Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-741/16
г. Наро-Фоминск 21.03.2016
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Акимовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО25 ФИО1 к ООО «Управляющая компания ЖКХ» о признании незаконным решения и обязании перерасчета размера платы за коммунальную услугу
установил:
ФИО25 ФИО2. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания ЖКХ», в котором просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия по месту постоянной регистрации; обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истца и ФИО25 ФИО3 по месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины за подачу иска в суд в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании ФИО25 ФИО4. просит удовлетворить исковые требования. В обоснование своих требований ФИО25 ФИО5 ссылается на то, что она с сыном ФИО25 ФИО6 постоянно зарегистрированы по вышеуказанному адресу, регулярно осуществляет платежи за пользование жилищно-коммунальными услугами. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она с семьей (муж ФИО25 ФИО7., сын ФИО25 ФИО8., дочь ФИО25 ФИО9.) проживала на даче в СНТ «<адрес>» по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платежей за жилищно-коммунальные услуги по причине временного отсутствия по месту постоянной регистрации. К заявлению о перерасчете была приложена справка СНТ «<адрес>», подтверждающая пребывание истца в указанный период на даче. Ответчик в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № отказал в перерасчете оплаты за жилищно-коммунальные услуги, указав, что по результатам проведенной проверки в соответствии с актом № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что справка СНТ «<адрес>» противоречит требованиям закона, а именно, разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 15.05.2009 №14762-СК/14. С отказом истец не согласен по следующим основаниям. В соответствии с указанными разъяснениями органам управления садоводческих некоммерческих организаций рекомендовано организовывать ведение учетных документов (журналов, книг учета, иных регистров), в которых следует отмечать дату убытия граждан с территории садоводческих некоммерческих организаций. Закон не обязывает СНТ устанавливать на территории пропускной режим с круглосуточным дежурством, средства внешнего видеонаблюдения и видеофиксации, а лишь рекомендует организовать ведение учетных документов. В СНТ «<адрес>» учетные документы ведутся. Акт №№ от ДД.ММ.ГГГГ проверки и наличия средств объективного и непрерывного контроля за фактическим местонахождением граждан в период их временного пребывания на территории СНТ «<адрес>» недействителен по следующим основаниям: представитель СНТ «<адрес>» для составления акта приглашен не был; справку о проживании на территории СНТ истец представил ответчику ДД.ММ.ГГГГ, а указанный акт был составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть за месяц до подачи истцом заявления о проведении перерасчета. ДД.ММ.ГГГГ семья истца еще продолжала проживать на даче в СНТ «<адрес>». При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного места жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться, справка садового товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения садового товарищества.
В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания ЖКХ» по доверенности ФИО18 ФИО10 возражает против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений указывает, что ООО «Управляющая компания ЖКХ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку управляющей организацией по данному жилищному фонду является ОАО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства». Истцом представлена справка СНТ «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая период временного пребывания истца по месту нахождения садоводческого товарищества. Ответчиком проведана выездная проверка полноты и достоверности содержащихся в справке сведений. По результатам проверки был составлен акт № № от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты проверки однозначно свидетельствуют об отсутствии у председателя СНТ «<адрес>» возможности объективного и непрерывного контроля за фактическим местонахождением истца и членов его семьи, что не исключает пользование истцом коммунальными услугами по месту постоянного проживания в период указанный в справке. Для реализации своих прав потребителя истец имел возможность обратиться к ответчику с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В этом случае заявление о перерасчете могло быть подано до начала периода временного отсутствия потребителя, а перерасчет размера платы за коммунальные услуги был бы произведен без представления потребителем исполнителю документов, указанных в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (ст. 13 п. 5) собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 01.07.2012, газа до 01.01.2015. Не установка таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона и фактически должно исключать возможность перерасчета размера платы за коммунальные услуги на период временного отсутствия потребителя.
В судебное заседание третье лицо ФИО25 ФИО11, ФИО24 ФИО12 не явились, представили заявление о рассмотрении гражданского дела без их участия, в котором исковые требования поддерживают, просят их удовлетворить.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписке из домовой книги, выданной ОАО «Управляющая компания ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства ФИО25 ФИО13. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО25 ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 ФИО16. обратилась в ООО «Управляющая компания ЖКХ» с заявлением о перерасчете за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия в вышеуказанном жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на двух человек (она и ФИО25 ФИО17 При этом истцом представлена справка СНТ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № № о том, что ФИО25 ФИО19 совместно с сыном ФИО25 ФИО20. постоянно проживала на участке № № в СНТ «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № ООО «Управляющая компания ЖКХ» отказало в удовлетворении заявления. В обоснование отказа указало, что по результатам проверки согласно акту № № от ДД.ММ.ГГГГ проверки и наличия средств объективного и непрерывного контроля за фактическим местонахождением граждан в период их временного пребывания на территории СНТ «Алмаз» установлено, что организованное ведение учетных документов, в которых отмечается дата прибытия и убытия граждан с территории садоводческих некоммерческих организаций не ведется, пропускного пункта с круглосуточным дежурством, пропускной режим, средства внешнего видеонаблюдения и видеофиксации, сплошного ограждения не имеется, в период проверки регистрация прибывающих и убывающих граждан не осуществлялась.
