№ 2- 7438/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2016 года
Центральный районный суд г. Комсомольска –на-Амуре Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи -Тучиной О.В.
при секретаре - Кузнецовой А.Г.
с участием представителя ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании приказов незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением к КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" о признании приказов незаконными. В обоснование исковых требований указал, что он постоянно проживает в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес). (дата) он обратился в КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" с просьбой зарегистрировать его в качестве безработного и назначения пособия по безработице. По причине того, что он не имеет регистрации в г.Комсомольске-на-Амуре возникла проблема с регистрацией в качестве безработного и назначения пособия по безработице. Нам основании ч.2 ст.3 Закона "О занятости населения РФ" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина, в связи с чем, он был вынужден обратиться с заявлением в суд. Решением Центрального районного суд г.Комсомольска-на-Амуре от 03.05.2016г. его заявление было удовлетворено, КГКУ ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре суд обязал назначить ему пособие по безработице с 15.02.2016г. в размере средней заработной платы, сложившейся в Хабаровском крае. После вступления решения суда в законную силу ФИО2 обратился в КГКУ ЦЗН г.Комсомольска-на-Амуре, где он был зарегистрирован в качестве безработного с 15.02.2016г. с выплатой пособия по безработице с 15.02.2016г. по 14.08.2016г., но приказами от 05.07.2016г. (№) ему была приостановлена выплата пособия по безработице на период с 16.02.2016г. по 15.05.2016г. и с 16.05.2016г. по 04.07.2016г. Считает данные приказы необоснованными и незаконными.
В судебное заседание ФИО2 извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" - ФИО1, действующая на основании доверенности от (дата)., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2 поскольку, 15.02.2016г. истец был зарегистрирован в качестве обратившегося в целях поиска работы с 15.02.2016г. Ему были оказаны государственные услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, а также содействия в поиске подходящей работы - выдано направление в ПАО АСЗ по вакансии сборщик-достройщик судовой, по его специальности. ФИО2 назначена явка на 29.02.2016г., на которую истец не явился, в связи с чем с 17.03.2016г. по причине длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения) неявки. Карточка персонального учета истца от 15.02.2016г. закрыта. При этом, предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Полагает, что выплата пособия ФИО2 в период с 16.02.2016г. по 04.07.2016г. не возможна и не положена, истец в этот период ЦЗН не посещал, поиском работы через ЦЗН не занимался, при этом имеется отказ истца от подходящей ему работы. Приказы о приостановке выплаты пособия по безработице изданы в соответствии с действующим законодательством. Также пояснила, что по какой-то причине суд, установив место жительства истца, обязал ЦЗН назначить пособие с даты первого обращения, что было невозможно из-за отсутствия сведений о его месте жительства, то есть условия для назначения пособия отсутствовали, но не препятствовали оказанию иных услуг, которые были оказаны.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему вводу.
Согласно общим положениям Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице.
Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 8 ст. 31 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
В соответствии с п. 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
Согласно абзацу 5 части 3 статьи 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Согласно п. 14 Правил регистрации безработных граждан безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки. Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан утвержден приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан"
Из материалов дела следует и установлено судом, что 15 февраля 2016 года ФИО2 обратился в КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Из карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от (дата). (№) следует, что ФИО2(дата) года рождения, регистрации по месту жительства не имеет, проживает в детском доме по адресу г.Комсомольск-на-Амуре по (адрес). Является сиротой, выпускником КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя С. С. В.ФИО3" по специальности сборщик корпусов металлических судов. В качестве пожелания к будущей работе указано - сборщик корпусов металлических судов, заработная плата от 15000 рублей.
15 февраля 2016 года ФИО2 оказаны услуги, проведена беседа об информировании о положении на рынке труда, а также выдано направление на работу в ПАО АСЗ по профессии сборщик-достройщик судовой с заработной платой 17000-50000 рублей. При этом, истец уведомлен о дате следующего посещения - 29 февраля 2016 года, о чем свидетельствует его подпись в листе учета.17 марта 2016 года карточка персонального учета гражданина ФИО2 была закрыта по причине длительной неявки в ЦЗН - более 1 месяца и отказа от предложенной работы.
