ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-743/2022 от 27.04.2022 Каневской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-743/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 27 апреля 2022 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Лысенко С.Э.,

при секретаре Махорт Л.В.,

с участием помощника прокурора Каневского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каневского района в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации муниципального образования Каневской район, МБОУ СОШ № 2 Каневской район о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки отдельным категориям граждан,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каневского района в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Каневской район, МБОУ СОШ № 2 Каневского района о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, указывая, что прокуратурой района по результатам рассмотрения обращения ФИО3 в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о взыскании за период с момента обучения в интересах несовершеннолетнего ребенка, имеющего статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (далее - ребенок с ОВЗ), компенсации за бесплатное двухразовое питание, установлено, что администрацией МО Каневской район обязанности по организации питания отдельным категориям граждан реализуются ненадлежащим образом. Несовершеннолетний ФИО2 является обучающимся МБОУ СОШ № 2, ранее обучался в МБОУ СОШ № 3, находится на индивидуальном обучении на дому, имеет статус ребенок с ОВЗ с 04.05.2018 г.

Согласно ч. 4 ст. 37, ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273- ФЗ) обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

При этом, в силу ст. 21 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет средств краевого и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, имеют право, в том числе, на обеспечение питанием и вещевым имуществом.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2 Закона № 273-Ф3, это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Социальная поддержка инвалидов, согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Из письма Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» следует, что согласно Закона № 273-Ф3 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Таким образом, дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 10.02.2021 № 153 утверждено Положение об организации бесплатного питания детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории МО Каневской район (далее - Положение) (в ред. от 17.03.2021 № 373).

Согласно п. 2.1 Положения родители детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ОВЗ и получающих образование на дому, а также родителя обучающихся, имеющих статус обучающихся с ОВЗ и получающих образование на дому, имеют право на получение компенсации за бесплатное двухразовое питание в денежном эквиваленте.

На основании указанного Положения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, получающим образование на дому в муниципальных образовательных организациях Каневского района, с февраля 2021 года выплачивается денежная компенсация.

Обязанность по организации питания несовершеннолетним обучающимся, относящимся к категории ребенок с ОВЗ установлена ч. 7 ст. 79 Законом № 273-Ф3 для всех обучающихся, относящихся к категории ребенок с ОВЗ, за исключением обучающихся данной категории, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящихся на полном государственном обеспечении, кроме того, указанная обязанность, возложенная на органы местного самоуправления, в отношении подведомственных образовательных организаций следует из систематического толкования вышеуказанных норм законов.

Несвоевременное принятие органом местного самоуправления, в нарушение ч. 4 ст. 37 Закона № 273-Ф3, соответствующего порядка организации питания обучающимся, имеющим статус ребенок с ОВЗ, не может служить основанием для ущемления прав несовершеннолетних, имеющих статус ребенок с ОВЗ в сфере предоставления соответствующей меры социальной поддержки с момента вступления в законную силу нормы закона, устанавливающей такую обязанность для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении подведомственных им образовательных организаций.

В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

Соответственно, в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетних, относящихся к категории ребенок с ОВЗ, получающим образование на дому, орган местного самоуправления обязан произвести выплату задолженности законным представителям несовершеннолетних обучающихся за период с даты начала обучения в муниципальной образовательной организации на домашнем обучении по дату принятия соответствующего муниципального правового акта - 10.02.2021.

К данной категории правоотношений не применим установленный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности, так как норма закона, обязывающая образовательные организации организовывать обучающимся имеющим статус ОВЗ бесплатное питание - часть 7 статьи 79 Закона № 274-ФЗ вступила в законную силу с 01.09.2013, согласно ч. 1 ст. 111 данного закона, соответственно данное право у несовершеннолетних обучающихся относящихся к данным категориям возникло с 01.09.2013, данному праву с указанного периода корреспондирует юридическая обязанность органа местного самоуправления в отношении подведомственных образовательных организаций принять соответствующий муниципальный правовой акт и осуществлять обучающимся, относящимся к категории ребенок с ОВЗ, получающим образование на дому компенсацию за питание, либо предоставлять продуктовый набор. Вступление в силу данной нормы закона требовало незамедлительного принятия мер, направленных на соблюдение законных прав обучающихся, имеющих статус ребенок с ОВЗ, а именно принятие муниципального нормативного правового акта в отношении обучающихся в муниципальных образовательных организациях детей с ОВЗ, в том числе, детей с ОВЗ, получающих образование на дому.

Непринятие во исполнение закона указанного муниципального правового акта ранее, не может служить основанием для невыплаты положенной компенсации за питание детям с ОВЗ, так как будут нарушены основные принципы Конституции Российской Федерации, законодательства об образовании, в частности приоритет прав и свобод человека. Соблюдение данных прав обучающихся с ОВЗ не может ставиться в зависимость от допущенного муниципалитетом пробела в муниципальном законодательстве, указанное право установлено законодателем и вступило в законную силу с 01.09.2013, соответственно с указанного периода должен был быть определен механизм реализации указанного права относительно уровня образовательной организации, законодатель, не установив четкого требования по механизму реализации данной нормы для лиц указанной категории, получающих образование на дому предоставил субъектам нормотворчества право самостоятельно определять вид его реализации, будь то компенсационная выплата или предоставление продуктового набора. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Каневской район обеспечить финансирование компенсационной выплаты за бесплатное двухразовое горячее питание ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лицу, относящемуся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья за период с 04.05.2018 по 10.02.2021 в сумме 49 864,23 рублей, в последующем довести бюджетные средства до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Каневской район для выплаты указанной денежной компенсации обучающемуся на дому ФИО2; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Каневской район выплатить законному представителю несовершеннолетнего ФИО2 денежную компенсацию за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетнему, имеющему статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого осуществляется на дому, в сумме 49 864,23 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Каневского района ФИО4 заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации МО Каневской район ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренных ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ей понятны. Дело просила рассмотреть в её отсутствие.

Директор МБОУ СОШ № 2 Каневского района ФИО6 в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренных ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ей понятны. Дело просила рассмотреть в её отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощники прокурора, исследовав материалы дела, суд находит возможным в соответствии со ст.173 ГПК РФ принять признание представителями ответчиков иска и удовлетворить требования истца, поскольку удовлетворение исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с заявлениями представителей ответчиков, последствия признания иска им понятны.

В связи с признаниями представителями ответчиков иска, судья в мотивировочной части решения суда указывает только на признание иска и принятие его судом на основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

Принимая во внимание изложенное, суд считает исковое заявление прокурора Каневского района в интересах несовершеннолетнего ФИО2 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Каневского района в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к администрации муниципального образования Каневской район, МБОУ СОШ № 2 Каневской район о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки отдельным категориям граждан - удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования Каневской район обеспечить финансирование компенсационной выплаты за бесплатное двухразовое горячее питание ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лицу, относящемуся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья за период с 04.05.2018 по 10.02.2021 в сумме 49 864,23 рублей, в последующем довести бюджетные средства до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Каневской район для выплаты указанной денежной компенсации обучающемуся на дому ФИО2.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Каневской район выплатить законному представителю несовершеннолетнего ФИО2 денежную компенсацию за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетнему, имеющему статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого осуществляется на дому, в сумме 49 864,23 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме: 29.04.2022 г.

Судья-