ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7429/2023 от 01.11.2023 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2023-007575-50 Дело № 2-7429/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 01 ноября 2023 года гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский автомеханический техникум» о признании незаконными решения комиссии по распределению стимулирующих и премиальных выплат, оформленные протоколами заседаний комиссии №... от ** ** ** и №... от ** ** **, об установлении ФИО1 пониженного на 5 % размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в части обеспечения выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения, признании незаконными приказов от ** ** **№..., от ** ** **№... в части утверждения протоколов комиссии по распределению стимулирующих и премиальных выплат об установлении ФИО1 пониженного на 5% размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в части обеспечения выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения; установлении ФИО1 размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в размере 105 %; взыскании недовыплаченной суммы стимулирующих выплат за январь 2023 года и февраль 2023 года в размере 989,68 руб.; взыскании компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский автомеханический техникум» (далее – ГПОУ «САТ»).

В обоснование иска указано, что ей необоснованно снижен стимулирующая выплата по критерию «обеспечение выполнения учебных программ преподавателям по периодам обучения» с 15% до 10%. Какие именно действия (бездействия) истца привели к снижению стимулирующихъ выплат ей не понятно. При этом, работодатель при премировани не может действовать произвольно.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменных возражений, указав, что были замечания со стороны сотрудников Учреждения по работе истца.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 2 ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Статьей 191 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющими трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Отсюда, стимулирующие выплаты устанавливаются работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя.

Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях с ** ** **, истец принята на работу диспетчером образовательного учреждения.

В соответствии с условиями трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей установлена заработная плата в размере: должностной оклад – 8720 руб., компенсационные выплаты: районный коэффициент 20% - за работу в местности с особыми климатическими условиями, северная надбавка – 50%; стимулирующие выплаты: размеры и порядок определяются действующими Положениями о стимулирующих выплатах работникам ГПОУ «САТ» (Приложения № 3, № 4 к Положению об оплате труда работником ГПОУ «САТ»). В частности, за интенсивность и высокие результаты работы установлена выплата до 150%, из них «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - до 80%, «своевременная корректировка в учебном расписании» - до 70%. За качество выполняемых работ установлена стимулирующая выплата до 200%, из них «качественное ведение делопроизводства» - до 100%, «своевременное оформление материалов на сайте» - до 100%.

В силу п. 4 Положения об оплате труда работников ГПОУ «САТ» выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых работ.

Пунктом 5 Положения об оплате труда установлено, что для определения размера и порядка выплат надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, премиальных выплат работникам Учреждения в техникуме создается комиссия по подведению итогов оценки эффективности труда, которая утверждается ежегодно. Выплаты стимулирующего характера, размер и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы и качество выполняемых работ, определется учреждением самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда и фиксируется в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Комиссия рассматривает по итогам работы результаты, содержащие оценку работы работника, и по итогам рассмотрения определяет размер надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, а также премиальных выплат работникам. Рассмотрение стимулирующих выплат на комиссии оформляются протоколом.

В соттветствии с п. 9 Положения об оплате труда конкретные размеры выплат стимулируюшего характера, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям директора, главному бухгалтеру и остальным работникам Учреждения устанавливаются на основании решения комиссии приказом директора Учреждения. Премиальные выплаты назначаются на основании ходатайств руководителей структурных подразделений с согласованием членов комиссии по стимулирующим выплатам, приказом руководителя учреждения.

Согласно п. 1.4 Положения о стимулирующих выплатах работникам ГПОУ «САТ» выплатами стимулирующего характера в Учреждении являются: 1) надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, 2) надбавки за качество выполняемых работ, 3) надбавки за выслугу лет, 4) премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются приказом директора Учреждения на основании протокола заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат (п. 1.6 Положения стимулирующих выплатах).

В соответствии с п. 1.7 Положения о стимулирующих выплатах, согласно приказу руководителя Учреждения выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться на год, полугодие, квартал, месяц не позднее 30 числа месяца, в котором был представлен протокол заседания Комиссии.

В силу п. 1.12 Положения о стимулирующих выплатах, стимулирующие выплаты производятся за следующие показатели; успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе соответственных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью ОУ; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности ОУ; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие работника в выполнении важных работ, мероприятий.

