ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7442/2014 от 27.08.2014 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

 2-7442/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г.Якутск               27 августа 2014 года

 Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Голиковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Окружной администрации города Якутска о признании нарушенным права, изъятии информации из общедоступных источников,

 установил:

      Истцы обратились в суд с исковыми требованиями мотивируя тем, что ____ 2013 года главой Администрации ГО «Город Якутск Н. издано распоряжение № об изъятии жилых помещений собственников и земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу ____ в приложении к которому содержатся персональные данные собственников изымаемых жилых помещений, в том числе истцов. Указанное распоряжение с приложением опубликовано в средствах массовой информации, размещено в сети Интернет. Ссылаясь на те обстоятельства, что само распоряжение издано с нарушением требований закона, а опубликование персональных данных истцов в общедоступных источниках без их согласия нарушает права собственников жилых помещений, создает угрозу безопасности жизни и имуществу истцов, просят признать право собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу ____ нарушенным, признать распоряжение № от ____ 2013 года недействительным, обязать ответчика изъять конфиденциальную информацию из общедоступных источников.

     В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО5, истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 требования поддержали в части признания права нарушенным, возложении обязанности изъять информацию о собственниках жилых помещений из общедоступных источников, просят обязать изъять экземпляры газеты «Эхо столицы» от ____ 2013 года из архивов публичных библиотек, текст распоряжения с приложением удалить со страниц сайтов сети Интернет. Пояснили, что опубликование персональных данных собственников в СМИ допускается только с письменного согласия на это субъектов персональных данных, которое ответчиком как оператором персональных данных получено не было, в результате незаконных действий ответчика данные о собственниках жилых помещений стали известны неопределенному кругу лиц, что способствовало совершению краж в квартирах жилого дома. Также указывают, что в результате издания распоряжения на истцов незаконно возложена обязанность произвести за свой счет оценку стоимости квартир, чем причинен ущерб. В части признания распоряжения недействительным требования не поддержаны, поскольку распоряжением № от ____ 2014 года оспариваемое распоряжение № было отменено.

     Представители Окружной администрации г. Якутска ФИО6, ФИО7 исковые требования не признали, пояснили, что распоряжение № было опубликовано в соответствии с требованиями закона, положениями Регламента Окружной администрации города Якутска, согласие субъектов персональных данных на обработку, в том числе распространение персональных данных, было получено оператором в письменном виде. Опубликование фамилий и инициалов истцов права субъектов персональных данных не нарушает, само оспариваемое распоряжение отменено Окружной администрацией города Якутска ____ 2014 года и никаких правовых последствий для истцов не повлекло.

 Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу ____, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности.

 В связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ____ 2013 года главой Администрации ГО «Город Якутск Н. издано распоряжение № об изъятии жилых помещений собственников и земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу ____. МКУ ДЖО ГО «Город Якутск» поручено организовать государственную регистрацию распоряжения (обременения права) в ЕГРП, определить потребность в финансовых средствах для выкупа жилых помещений у собственников, ДИЗО ОА г. Якутска предписано обеспечить исполнение договоров выкупа или мены жилых помещений в многоквартирном доме, Департаменту по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ опубликовать распоряжение в официальных СМИ. В приложении к распоряжению содержится список жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г____ с указанием фамилий и инициалов собственников квартир.

 Во исполнение п. № распоряжения, его текст был опубликован в газете «Эхо столицы» от ____ 2013 года с текстом приложения без каких-либо изъятий, что подтверждается копией с экземпляра газеты и ответчиком не оспаривается. Также текст распоряжения № от ____ 2013 года размещен на странице Интернет-сайта «___», что подтверждается данными полученными в результате осмотра судом Интернет-ресурса.

 Распоряжением главы Окружной администрации г. Якутска № от ____ 2014 года распоряжение № признано утратившим силу в связи с передачей земельного участка, на котором расположен жилой дом в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «___».

 Истцами заявлено о нарушении их прав в результате незаконного распространения ответчиком (опубликовании в СМИ) конфиденциальной информации, к которой относятся персональные данные граждан.

