ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7438/2016 от 10.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-750/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2017 г. г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Капкиной А.Н.,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительства пермского края ФИО3

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску ФИО4 к акционерному обществу «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в суд с исковыми требованиями к акционерному обществу «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» о возложении обязанности по перечислению в пользу жилищного строительного кооператива «Адмирала Ушакова, 21» меру поддержки в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома в сумме <данные изъяты> руб., для оплаты паевых (целевых) взносов ФИО4 на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома по договору паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ, также о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что истец включена в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В целях поддержки данной категории граждан попавших в сложную финансовую ситуацию Правительством пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 26.05.2015 № 318-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых осуществлялось жилищно-строительными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно п. 3 вышеуказанного постановления, предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирного дома осуществляется акционерным обществом «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее - Уполномоченная организация) при одновременном соблюдении следующих условий:

объект незавершенного строительства был передан кооперативу с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

завершение строительства многоквартирного дома осуществлялось жилищно-строительным кооперативом и (или) иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на правах застройщика;

многоквартирный дом введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством;

права требования пострадавшего гражданина (в том числе по договору уступки прав требования) к застройщику-банкроту возникли до введения в отношении последнего процедуры банкротства в установленном законодательством порядке;

права требования пострадавшего гражданина к застройщику-банкроту погашены путем передачи объекта незавершенного строительства кооперативу с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» либо признаны погашенными арбитражным судом на основании признания за пострадавшим гражданином вступившими в силу решениями судов общей юрисдикции права собственности на не завершенное строительством жилое помещение в объекте незавершенного строительства и исключенное из состава переданного кооперативу объекта незавершенного строительства с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

оплата пострадавшим гражданином кооперативу паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома за счет собственных денежных средств в размере не менее запрашиваемой пострадавшим гражданином у Уполномоченной организации суммы денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома, предоставляемой в качестве меры поддержки;

достоверность расчетов суммы паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирного дома, подтвержденная Уполномоченной организацией;

мера поддержки в виде предоставления денежных средств для оплаты паевого (целевого) взноса на завершение строительства многоквартирного дома в отношении пострадавшего гражданина ранее не применялась.

Действие указанного постановления распространяется на истца, условия указанные в п.3 в настоящее время выполнены.

Указанным постановлением определен порядок предоставления денежных средств, согласно п. 3.7, исполнение в полном объеме финансовых обязательств пострадавшего гражданина после предоставления Уполномоченной организацией денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома.

Считает, что из указанных положений Постановления следует, что предоставление Уполномоченной организацией денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов предшествует исполнению финансовых обязательств пострадавшего гражданина.

Согласно п. 5.1 ответчик обязан на основании заявления пострадавшего гражданина предоставить половину паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома, что составляет 661 296 руб.

Истцом неоднократно – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлялись заявления ответчику, с приложением полного пакета документов, о предоставлении меры поддержки в виде предоставления денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства, однако решения о предоставлении истцу такой меры поддержки не принято, в направленных ответах содержались фактически отказы о предоставлении истцу указанной меры поддержки.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представитель ФИО1 в судебном заседании на доводах и основаниях, изложенных в исковом заявлении настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении, также пояснил, что в настоящее время ФИО4 оплачено <данные изъяты> руб., что составляет 50% паевого взноса, также пояснил, что в п.2.2. плана финансово-хозяйственной деятельности АО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на очередной 2016 г. и плановый период 2016 и 2018 г. предусмотрены денежные средства на проект «Ушакова,21» в качестве доплаты по договорам паенакопления, что свидетельствует о наличии решения ответчика о выделении денежных средств для оказания требуемой меры поддержки. На удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика акционерного общества «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительных письменных отзывах, пояснила, что ответчик является акционерным обществом, основной целью которого является извлечение прибыли. Денежные средства, находящиеся в уставном капитале Общества являются его собственными, и распоряжение ими осуществляется самостоятельно в рамках общих принципов гражданского законодательства и законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ, в связи, с чем предоставление меры поддержки в рамках Постановления № 318-п является правом, а не обязанностью ответчика.

Согласно п. 12 Постановления № 318-п, предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов в соответствии с Положением осуществляется в рамках лимитов финансирования, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности Уполномоченной организации на очередной финансовый год, утвержденным советом директоров Уполномоченной организации.

Планом финансово-хозяйственной деятельности АО «ПАИЖК» на 2017-2019 г.г. утвержденным Советом директоров АО «ПАИЖК» ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены лимиты финансирования на реализацию пер, предусмотренных Постановлением № 318-п, в связи, с чем в настоящее время отсутствуют правовые основания для предоставления истцу требуемой меры поддержки.