Из объяснений представителя ответчика и имеющихся материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, в котором зарегистрирован истец по месту жительства, обслуживает управляющая компания ОАО «Управляющая компания ЖКХ», а не ООО «Управляющая компания ЖКХ».
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Поскольку истец выразил несогласие на замену ненадлежащего ответчика, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Суд применяет по аналогии Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Рассмотрение вопроса, изложенного в заявлении ФИО25 ФИО21., не входило в компетенцию ООО «Управляющая компания ЖКХ», поскольку управляющей компанией, обслуживающей жилой дом, в котором зарегистрирован по месту жительства истец, является ОАО «Управляющая компания ЖКХ». Ответчик в нарушение ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ не направил заявление ФИО25 в ОАО «Управляющая компания ЖКХ» в соответствии с его компетенцией.
Согласно п. «и» п. 93 Правил в качестве одного из документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете может прилагаться справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества.
Ссылка ответчика в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № на то, что у председателя СНТ «<адрес>» отсутствует возможность объективного и непрерывного контроля за фактическим местонахождением истца и членов его семьи, что не исключает пользование истцом коммунальными услугами по месту постоянного проживания в период указанный в справке, поскольку организованное ведение учетных документов, в которых отмечается дата прибытия и убытия граждан с территории СНТ не ведется, пропускной пункт с круглосуточным дежурством, пропускной режим, средства внешнего видеонаблюдения и видеофиксации, сплошное ограждение не имеются, не состоятельна. В соответствии с п. 57 Правил исполнитель коммунальных услуг вправе проверять подлинность справок, выданных органами управления садоводческих некоммерческих организаций, полноту и достоверность содержащихся в них сведений. При этом исполнитель ссылается на письмо Минрегиона РФ от 15.05.2009 N 14762-СК/14 «О применении справок, выданных органами управления садоводческих некоммерческих организаций в качестве документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя по месту проживания». В этом письме указано, «в связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации. При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. В связи с этим Минрегион России рекомендует органам управления садоводческих некоммерческих организаций организовать ведение учетных документов (журналов, книг учета, иных регистров), в которых следует отмечать дату прибытия и дату убытия граждан с территории садоводческих некоммерческих организаций». Данное письмо носит рекомендательный характер. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность садоводческой некоммерческой организации вести учетные документы, а также устанавливать пропускной пункт с круглосуточным дежурством, пропускной режим, средства внешнего видеонаблюдения и видеофиксации, сплошное ограждение. В названном письме отражено, что руководители некоммерческих садоводческих организаций и граждане несут ответственность за выдачу и использование заведомо подложных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиком не подтверждено, что справка СНТ «Алмаз» является заведомо подложным документом. Кроме того, в соответствии с п. 2 раздела 1. «Общие положения» Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан (п. е(1) п. 32 Правил). Исполнитель таким правом не воспользовался.
Возражение ответчика о том, что истец мог обратиться к ответчику с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, в этом случае заявление о перерасчете могло быть подано до начала периода временного отсутствия потребителя, а перерасчет размера платы за коммунальные услуги был бы произведен без представления потребителем исполнителю документов, указанных в п. 93 Правил, не обосновано. Согласно п. 96 Правил, в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил. Согласно п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя подавать заявление об отключении и опломбировании запорной арматуры, а предоставляет ему право подачи такого заявления. Заявление о перерасчете может быть подано потребителем не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Заявление подано истцом в течение указанного срока.
Утверждение ответчика о том, что истец обязан был установить приборы учета используемой воды, электрической энергии, газа, а не установка таких приборов учета в установленные сроки является нарушением закона и должно исключать возможность перерасчета размера платы за коммунальные услуги на период временного отсутствия потребителя, также не состоятельно. В соответствии с п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил. Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, а также не ставит зависимость такого перерасчета с установкой приборов учета. Отсутствие приборов учета не исключает возможность перерасчета.
В связи с чем, отказ ООО «Управляющая компания ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ № № в производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия по месту постоянной регистрации является не правомерным.
Однако произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия ответчик не может, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг в отношении вышеуказанного жилого помещения, коммунальные услуги потребителю не предоставляет.
На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно ст. ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Истцом понесены судебные расходы по оплате госпошлины за подачу иска в суд в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковое заявление ФИО25 ФИО22 к ООО «Управляющая компания ЖКХ» о признании незаконным решения и обязании перерасчета частично.
Признать незаконным решение ООО «Управляющая компания ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия по месту постоянной регистрации.
В удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет отказать.
Взыскать с ООО «Управляющая компания ЖКХ» в пользу ФИО25 ФИО23 судебные расходы по оплате госпошлины за подачу иска в суд в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова