ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7432/19 от 27.11.2019 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 27 ноября 2019 года

В окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе

Председательствующего судьи Феодориди Н. К.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга, Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании отказа, обязании присвоить звание «Ветер труда»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просила признать отказ Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» в <адрес> Санкт-Петербурга присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

В обоснование иска истец указала, что решением Комиссии про присвоению звания «Ветеран труда» в <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании того, что представленная ею Почетная грамота Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Решением Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга данный отказ был признан обоснованным. С указанными решениями ответчиков истец не согласна, считает, что Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС относится к межгосударственным (межправительственным) органам, созданным государствами-участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) с участием Российской Федерации, что в силу п. 13 ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда». В связи с этим она обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.

Ответчики против удовлетворения исковых требований возражали, указывали на то, что Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС является органом межпарламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, но не межгосударственным (межправительственным) органом, созданным государствами- участниками СНГ с участием Российской Федерации. Кроме того, Комитет по социальной политике указал, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделен полномочиями по присвоению звания «Ветеран труда», а рассматривает лишь спорные вопросы, связанные с присвоением такого звания.

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело, возбужденное по данному иску, было передано по подсудности в <адрес> Санкт-Петербурга.

Определением Приморского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное дело было принято к производству этого суда.

В судебное заседание явилась истец, исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание явился представитель ответчика <адрес> Санкт-Петербурга ФИО4, действующая на основании доверенности, выразила несогласие с иском, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

В судебное заседание явился представитель ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга ФИО5, действующий на основании доверенности, выразил несогласие с иском, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Схожие положения закреплены в п. 7 ч. 1 ст. 11 Устава Санкт-Петербурга, согласно которым социальная защита, включая социальное обеспечение, в том числе ветеранов, жителей блокадного Ленинграда, пенсионеров находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве одной из установленных этим законом категорий ветеранов названы ветераны труда.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда признаются награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом из ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", которым вышеприведенная норма была изложена в действующей редакции, следует, что что за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положениями абзаца пятого п. 1 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Однако норма п. 2 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 874-158 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" особо оговаривает, что за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемого для назначения пенсии, или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

К таким ведомственным наградам п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" относит учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено, в том числе, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - заявители), представляют в уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга заявление и документы, необходимые для принятия решения о присвоении звания "Ветеран труда", перечень которых устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается комиссиями по присвоению звания "Ветеран труда", созданными уполномоченными органами, в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и документов.

В силу п. 4 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" спорные вопросы по присвоению звания "Ветеран труда" рассматриваются комиссией по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга. Положение о комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания "Ветеран труда" и ее состав утверждаются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

При этом из п. 1.1 и п. 1.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 788 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", а также п. 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 202 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 423" следует, что органами, уполномоченными на прием заявлений и документов и на присвоение звания «Ветеран труда», являются администрации районов Санкт-Петербурга, а исполнительным органом государственной власти, формирующим комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций, - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Материалами дела подтверждается, что истец обращалась в <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В качестве основания для присвоения такого звания истец представила Почетную грамоту Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

Данное заявление было рассмотрено Комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» на заседании ДД.ММ.ГГГГ и в присвоении указанного звания истцу было отказано по причине того, что представленная ею Почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде, поименованным в Законе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Истец была уведомлена об этом письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем правомерность отказа была предметом рассмотрения на заседании Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, на котором было постановлено, что оспариваемое решение принято обоснованно, а Почетная грамота Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», по причине того, что Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС не относится к межгосударственным (межправительственным) органам, созданным государствами-участниками СНГ. О данных решениях истец была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ОБ-910-2118/18-0-1.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.

Из совокупного толкования и смысла п. 1 ст. 1 и пп. 13 п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" следует, что звание «Ветеран труда», присваивается при наличии у лица наград за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), учрежденных межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 21, 22, 27, 28, 30-33 Устава СНГ (Минск, ДД.ММ.ГГГГ) органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Помимо этого на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации, а Совет глав государств и Совет глав правительств могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе (ст. 25 и ст. 34 Устава СНГ). При этом данные органы выполняют функции, предусмотренные в Уставе СНГ и в положениях о них, а в их состав входят, соответственно, руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов и иные уполномоченные представители таких государств.

Согласно п.п. 1-3 Общего положения о межгосударственных (межправительственных) органах СНГ, утвержденного решением Совета глав правительств СНГ (Москва, ДД.ММ.ГГГГ), данные органы образуются в соответствии с Уставом СНГ, межгосударственными (межправительственными) соглашениями (решениями) в рамках Содружества; руководствуются в своей деятельности Уставом СНГ, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, межгосударственными (межправительственными) соглашениями, приведенным Общим положением, а также уставами и положениями об этих органах. Цели, задачи и функции, а также порядок принятия решений и регламент деятельности межгосударственных (межправительственных) органов устанавливаются соответствующими межгосударственными (межправительственными) соглашениями, уставами и положениями об этих органах, а также другими нормативными актами СНГ.

Приведенные положения вышеуказанных нормативных актов свидетельствуют о том, что под межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками СНГ, следует понимать органы либо прямо поименованные в Уставе СНГ, либо созданные на основании его норм и положений и межгосударственных (межправительственных) соглашений (решений), которые включают в себя представителей всех государств-членов и которые осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами СНГ.

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС не поименована в Уставе СНГ в качестве одного из ее органов. Она была образована в соответствии со ст. 3 и ст. 7 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, ДД.ММ.ГГГГ) в качестве органа парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

В силу п.п. 1-3 Положения о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от ДД.ММ.ГГГГ N 52, в своей деятельности данная Ассамблея руководствовалась Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества, Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от ДД.ММ.ГГГГ и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от ДД.ММ.ГГГГ. Упоминания о том, что в своей деятельности Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС должна руководствоваться Уставом СНГ и иными нормативными документами СНГ, а также указания на то, что этот орган действует в рамках СНГ, ни Договор об учреждении ЕврАзЭС, ни названное выше Положение не содержат.

При этом из преамбулы, ст. 1 и ст. 20 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества следует, что ЕврАзЭС является самостоятельной международной организацией, образованной Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан с присоединением в 2006 году Республики Узбекистан на основании Протокола о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от ДД.ММ.ГГГГ (Санкт-Петербург, ДД.ММ.ГГГГ), то есть не всех стран, которые являлись на тот момент государствами-членами СНГ в соответствии с Соглашением о создании СНГ
(Минск, ДД.ММ.ГГГГ), Протоколом к Соглашению о создании СНГ (Алма-Ата, ДД.ММ.ГГГГ) и Алма-Атинской Декларацией
(Алма-Ата, ДД.ММ.ГГГГ).

Более того, о том, что СНГ и ЕврАзЭС являлись по отношению друг к другу самостоятельными и независимыми субъектами международного права, свидетельствуют заключенные между ними соглашения о сотрудничестве, например, Соглашение между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС (Минск, ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с изложенным органы ЕврАзЭС, в том числе Межпарламентская Ассамблея, не могут быть признаны межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации. Поэтому учрежденные и врученные ими награды не подпадают под понятие ведомственных наград, упомянутых в пп. 13 п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"

Доводы истца о том, что государства-участники ЕврАзЭС являются одновременно участниками СНГ, и поэтому созданные в рамках ЕврАзЭС органы подпадают под понятие органов, названных в вышеуказанной норме, основано на неверном ее толковании. В том случае, если бы законодатель был намерен придать ей именно такой смысл, то в ней бы говорилось об органах международных организаций, созданных государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации. Однако в ней говорится именно об органах, созданных государствами-участниками СНГ, что позволяет определять эти органы как созданные всеми членами СНГ и функционирующие в рамках именно этой, а не какой-то иной международной организации, в которой участвует лишь часть этих членов.

Представленное истцом суду письмо Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ также не может служить подтверждением в пользу иного толкования соответствующей нормы, поскольку представляет собой не являющийся нормативным правовым актам ответ федерального органа исполнительной власти, данный на запрос конкретного физического лица, не являющегося истцом, по вопросу исчисления стажа государственной службы в соответствии с Указом Президента РФ, а не по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» на основании законодательства Санкт-Петербурга.

Кроме того, суд также отмечает, что из Положения о Почетной грамоте Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, утвержденного постановлением Межпарламентской Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, не следует, что эта награда учреждена именно за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) как того требуют положения п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". В частности, п. 1 и п. 2 этого Положения предусматривают возможность награждения Почетной грамотой не только должностных лиц и сотрудников ЕврАзЭС, но и депутатов парламентов, государственных и общественных деятелей, иных граждан государств-членов ЕврАзЭС, а также организаций. При этом основаниями для награждения могут стать работа по развитию сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и иных областях, плодотворная деятельность по обеспечению прав и основных свобод человека, заслуги в развитии межпарламентского сотрудничества, активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи и ее органов, вклад в укрепление дружбы между народами, сближение национальных правовых систем, развитие взаимовыгодного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца, заявленных ею в своем иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга, Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании отказа, обязании присвоить звание «Ветер труда» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

Н. К. Феодориди