Согласно п. 10.1 раздела 10 Устава АО «ПАИЖК» закреплено, что в компетенцию совета директоров входит решение вопросов общего руководства деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии с п.п.1,2 п. 10.2 Устава АО «ПАИЖК», к компетенции совета директоров относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности Общества, утверждение стратегий, бизнес-планов, (отчетов об их исполнении),

2) утверждение по представлению Директора плана финансово-хозяйственной деятельности общества на очередной финансовый год.

Советом директоров АО «ПАИЖК утвержден план финансово-хозяйственной на 2016-1018 г.г. 2017-2019 г.г., в котором отражено, что по направлению «обманутые дольщики» в рамках реализации мер направленных на завершение строительства многоквартирных жилых домов на территории пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и Правительства пермского края № 580 и 736-п, Общество планирует в той или иной форме осуществлять мероприятия, направленные на завершение строительства следующих объектов строительства:

Завершение строительства жилого дома по адресу: <Адрес>, выдача ипотечных займов пострадавшим гражданам.

Лимиты финансирования, предусмотренные п.12 постановлением № 318-п определены по объекту <Адрес> в размере 0 руб., что подтверждается протоколом заседания совета директоров А «ПАИЖК» от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.65-66, 102-103, 188).

Также пояснила, что ответчик является также стороной договора об инвестиционной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем в п.2.2. плана финансово-хозяйственной деятельности АО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на очередной 2016 г. и плановый период 2016 и 2018 г. предусмотренные денежные средства на проект «Ушакова,21» в качестве доплаты по указанному договору.

Представитель третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями выразил несогласие по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д.69-72, 73-75).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 по итогам поездки в Центральный федеральный округ от 4 марта 2011 г. № ВП-П16-1452 Правительством Пермского края принято Постановление от 02.08.2012 № 601-п «О мерах по завершению строительства многоквартирных домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений», которым в качестве мер по завершению строительства многоквартирных домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений (далее - меры по завершению строительства) определены, в том числе:

выдачу ипотечных кредитов гражданам, инвестировавшим средства в строительство жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом);

на инвестирование в строительство свободных от прав третьих лиц жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом), осуществляемое на основании договорных отношений, по цене, определяемой не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, действующей на дату возникновения договорных отношений

на предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось жилищно-строительными и (или) иными потребительскими кооперативами, созданными в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и др.

Таким образом, указанным выше нормативным актом в качестве мер по завершению строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений предусмотрен перечень мероприятий результатом проведения которых является завершение строительства многоквартирных домов.

Во исполнение Постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 г. № 601-п «О мерах по завершению строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений», Постановлением Правительства Пермского края от 06.05.2015 № 318-п утверждено Положение о порядке предоставления денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых осуществлялось жилищно-строительными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 06.05.2015 г. № 318-п).

В соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 06.05.2015 г. № 318-п, предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирного дома осуществляется акционерным обществом «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее - Уполномоченная организация) при одновременном соблюдении следующих условий:

3.1. объект незавершенного строительства был передан кооперативу с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3.2. завершение строительства многоквартирного дома осуществлялось жилищно-строительным кооперативом и (или) иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на правах застройщика;

3.3. многоквартирный дом введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством;

3.4. права требования пострадавшего гражданина (в том числе по договору уступки прав требования) к застройщику-банкроту возникли до введения в отношении последнего процедуры банкротства в установленном законодательством порядке;

3.5. права требования пострадавшего гражданина к застройщику-банкроту погашены путем передачи объекта незавершенного строительства кооперативу с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» либо признаны погашенными арбитражным судом на основании признания за пострадавшим гражданином вступившими в силу решениями судов общей юрисдикции права собственности на не завершенное строительством жилое помещение в объекте незавершенного строительства и исключенное из состава переданного кооперативу объекта незавершенного строительства с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3.6. оплата пострадавшим гражданином кооперативу паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома за счет собственных денежных средств в размере не менее запрашиваемой пострадавшим гражданином у Уполномоченной организации суммы денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома, предоставляемой в качестве меры поддержки;

3.7. исполнение в полном объеме финансовых обязательств пострадавшего гражданина после предоставления Уполномоченной организацией денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома;

3.8. достоверность расчетов суммы паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирного дома, подтвержденная Уполномоченной организацией;

3.9. мера поддержки в виде предоставления денежных средств для оплаты паевого (целевого) взноса на завершение строительства многоквартирного дома в отношении пострадавшего гражданина ранее не применялась.

5. Размер предоставляемых пострадавшему гражданину денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома устанавливается Уполномоченной организацией на основании заявления пострадавшего гражданина в объеме наименьшем из:

5.1. половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома;

5.2. суммы, оплаченной пострадавшим гражданином за счет собственных денежных средств кооперативу в счет оплаты паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома, но не более не оплаченной пострадавшим гражданином суммы паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома.

12. Предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов в соответствии с настоящим Положением осуществляется в рамках лимитов финансирования, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности Уполномоченной организации на очередной финансовый год, утвержденным советом директоров Уполномоченной организации.

13. Оказание меры поддержки в виде предоставления денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирного дома осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Регламентом, утвержденным Уполномоченной организацией и опубликованным на официальном сайте (http://www.paigk.ru).

В судебном заседании установлено, что истец ФИО4 включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены ( л.д.13).

Между жилищно-строительным кооперативом «Адмирала Ушакова,21» и членом кооператива ФИО4 заключен договор паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей членов кооператива, кооператив принимает участие в финансировании строительства жилого дома по строительному адресу :<Адрес> и имеет право на приобретение в собственность жилого помещения со следующими проектными техническими характеристиками согласно проектно-сметной документации: порядковый номер жилого помещения 90, этаж9, ориентировочная общая площадь 71,88 кв.м., количество комнат 3.

Пайщик осуществляет паенакопления путем внесения паевых и целевых взносов на условиях настоящего договора, получает в пользование, а в случае полного внесения суммы паевого и целевого взносов приобретает право собственности на жилое помещение пропорционально принадлежащему ему пая. (л.д.7-9).

Из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что целевой паевой взнос состоит из двух частей: первая часть взноса составляет <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вторая часть в размере <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.10).

На день рассмотрения дела судом, истцом уплачен паевой (целевой) взнос ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л.д.11), ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л.д.212), всего в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлением об оказании меры поддержки в виде предоставления денежных средств в размере <данные изъяты> руб., для оплаты паевых (целевых) взносов ФИО4 на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома по договору паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17, 18-19).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на вышеуказанные заявления даны ответы об отказе в оказании требуемой меры поддержки, в связи с непредоставлением истцом полного пакета документов (л.д. 20,21).

Из устава следует, что акционерное общество «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» является открытым акционерным обществом, учрежденным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Единственным акционером Общества является Субъект Российской Федерации Пермский край.

Предметом деятельности общества является деятельность, направленная на создание и развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и получения прибыли от проведения операций по привлечению и размещению кредитных ресурсов в сфере недвижимости (п.2.1), целью общества является извлечение прибыли (п.2.2.).

Органами управления являются: общее собрание акционеров, наблюдательный Совет (совет директоров), единоличный исполнительный орган (директор общества, коллегиальный исполнительный орган (правление) (п.6.1).

Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров. (п.9.1).

К компетенции Совета директоров относятся в том числе: определение приоритетных направлений деятельности Общества, утверждение стратегий, бизнес планов; утверждение по представлению Директора плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (подп.1,2 п. 10.1) (л.д.131-139), аналогичные полномочия Совета директоров закреплены в Положении «О совете директоров открытого акционерного общества «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (л.д.123-130).

В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

На основании ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

В соответствии с действующим порядком предоставления денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых осуществлялось жилищно-строительными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушено, осуществляется акционерным обществом «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (п. 3).

Вышеуказанными доказательствами установлено, что истец относится к числу лиц, имеющих право на получение мер по завершению строительства, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Вместе с этим, из совокупного анализа нормативных правовых актов регламентирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что право на выбор конкретному объекту определенной меры по завершению строительства принадлежит исключительно ответчику, поскольку из Преамбулы Постановления Правительства Пермского края от 02.08.2012 № 601-п следует, что, действуя в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 по итогам поездки в Центральный федеральный округ от 4 марта 2011 г. № ВП-П16-1452 Правительство Пермского края приняло решение об оказании финансовой помощи гражданам, проживающим на территории Пермского края по обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых отношений с застройщиками, перед которыми последние не выполнили обязательства по передаче жилых помещений. Указанная помощь предоставляется в виде мер по завершению строительства многоквартирных домов.

Предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов на завершение строительства жилых помещений многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось жилищно-строительными и (или) иными потребительскими кооперативами, созданными в процедуре банкротства застройщика с применением правил параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, предусмотрено в качестве меры по завершению строительства Постановлением Правительства Пермского края № 318-п, вместе с этим, Правительство Пермского края уполномочило АО «ПАИЖК» на представление и иных мер по завершению строительства, в частности, выделения финансирования на достройку многоквартирного дома, выдачу ипотечных кредитов гражданам, инвестировавшим средства в строительство жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом), и т.д.

