ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-741/18 от 03.04.2018 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 апреля 2018 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Задонской М.Ю.,

при секретаре Казначеевой С.И.,

с участием

истца ФИО1 и его представителя по ордеру адвоката Затяжных И.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-741/18 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований истец указал, что он (истец) является пенсионером по старости. На основании постановления секретариата ЦК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ он (истец) награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», а также ранее награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи».

ДД.ММ.ГГГГ он (истец) обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставил все необходимые документы, подтверждающие право на получение этого звания.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленная им награда – знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства (Комитета, Федеральной службы), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований указал на письмо Минтруда РФ от 07.10.1998 N 5635-КС, письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 года № 4545-СК, которые относят имеющиеся у него (истца) знак отличия и почетную грамоту к числу ведомственных наград.

Кроме того, сослался на судебную практику судов Тульской и Волгоградской областей, судами которых по аналогичным делам были приняты положительные решения.

В связи с изложенным, просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

Истец ФИО1 и его представитель по ордеру адвокат Затяжных И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в их обоснование. Дополнительно в обоснование заявленных требований сослались на письмо Министерства труда РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 10.11.1995 N 2026-ВЯ/4276/1-30. Также пояснили, что по награде – Почетная грамота ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи» истец ранее обращался в органы социальной защиты с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ему было отказано, однако данный отказ он не оспаривает. В рассматриваемом споре обжалуется отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» только по награде знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле». Полагали, что наличие знака ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать. В обоснование своих возражений указал, что представленная истцом награда – знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства (Комитета, Федеральной службы), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Также отметил, что представленная истцом почетная грамота ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи», также не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой серии на имя ФИО1, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УПФР в г. Туле Тульской области.

Согласно сведениям трудовой книжки, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Центральном РК ВЛКСМ г. Тулы.

Как следует из представленных материалов, а также архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ Российский государственный архив социально-политической истории, в период осуществления своей трудовой деятельности в Центральном РК ВЛКСМ г. Тулы ФИО1 на основании постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» за большой вклад в дело коммунистического воспитания молодежи.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с имеющейся у него наградой – знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле».

В удовлетворении заявления ФИО1 было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что представленная ФИО1 награда – знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле», не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства (Комитета, Федеральной службы), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Основания для присвоения звания «Ветеран труда» установлены в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п.1.1. ст.7 Федерального закона «О ветеранах», порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», вступившей в законную силу с 01.07.2016г., установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (в редакции от 01.06.2016 г.) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как установлено выше, ФИО1 в период осуществления своей трудовой деятельности в Центральном РК ВЛКСМ г. Тулы, на основании постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от ДД.ММ.ГГГГ был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» за большой вклад в дело коммунистического воспитания молодежи.

В соответствии со ст. 126 Конституции (Основного закона) СССР, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г., ВЛКСМ являлся общественной организацией молодежи.

Согласно Уставу ВЛКСМ, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи.

Комсомольские комитеты в целях повышения трудовой и политической активности, развития инициативы и самодеятельности юношей и девушек широко используют моральные стимулы и поощрения: занесение в Книгу Почета, награждение Почетным знаком ВЛКСМ, другими наградами комсомола, торжественное вручение комсомольским организациям ФИО3 знамен и т.д. (п. 4.14. Устава ВЛКСМ).

Таким образом, из положений нормативных правовых актов, действовавших в тот период, так же как и из Устава, следует, что ВЛКСМ не был отнесен к высшим органам государственной власти СССР. ВЛКСМ не были предоставлены полномочия действовать от имени органов государственной власти при принятии решений о награждении знаками отличия либо почетными грамотами комсомола.

Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 г. № 360-х, которое содержит перечень высших степеней отличия, орденов СССР, медалей СССР, почетных званий СССР, знака отличия ЦК ВЛКСМ, как высшей степени отличия, не предусматривает.

Как установлено выше, ФИО1 награжден наградой-знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» на основании решения общественной организации, вследствие чего данная награда не может быть отнесена к числу знаков отличия за многолетний и добросовестный труд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, государственных комитетов СССР, к ведомственным знакам отличия в труде.

В связи с этим суд приходит к выводу, что представленная ФИО1 награда-знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» является мерой поощрения комсомольской организации за большой вклад в дело коммунистического воспитания молодежи и не является актом признания особых трудовых заслуг истца.

Также, награду знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» нельзя отнести к государственным наградам и почетным званиям, являющимся в силу подпункта 2 пункта 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку данная награда не включена в перечень почетных званий СССР, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 года № 360-Х, не поименован в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 года № 442, отсутствует в Указе Президента Российской Федерации от 30.12.1995 года № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и Описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации.

Кроме того, награда знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 12.12.2014 года № 2019-ст, не входит в перечень государственных и ведомственных наград.

Учитывая, что ВЛКСМ являлся самодеятельной общественной организацией, а награда -знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» не утверждена нормативным правовым актом государственного органа, ведомства или иного органа исполнительной власти, она не может быть признана государственной наградой и ведомственным знаком отличия за многолетний и добросовестный труд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, государственных комитетов СССР, соответственно, не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Ссылка истца на письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15.09.1997 года № 4545-СК является неправомерной, поскольку данное письмо нормативно-правовым актом не является. Указанное письмо утратило силу в связи с изданием письма Министерства труда РФ от 07.10.1998 года № 5635-КС, применение которого, в свою очередь, признано неправомерным на основании проведенной юридической экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и которое отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 года № 3854-ЮВ.

Ссылку истца на совместное письмо Минтруда РФ N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от 10.11.1995 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», суд также не может признать обоснованной, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом. Кроме того, Минюстом РФ отказано в регистрации Письма Минтруда РФ N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от 10 ноября 1995 года.

Ссылки истца на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями судов по аналогичным спорам между иными сторонами, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.

Иные доводы истца, указанные в обоснование заявленных требований и приведенные в судебном заседании, по мнению суда также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 08.04.2018 года.

Судья