный коллектор по <адрес> от жилого дома по <адрес> бульвару, протяженностью 444,75 п.м.; канализационный коллектор от жилого дома по <адрес>, протяженностью 49,34 п.м.; вынос наружной хоз-бытовой канализационной сети <адрес>, протяженностью 42,92 п.м.; как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что по итогам проведения электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на проведение работ по технической инвентаризации и изготовлению технических планов на бесхозяйные инженерные сети. Согласно приложению к муниципальному контракту, в перечень бесхозяйных объектов, подлежащих технической инвентаризации включены вышеназванные сети водоотведения (канализации). Дата окончания исполнения муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ. Информация о заключенном контракте размещена в реестре контрактов закрытой части сайта Единой информационной системы в сфере закупок. На сегодняшний день проведены работы по инвентаризации сетей водоотведения (канализации), изготовлены технические паспорта. Таким образом, доводы прокурора о том, что администрация г. Хабаровска уклоняется от принятия мер к постановке на учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного объекта недвижимости несостоятельны. Кроме того, действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления принимать меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения. Так, ч. 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, согласно действующему законодательству, постановка объекта недвижимости на учет как бесхозяйного носит заявительный характер и законодательство не обязывает, а предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество. Понуждение администрации города Хабаровска к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанных объектов на учет как бесхозяйных, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В связи с чем просила в удовлетворении исковых требований прокурора города Хабаровска отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона предусмотрено, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В свою очередь, централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28), а канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ).

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Хабаровска во исполнение задания прокуратуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2016/2017 годов, в результате которой на территории Центрального района города Хабаровска были выявлены следующие бесхозяйные сети водоотведения (канализации):

хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от здания до здания , протяженностью 104,68 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 152,17 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 145,43 п.м.;

хоз-бытовой канализационный коллектор по <адрес> до <адрес> от жилого дома по <адрес> до коллектора по <адрес>, протяженностью 290,82 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>, протяженностью 186,85 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор от <адрес> до коллектора по <адрес>, протяженностью 490,91 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор <адрес>, по <адрес> от <адрес> до <адрес>, по <адрес> от подключения здания до <адрес>, протяженностью 368,05 п.м.;

хозяйственно-бытовой коллектор от <адрес> до <адрес>, протяженностью 103,43 п.м.;

уличный хозяйственно-бытовой канализационный коллектор по <адрес> от врезки линии канализации от <адрес> (нечетная сторона), протяженностью 283,50 п.м.;

наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к жилому дому по <адрес>, протяженностью 103,7 п.м;

наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к дому по <адрес>, протяженностью 368,40 п.м.;

наружная хоз-бытовая канализационная сеть по <адрес> от жилого <адрес> до жилого <адрес>, протяженностью 72,55 п.м.;

наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого <адрес>, протяженностью 54,35 п.м.;

наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 49,25 п.м.;

наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 63,26 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от <адрес>, 71 до коллектора по <адрес>, протяженностью 201,76 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от <адрес> а до коллектора по <адрес>, протяженностью 103,66 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от здания <адрес>, до канализационного коллектора, протяженностью 124,3 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес>8, протяженностью 96.13 п.м.;

наружная сеть хозяйственно-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, до коллектора по Уссурийскому бульвару, протяженностью 190,52 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 127,98 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес> а до <адрес>, протяженностью 130,21 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации вдоль <адрес> а, протяженностью 119,98 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации вдоль здания по <адрес>, по <адрес> от а до коллектора по <адрес>, от жилого дома по <адрес>, протяженностью 174,8 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации по <адрес> до <адрес>, протяженностью 196,54 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес> протяженностью 140,63 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес> до <адрес>, протяженностью 87,6 п.м.;

наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 136,45 п.м.;

канализационный коллектор по <адрес> от жилого дома по <адрес>, протяженностью 444,75 п.м.;

канализационный коллектор от жилого дома по <адрес>, протяженностью 49,34 п.м.;

вынос наружной хоз-бытовой канализационной сети <адрес>, протяженностью 42,92 п.м.

Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Хабаровскому краю, список объектов недвижимого имущества, представленный прокурором города Хабаровска при обращении с соответствующим запросом, в который включаются и указанные выше сети водоотведения (канализации), идентифицировать с базой данных Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным, ввиду отсутствия данных о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет.

По информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае объекты недвижимого имущества - сети водоотведения (канализации), являющиеся предметом настоящего спора, в реестре федерального имущества, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2017 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» правообладателями федерального имущества к учету не заявлены.

Допустимых доказательств того, что спорные сети водоотведения (канализации) принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, администрацией города Хабаровска в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как предусмотрено в п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в силу п. 4 названного Порядка, осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

Постановлением администрации города Хабаровска от 28.10.2014 года № 4742 утверждена муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры города Хабаровска на 2014 - 2020 годы», согласно п. 2.1. которой целями программы являются повышение надежности предоставления услуг по тепло-, водо-, электроснабжению и водоотведению объектов жизнеобеспечения населения; уменьшение повреждений на сетях электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов жизнеобеспечения населения.

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 года № 471-р утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией города Хабаровска работа по постановке на регистрационный учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества – спорных сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе города Хабаровска, не проведена, несмотря на то, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.

Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей водоотведения (канализации), и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности водоснабжения и водоотведения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения и водоотведения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Отсутствие собственника объектов недвижимого имущества и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора о том, что уклонение администрации города Хабаровска от принятия мер к постановке указанных сетей водоотведения (канализации) на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований федерального законодательства в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного.

При таких обстоятельствах, суд признает требования и.о. прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска об обязании принять меры к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе города Хабаровска, заявленные им в интересах неопределенного круга лиц, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание тот факт, что для исполнения решения суда требуется длительное время, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда о принятии мер к постановке на учет сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе города Хабаровска – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию города Хабаровска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет как бесхозяйных объектов с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, с целью внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, сетей водоотведения (канализации), расположенных в Центральном районе г. Хабаровске по адресам:

1. хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от здания до здания , протяженностью 104,68 п.м.;

2. хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 152,17 п.м.;

3. хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от <адрес> до <адрес>, протяженностью 145,43 п.м.;

4. хоз-бытовой канализационный коллектор <адрес> до <адрес> от жилого дома по <адрес> до коллектора по <адрес>, протяженностью 290,82 п.м.;

5. хозяйственно-бытовой коллектор по <адрес> от жилого <адрес> до <адрес>, протяженностью 186,85 п.м.;

6. хозяйственно бытовой коллектор от <адрес> до коллектора по <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 490,91 п.м.;

7. хозяйственно бытовой коллектор <адрес>, по <адрес> от <адрес> до здания речного вокзала, по <адрес> от подключения здания до <адрес>, протяженностью 368,05 п.м.;

8. хозяйственно-бытовой коллектор от <адрес> до <адрес>, протяженностью 103,43 п.м.;

9. уличный хозяйственно-бытовой канализационный коллектор по <адрес> от врезки линии канализации от <адрес> (нечетная сторона), протяженностью 283,50 п.м.;

10. наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к жилому дому по <адрес>, протяженностью 103,7 п.м;

11. наружные сети хоз-бытовой канализационной сети к дому по <адрес>, протяженностью 368,40 п.м.;

12. наружная хоз-бытовая канализационная сеть по <адрес> от жилого <адрес> до жилого <адрес>, протяженностью 72,55 п.м.;

13. наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого <адрес>, протяженностью 54,35 п.м.;

14. наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 49,25 п.м.;

15. наружная хоз-бытовая канализационная сеть от жилого дома по <адрес>, протяженностью 63,26 п.м.;

16. наружная сеть хозбытовой канализации от <адрес>, 71 до коллектора по <адрес>, протяженностью 201,76 п.м.;

17. наружная сеть хозбытовой канализации от <адрес> а до коллектора по <адрес>, протяженностью 103,66 п.м.;

18. наружная сеть хозбытовой канализации от здания <адрес>, до канализационного коллектора, протяженностью 124,3 п.м.;

19. наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес>8, протяженностью 96.13 п.м.;

20. наружная сеть хозяйственно-бытовой канализации от жилого дома по <адрес>, до коллектора по <адрес>, протяженностью 190,52 п.м.;

21. наружная сеть хозбытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 127,98 п.м.;

22. наружная сеть хозбытовой канализации от жилого дома по <адрес> а до <адрес>, протяженностью 130,21 п.м.;

23. наружная сеть хозбытовой канализации вдоль <адрес>, протяженностью 119,98 п.м.;

24. наружная сеть хозбытовой канализации вдоль здания <адрес>, по <адрес> от а до коллектора по <адрес>, от жилого дома по <адрес>, протяженностью 174,8 п.м.;

25. наружная сеть хозбытовой канализации по <адрес> от <адрес>, протяженностью 196,54 п.м.;

26. наружная сеть хоз-бытовой канализации от жилых домов по <адрес>, 19 протяженностью 140,63 п.м.;

27. наружная сеть хозбытовой канализации от жилого дома по <адрес> до <адрес>, протяженностью 87,6 п.м.;

28. наружная сеть хозбытовой канализации от жилого дома по <адрес>, протяженностью 136,45 п.м.;

29. канализационный коллектор по <адрес> от жилого дома по <адрес> бульвару, протяженностью 444,75 п.м.;

30. канализационный коллектор от жилого дома по <адрес> бульвару, протяженностью 49,34 п.м.;

31. вынос наружной хоз-бытовой канализационной сети <адрес>, протяженностью 42,92 п.м.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 07.03.2018 года.

Председательствующий: судья Губанова А.Ю.