В связи с чем, суд признает несостоятельными доводы истца о том, что у ответчика возникла безусловная обязанность по оказании истцу меры поддержки в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома в сумме <данные изъяты> руб., для оплаты паевых (целевых) взносов ФИО4 на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома по договору паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ

То обстоятельство, что истец относится к числу лиц, имеющим право на получение мер по завершению строительства не является безусловным основанием для признания за ней права на предоставление конкретной меры по завершению строительства в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома

В соответствии с положениями п. 12 Постановления Правительства Пермского края № 318-п, предоставление денежных средств для оплаты паевых (целевых) взносов в соответствии с настоящим Положением осуществляется в рамках лимитов финансирования, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности Уполномоченной организации на очередной финансовый год, утвержденным Советом директоров Уполномоченной организации.

Из утвержденного Советом директоров ДД.ММ.ГГГГ плана финансово-хозяйственной деятельности АО «ПАИЖК» на 2016-2018 г.г. следует, что бюджет доходов и расходов по направлению «Обманутые дольщики», в рамках реализации мер, направленных на завершение строительства многоквартирных домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, в соответствии с Постановлениями Правительства пермского края № 580-п и № 736, общество планирует в той или иной форме осуществлять мероприятия, направленные на завершение строительства следующих объектов строительства, в частности завершение строительства жилого дома по адресу: <Адрес>, выдача ипотечных займов пострадавшим гражданам. По проекту «Ушакова,21» запланирована достройка дома Обществом в качестве доверительного управляющего незавершенным объектом строительства и уполномоченной организации по выкупу квартир обманутых дольщиков в рамках определенных лимитов. Убыток по проекту «Ушакова,21» по итогам 2016 г. запланирован в размере <данные изъяты> тыс.руб. (п.1.2) (л.д.189-202).

Из протокола заседания совета директоров АО «ПАИЖК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лимиты финансирования, предусмотренные п.12 Постановления Правительства Пермского края от 26.05.2015 г. № 318-п на 2017 г. утверждены в размере 0 руб. (л.д. 203-206)

АО «ПАИЖК» в своей финансовой и экономической деятельности руководствуется положениями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Уставом Общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

На основании ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

Учитывая, что действующее законодательство Пермского края возлагает обязанность по предоставлению меры поддержки в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома на ответчика только в случае принятия АО «ПАИЖК» соответствующего решения, отсутствия в действующем законодательстве норм права, обязывающих государственные органы, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления и частных юридических лиц к исполнению неисполненных обязательств юридических лиц-банкротов, оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению требуемой истцом меры поддержки у суда не имеется.

Суд, анализируя возражения ответчика, третьего лица, приходит к выводу о том, что принятие решения об оказании меры поддержки ФИО4 в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома является правом, а не обязанностью Общества. По мнению суда, иное толкование вышеприведенных Постановлений Правительства Пермского края повлечет судебное вмешательство в частные дела (финансовую деятельность) АО «ПАИЖК», что недопустимо в силу основных начал гражданского законодательства, предусмотренных п. 1 ст. 1 ГК РФ.

Расходные обязательства Пермского края на реализацию мер, направленных на завершение строительства многоквартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 2 августа 2012 г. № 601-п установлены Постановлениями Правительства Пермского края от 23.08.2011 года № 580-п, от 05.10.2011 года № 736-п и осуществляются путем внесения от имени Пермского края в уставной капитал АО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» денежных средств в целях предоставления мер по завершению строительства. Кроме того, этими же постановлениями указано обеспечить перечисление акционерным обществом «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в бюджет Пермского края денежных средств, полученных в результате рефинансирования закладных, оформленных в обеспечение ипотечных кредитов (займов).

Доводы представителя истца о том, что положениями п.2.2 Плана финансово-хозяйственной деятельности АО «ПАИЖК» на 2016-2018 г.г. предусмотрены денежные средства на проект «Ушакова,21» в размере <данные изъяты> тыс. руб. в качестве доплаты по договорам паенакопления, основанием к удовлетворению заявленных требований не являются, поскольку указанным пунктом предусмотрен бюджет движения денежных средств АО «ПАИЖК на 2016 г. по инвестиционной деятельности Общества, что подтверждается пояснительной запиской (л.д. 207), а также договором об инвестиционной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЖСК «Адмирала Ушакова,21» и ответчиком, предметом которого является инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений.

Принимая во внимание целевой характер назначения мер определенных Постановлением Правительства Пермского края от 2 августа 2012 г. № 601-п – завершение строительства, учитывая предмет и основания заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что о нарушении прав истца, допущенных ответчиком, может свидетельствовать только отказ АО «ПАИЖК» в предоставлении какой-либо меры по завершению строительства.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования ФИО4 являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО4 к акционерному обществу «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» о возложении обязанности по перечислению в пользу жилищного строительного кооператива «Адмирала Ушакова, 21» меру поддержки в виде уплаты половины паевого (целевого) взноса на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома в сумме <данные изъяты> руб., для оплаты паевых (целевых) взносов ФИО4 на завершение строительства жилого помещения многоквартирного дома по договору паенакопления от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.В.Подгайная

<данные изъяты>