ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-743/2017 от 07.06.2017 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-743/23017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июня 2017 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Прохоровой Н.В.

при секретаре Толстиковой Н.В.

с участием представителя истца – заместителя Томского межрайонного природоохранного прокурора Гуслова Е.А., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Томской области, Городского округа – закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, а также прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Полигон твердых бытовых отходов комбината благоустройства» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год,

установил:

истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ООО «Полигон ТБО КБУ», ссылаясь на то, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по выполнению хозяйствующими субъектами обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установлено, что ответчик в 2016 г. осуществлял негативное воздействие на окружающую среду в связи с ведением деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на территории г. Северск Томской области, а также ввиду размещения отходов производства и потребления на территории г. Северск Томской области. ООО «Полигон ТБО КБУ» плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. до настоящего времени не внесена. Ответчик в марте 2017 г. представил в Управление Росприроднадзора по Томской области декларацию по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в соответствии с которой имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 18161603,63 руб. С учетом уменьшения исковых требований (л.д. 2-7, 67) истец просил суд: взыскать с ООО «Полигон ТБО КБУ» в пользу Управления Росприроднадзора по Томской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. в размере 9503672,67 руб. в том числе с разбивкой по кодам КБК и ОКТМО: денежные средства в сумме 196594,06 руб. (плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами): реквизиты получателя платежа: УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. 04651780870); ИНН <***>, КПП 701701001; Расчетный счет <***> в Отделение Томск, г. Томск; БИК 046902001; КБК 048112 0101 0016 000120; ОКТМО: 69741000; денежные средства в размере 9307078,61 руб. (плата за размещение отходов): реквизиты получателя платежа: УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. 04651780870); ИНН <***>, КПП 701701001; расчетный счет <***> в Отделение Томск г. Томск; БИК 046902001; КБК 048112 0102 0016 000120; ОКТМО 69741000.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Томского межрайонного природоохранного прокурора Гуслов Е.А. поддержал исковые требования в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Росприроднадзора по Томской области в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от 10.01.2017, исковые требования не признала, указала, что ответчик признает свою обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако оспаривает расчет взыскиваемой денежной суммы.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующего.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе принципа платности природопользованием и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются вышеуказанным Федеральным законом, иными федеральными законами. Федеральный закон к видам негативного воздействия на окружающую среду относит: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в силу ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-ФЗ «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, и, по сути, носят компенсационный характер.

Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на её охрану и восстановление.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием; и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).

В силу пункта 9 Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в установленные сроки.

Согласно частям 1, 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ вносится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255, отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки её размера должна вноситься не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом на основании ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 51,57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется в бюджеты всех уровней, в том числе федеральный бюджет -5%, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 40%, в бюджеты муниципальных районов и городских округов – 55%.

В соответствии с Федеральным законом №415-ФЗ от 19.12.2016 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 года» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена полномочиями главного администратора доходов федерального бюджета, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Аналогичные положения содержал и Федеральный закон от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

Приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской федерации» на Управление Росприроднадзора по Томской области возложены полномочия главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов и администратора доходов федерального бюджета, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании ООО «Полигон ТБО КБУ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов по адресу: ЗАТО Северск, Автодорога, 2/2б и обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспаривались.

В судебном заседании также установлено, что 10.03.2017 ответчик представил в Управление Роспотребнадзора по Томской области Декларацию о оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. в соответствии с которой ООО «Полигон» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 18161603,63 руб.

В ходе рассмотрения настоящего дела, 16.05.2017 ООО «Полигон» предоставило в Управление Роспотребнадзора по Томской области Корректирующую декларацию о оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. в соответствии с которой ООО «Полигон» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9503672,67 руб., в том числе 196594,06 руб. плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, 9307078,61 руб. за размещение отходов.

Суд не принимает доводы стороны ответчика о несогласии с размером платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в силу ч. 1 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Как установлено в судебном заседании размер платы за негативное воздействие на окружающую среду был исчислен лицом, обязанными вносить плату - ООО «Полигон ТБО КБУ».

Росприроднадзор осуществляет исключительно контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей.

Согласно сообщению Роприроднадзора по Томской области Ш. (л.д. 83) 16.05.2017 ООО «Полигон ТБО КБУ» в Управление представлена Корректирующая декларация о плате за негативное воздействие за 2016. Проверка Корректирующей декларации о плате за негативное воздействие за 2016 показала, что задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год ООО «Полигон ТБО КБУ» составила 9503672,67 руб., в том числе 196594,06 руб. плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, 9307078,61 руб. за размещение отходов. Проверкой установлено, что ООО «Полигон ТБО КБУ» в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной в Управление 10.03.2017 была допущена техническая ошибка в расчете платы за размещение отходов в 2016 году. Допущенная ООО «Полигон ТБО КБУ» техническая ошибка в расчете платы за размещение отходов в 2016 исправлена в представленной 16.05.2017 Корректирующей декларации о плате за негативное воздействие за 2016.

Также в судебное заседание Роспотребнадзором представлен Расчет суммы задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Полигон ТБО КБУ» за 2016 год (по состоянию на 19.05.2017) (л.д. 84), который подтверждает правильность исчисления платы.

Таким образом, размер оплаты за негативное воздействие на окружающую среду составляет 9503672,67 руб., в том числе 196594,06 руб. плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, 9307078,61 руб. за размещение отходов.

Поскольку указанная задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика в пользу Управления Росприроднадзора по Томской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год

Учитывая то обстоятельство, что прокурор в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 55718 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ООО «Полигон твердых бытовых отходов комбината благоустройства» в пользу Управления Росприроднадзора по Томской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 9503672,67 руб. в том числе с разбивкой по кодам КБК и ОКТМО: денежные средства в сумме 196594,06 руб. (плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами): реквизиты получателя платежа: УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. 04651780870); ИНН <***>, КПП 701701001; Расчетный счет <***> в Отделение Томск, г. Томск; БИК 046902001; КБК 048112 0101 0016 000120; ОКТМО: 69741000; денежные средства в размере 9307078,61 руб. (плата за размещение отходов): реквизиты получателя платежа: УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. 04651780870); ИНН <***>, КПП 701701001; расчетный счет <***> в Отделение Томск г. Томск; БИК 046902001; КБК 048112 0102 0016 000120; ОКТМО 69741000.

Взыскать с ООО «Полигон ТБО КБУ» государственную пошлину в размере 55718 руб. в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Прохорова