Далее установлено, что решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 13 мая 2016 года, вступившим в законную силу 22.06.2016г., удовлетворены исковые требования ФИО2 к КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности начислить пособие. Решением установлен факт постоянного проживания ФИО2, (дата) года рождения, уроженца (иные данные), с (дата). по настоящее время по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), а также возложена обязанность на Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" назначить ФИО2 пособие по безработице с 15.02.2016г. в размере средней заработной платы, сложившейся в Хабаровском крае.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
05 июля 2016 года ФИО2 обратился в КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" с заявлением о регистрации его в качестве безработного и назначении ему выплаты пособия по безработице, представив решение суда, указанное выше. При этом, истец обязался в период, когда он состоит на учете в качестве безработного, в том числе в соответствии с установленным порядком, регулярно посещать службу занятости, активно искать работу.
Приказами от 05 июля 2016г. (№) КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" ФИО2 признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 15.02.2016г. Установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 6 месяцев. Установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 47733,90 рублей с 15.02.2016г. по 14.08.2016г. С приказами ФИО2 ознакомлен в день вынесения - (дата)г.
Из листа посещений гражданина для подбора подходящей работы следует, что:
- 05 июля 2016 года с ФИО2 проведена беседа об информировании о положении на рынке труда, среди имеющихся вакансий подходящей работы нет. Истец уведомлен о дате следующего посещения - (дата), о чем свидетельствует его подпись в листе учета.
- 19 июля 2016 года ФИО2 проведен подбор вариантов трудоустройства, среди имеющихся вакансий подходящей работы нет. Истец уведомлен о дате следующего посещения - 11 августа 2016 года, о чем свидетельствует его подпись в листе учета.
- 11 августа 2016 года ФИО2 предложен вариант трудоустройства в ПАО АСЗ по профессии сборщик-достройщик судовой с заработной платой 17000-45000 рублей. При этом, истец уведомлен о дате следующего посещения - 29 августа 2016 года, о чем свидетельствует его подпись в листе учета.
- 16 августа 2016 года истец отказался от предложенного варианта подходящей работы, в связи с тем, что нет желания работать на заводе,
Кроме того, приказами от 05 июля 2016 года № 187ПР/1602 "О приостановке выплаты пособия по безработице", ФИО2 на период с 16.02.2016г. по 15.05.2016г. и с 16.05.2016г. по 04.07.2016г., в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, выплата пособия по безработице приостановлена. С приказами ФИО2 ознакомлен в день вынесения - 05 июля 2016г.
29 августа 2016 года ФИО2 на основании личного письменного заявления от 29.08.2016г., снят с учета в качестве безработного в связи с отказом от посредничества органов службы занятости.
Карточка персонального учета гражданина закрыта 29 августа 2016 года в связи с отказом от услуг ЦЗН.
Установленными в судебном заседании обстоятельствами подтверждается наличие у ответчика оснований для издания оспариваемых приказов о приостановлении выплаты истцу пособия по безработице, поскольку факт нарушения истцом срока посещения для подбора подходящей работы нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и доказательств уважительности причин такого нарушения истцом не представлено.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 27.05.2010 N 698-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б.А.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", целевое назначение пособия по безработице как меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. При этом, пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.
Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня "уважительных причин" само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Вместе с тем, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" и включенных в перечень, утвержденный приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10/н, истцом ФИО2 не представлено, каких-либо иных доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших посещению КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" в назначенный срок, истец не представил. Таким образом, установленные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности обжалуемых приказов КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" от 05 июля 2016 года № 187ПР/1602 "О приостановке выплаты пособия по безработице", действующего при их издании в рамках закона и в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно положениями части 1 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
ФИО2 посещения в назначенный срок органа занятости прекратил, в связи с чем, обоснованно выплата пособия была приостановлена.
С учетом положений п. 6 ст. 31, п. 3 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также Приказа Минтруда России от 15.01.2013 года N 10/н, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" о признании приказов незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании приказов незаконными – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Комсомольска –на- Амуре.
Судья: О.В. Тучина