Согласно п. 2.1 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

В частности, диспетчеру образовательного учреждения могут быть установлены выплаты стимулирующего характера до 350%: за интенсивность и высокие результаты работы – до 150 %, из них «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - до 80%, «своевременная корректировка в учебном расписании» - до 70%; за качество выполняемых работ установлена стимулирующая выплата до 200%, из них «качественное ведение делопроизводства» - до 100%, «своевременное оформление материалов на сайте» - до 100%.

Из материалов дела следует, что согласно ходатайству от ** ** ** заместителя директора ФИО4 по распределению стимулирующих выплат на период ** ** **, ФИО1 предложено установить следующие стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы – 70 %, из них, «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - 10%, «своевременная корректировка в учебном расписании» - 60%; за качество выполняемых работ – 30 %, из них, «Качественное ведение делопроизводства» - 30%, «своевременное оформление материалов на сайте» - 0%.

Комиссией по распределению стимулирующих и премиальных выплат на ** ** ** ФИО1 установлена надбавка за интенсивность и высокие результаты работ – 70%, за качество выполняемых работ - 30% (протокол от ** ** **№...).

Приказом директора ГПОУ «САТ» от ** ** **№... на период ** ** ** установлены стимулирующие выплаты ФИО1 за интенсивность и высокие результаты работ – 70%, за качество выполняемых работ - 30%.

Согласно ходатайству от ** ** ** заместителя директора ФИО4 по распределению стимулирующих выплат на период апрель – август 2023 г.г., ФИО1 предложено установить следующие стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы – 70 %, из них, «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - 10%, «своевременная корректировка в учебном расписании» - 60%; за качество выполняемых работ – 30 %, из них, «Качественное ведение делопроизводства» - 30%, «своевременное оформление материалов на сайте» - 0%.

Комиссией по распределению стимулирующих и премиальных выплат на ** ** ** ФИО1 установлена надбавка за интенсивность и высокие результаты работ – 70%, за качество выполняемых работ - 30% (протокол от ** ** **№...).

Приказом директора ГПОУ «САТ» от ** ** **№... на период ** ** ** установлены стимулирующие выплаты ФИО1 за интенсивность и высокие результаты работ – 70%, за качество выполняемых работ - 30%.

Рассматривая доводы истца в части необоснованного снижения выплат стимулирующего характера и возражения ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно должностной инструкции, диспетчер образовательного учреждения участвует в составлении расписания занятий (уроков) и осуществлении оперативного регулирования организации образовательного процесса и других видов деятельсности в образовательном учреждении, его подразделениях в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, в том числе с использованием компьютерных программ и технологий. Участвует в заполнении ГИС ЭО (учебные планы, контингент, расписание, объявления). Координирует выполнение педагогическим составом утвержденного расписания учебных занятий и переноса занятий, производит изменения в расписании в случаях производственной необходимости. Осуществляет оперативный контроль за ходом образовательного процесса, обеспечивая рациональное использование учебных и внеучебных помещений образовательного учреждения. Ведет диспетчерский журнал (электронный журнал), представляет отчеты, рапорты и другую информацию о ходе образовательного процесса. Участвует в работе по оценке расписания занятий в группах, подразделениях образовательного учреждения, дает рекомендации по его совершенствованию. Работает с сайтом техникума в соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»: следить за текстовым наполнением сайта, постоянным обновлением информации, для чего диспетчер работает с внешними и внутренними источниками информации, осуществляет её отбор для размещения на сайте; подбирает источники информации для каждого раздела (материалы бумажных версий издательства, другие истичники); вносит назревшие изменения в состав, наполнение, местоположение или название рубрик, разделов сайта; наполняет разделы соответствующей информацией, поддерживает обновления; следит за соблюдением графика обновления сайта. Оказывает помощь авторам в оформлении публикуемых материалов. Выполняет работы по редактуре и корректуре материалов и их структурированию, включая дизайн оформления текстов, таблиц. Размещает на сайт только проверенную и согласованную авторами информацию, при необходимости вносит правки, устраняет неточности. Работает в тесной связи с заместителями директора и руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, методическими объединениями педагогических работников.

Как следует из пояснений ответчика, к истцу имелись замечания по вопросу неравномерного распределения нагрузки, в том числе, от сотрудников Учреждения. В частности, часть преподавателей, в отличие от других, сталкивалась и длительными перерывами «окнами» между парами; в части работы с сайтом размещалось только расписание, иной работы с сайтом не велось.

Истцом, в свою очередь указано, что «окна» были у всех преподавателей и связаны они с производственной необходимостью. Функции по заполнению сайта не могли выполняться ею до декабря 2022 года, до проведения обучения и получения логина и пароля. Кроме того, каких-либо претензий относительно невыполнения функций по заполнению сайта техникума до прохождения обучения не предъявлялось (служебные записки на данный счет отсутствуют).

Согласно Положению о расписании учебных занятий, расписание для преподавателей составляется по возможности компактно, наличие «окон» может быть обусловено текущей нехваткой преподавателей, аудиторного фонда, спецификой предметов и учебными планами специальностей и профессий (п. 2.20). Приоритет при составлении расписания имеет обеспечение равномерного распределения учебной нагрузки и непрерывности (без «окон») учебного процесса в течение дня для студентов.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 суду показала, что она является преподавателем истории и обществознания, в учебный план 2022-2023 были внесены изменения в связи с проведением курса «Россия-моя история». Изначально данный курс планировался на весь учебный год, потом ФИО6 – заведующая отделением сказала провести этот курс в первом полугодии. Она (свидетель) прочитала данный курс в первом полугодии. Аттестация по данному предмету не проводилась, так как это был лективный курс в рамках предмета история или обществознание. С учетом того, что было внедрение курса в предмет, было дано меньше часов по истории примерно на 32 часа, всё, что не успели дать по истории в первом полугодии, перенеслось на второе полугодие. В части работы ФИО1 она слышала, что было недовольство преподавателей большими «окнами» между парами. У неё свидетеля тоже были «окна», но мало.

Свидетели ФИО7 и ФИО8 (преподаватели ГПОУ «САТ») суду показали, что в сентябре 2022 года начали наблюдать, что у них появляются в расписании большие «окна» между парами, в связи с чем, неравномерно распределялась нагрузка, данная ситуация вызывала дискомфорт, покольку, когда ставят «окна» кабинет занят, в связи с чем, необходимо было ездить домой и обратно, при этом, не хватало времени подготовиться к уроку, подготовить электронный журнал, презентации, приходилось работать в стрессовой ситуации. Они подходили к истцу и просили не ставить им «окна», но последовал ответ, что «окна» у всех преподавателей. Затем они стали мониторить и вести таблицу «окон» и выяснилось, что окна только у 3 – 4 –х преподавателей, в связи с чем, они восприняли данную ситуацию, как дискриминацию, и обратились с жалобами сначала на имя заместителя директора, потом на имя директора. Их собирала ФИО15, истцу было озвучено предложение не ставить «окна» после классного часа и когда консультации. После этого, расписание было нормальным. По мнению свидетелей, «окон» можно было бы избежать.

Из анализа размера стимулирующих выплат истцу за 2022 год следует, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы за период сентябрь – декабрь 2022 г. составляла -75%, надбавка за качество выполняемых работ – 30%, за август 2022 года: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы – 50%, надбавка за качество выполняемых работ – 55%.

При этом, из ходатайства заместителя директора ФИО4 от ** ** ** следует, что истцу за август рекомендовано установить надбавку за интенсивность и высокие результаты работы – 50%, из них «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - 0%, «своевременная корректировка в учебном расписании – 50%, надбавка за качество выполняемых работ – 55%, из них «качественное ведение делопроизводства» – 45%, «своевременное оформление материалов на сайте» - 10%.

Согласно ходатайству заместителя директора ФИО4 от ** ** ** рекомендовано установить истцу надбавку за интенсивность и высокие результаты работы – 75 %, из них «обеспечение выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения» - 15%, «своевременная корректировка в учебном расписании – 60%, надбавка за качество выполняемых работ – 30%, из них «качественное ведение делопроизводства» – 30%, «своевременное оформление материалов на сайте» - 0%.

Из письменных пояснений заместителя директора ФИО4 от ** ** ** следует, что в отчете ею выявлен факт невыясненных переносов курса «Россия-моя история» вследствие не указания ФИО1 оснований переноса. Также указано, что максимальный размер выплаты никому не гарантирован. Максимальный размер выплаты предполагается для тех сотрудников, которые не уклоняются от повышенной интенсивной работы, готовы помочь в выполнении разовых и прочих поручений, которые не обязательно заранее зафиксированы, но необходимы для слаженной быстрой работы. Со стороны ФИО1 такой готовности не наблюдалось, поступали жалобы от преподавателей в части распределения учебной нагрузки. В связи с изложенным, на рассмотрение комиссии было подано предложение о назначении стимулирующей доплаты в размере 10%, что немного ниже, чем была определена доплата за более ранний период.

В подтверждение своих доводов, ответчиком представлена справка о выполнении служебной нагрузки преподавателями за 1 семестр ** ** ** учебного года, в которой у преподавателя ФИО9 указано на перенос 20 часов на 2 семестр без указания причины переноса.

Также ответчиком представлены докладная записка преподавателей ФИО8, ФИО7 на имя заместителя директора ФИО4 от ** ** **, из которой следует, что ими в ** ** ** сделан анализ распределения учебной нагрузки и выявлены признаки дискриминации в отношении некоторых преподавателей, а именно, расстановка учебных пар неугодным преподавателям ставится так, что нарушается непрерывный рабочий день (нарушается непрерывная последовательность занятий, чо создает напряженность при выполнении преподавателями учебной программы). Заявители просили исключить нерациональные затраты их времени и длительные перерывы между занятиями при составлении расписания.

** ** ** служебная записка на имя директора ГПОУ «САТ» была подана преподавателями ФИО8, ФИО7, ФИО10 и ФИО16 по содержанию аналогичная служебной записке от ** ** **.

Исходя из анализа указанных служебных записок, у данных преподавателей было от двух до трех «окон» в месяц, у некоторых «окон» не было вовсе.

С учетом установленных судом обстоятельств и имеющихся материалов дела, суд не усматривает нарушений прав истца со стороны ответчика в части установления стимулирующих выплат.

Так, на дату заседания комиссии от ** ** **, уже имелась жалоба преподавателей на нерациональное распределение служебной нагрузки от ** ** ** и справка о выполнении служебной нагрузки за 1 семестр ** ** **, в котором не указано основание переноса 20 часов на 2 семестр у преподавателя ФИО9.

При этом, суд принимает во внимание пояснения истца о том, что руководством было устно доведено стараться не ставить «окна» после классного часа и когда консультации. Между тем, из объяснительной преподавателя ФИО7 от ** ** ** на имя директора, следует, что ** ** ** между классным часом, который оканчивается в 9.15 час. было «окно» до 11.50 час., также у неё было «окно» ** ** ** между второй и четвертой парами.

Доводы истца о том, что заместитель директора должна знать причину переноса, суд признает несостоятельными, поскольку у заместителя директора иные обязанности, не связанные с расстановкой расписания.

Из анализа совокупности вышеприведенных норм права, Положения об оплате труда работников ГПОУ «САТ», Положения о стимулирующих выплатах следует, что выплата стимулирующих надбавок и определение условий их выплаты является правом работодателя, который дает оценку труду работника, на поощрение работника в рамках ст. 191 Трудового кодекса РФ, а сам размер стимулирующих надбавок не является гарантированной частью заработной платы, ее невыплата/снижение размера не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ.

По указанным основаниям, требования истца как основные, так и производные удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский автомеханический техникум» о признании незаконными решения комиссии по распределению стимулирующих и премиальных выплат, оформленные протоколами заседаний комиссии №... от ** ** ** и №... от ** ** **, об установлении ФИО1 пониженного на 5 % размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в части обеспечения выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения, признании незаконными приказов от ** ** **№..., от ** ** **№... в части утверждения протоколов комиссии по распределению стимулирующих и премиальных выплат об установлении ФИО1 пониженного на 5% размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в части обеспечения выполнения учебных программ преподавателями по периодам обучения; установлении ФИО1 размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работ в размере 105 %; взыскании недовыплаченной суммы стимулирующих выплат за январь 2023 года и февраль 2023 года в размере 989,68 руб.; взыскании компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Чаркова