 Таким образом, с учетом изменений предмета иска, по делу должны быть установлены следующие обстоятельства: принято ли должностным лицом решение об опубликовании распоряжения № в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона, соблюдена ли процедура принятия решения. Содержит ли текст распоряжения конфиденциальную информацию, доступ к которой ограничен законом, относится ли указанная информация к истцам, нарушены ли права заявителей.

 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Окружного Совета г. Якутска от 23 января 2008 года утвержден Устав Городского округа «Город Якутск».

 Согласно Уставу Городского округа «Город Якутск» глава Окружной администрации города Якутска по предметам своего ведения издает постановления и распоряжения Окружной администрации города Якутска, а также постановления и распоряжения главы округа.

 В силу ч.4 ст.48 Устава виды, порядок принятия (издания), официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов городского округа "город Якутск" установлены статьей 4, частью шестой статьи 25, статьями 30, 39, 44, 49, 86 Устава.

 В соответствии с ч.3 ст. 39 Устава правовые акты главы округа и правовые акты Окружной администрации города Якутска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

 Согласно ч.1 ст. 49 Устава муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования их полного текста. Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов является печатное средство массовой информации, определенное решением Якутской городской Думы. Правовые акты ненормативного характера могут быть официально опубликованы по решению принявших их органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ч.4 ст.49).В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 В силу положений ч.4 ст. 8 указанного Закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)(п.п.3), а также к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами(п.п.5).

 Согласно ч.5 ст. 8 Закона, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на основе принципа открытости, недопустимости ограничения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств. Исключение составляет информация, доступ к которой ограничен федеральным законом.

 В соответствии с ч.2 ст.4 Закона «О персональных данных» на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.

 Во исполнение указанных положений закона постановлением главы городского округа "Якутск" от 07.10.2008 N 108 утвержден Регламент Окружной администрации г. Якутска, определяющий порядок организационного, документационного и информационного обеспечения деятельности окружной администрации города Якутска. Пунктами 1, 3, 3.1.2 Регламента предусмотрена обязанность окружной администрации опубликовывать правовые акты главы администрации, в том числе ненормативного характера, в официальном печатном издании Окружной администрации газете "Эхо Столицы", а также на WEB-сайте Окружной администрации, если такие правовые акты затрагивают права и обязанности граждан.

 Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных(ч.9).

 В силу ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пп.1). Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных.

 Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, в том числе опубликование в СМИ.

 В соответствии со ст.7 Закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 То есть, по смыслу закона, оператор обязан соблюдать конфиденциальность персональных данных, если федеральным законом не предусмотрено, что такие сведения являются общедоступными.

 Согласно ч.4 ст.131 Гражданского кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

 В силу статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц.

 В соответствии с п.3 ст.7 Закона о регистрации к сведениям конфиденциального (закрытого) характера относятся: сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

 Таким образом, сведения о собственниках (правообладателях) определенного объекта недвижимости являются общедоступными и не относятся к информации конфиденциального характера, доступ к которой ограничен федеральным законом.

 Учитывая изложенное, опубликование (распространение) информации о собственниках изымаемых для муниципальных нужд жилых помещений в целях предоставления неограниченному кругу лиц сведений о деятельности органа местного самоуправления, информации об имеющихся ограничениях прав собственников жилых помещений, а также об использовании бюджетных средств, не может рассматриваться как действия, нарушающие права и законные интересы субъектов персональных данных. Кроме того, учитывая, что имена и отчества собственников жилых помещений сокращены в тексте распоряжения до инициалов, определенно идентифицировать физических лиц (истцов) на основании опубликованной информации не возможно.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что баланс общественных интересов, предполагающих доступ к информации о деятельности органов самоуправления, и прав субъектов персональных данных на конфиденциальность информации не нарушен. Решение об опубликовании распоряжения № от ____ 2013 года (правого акта ненормативного характера, затрагивающего права и обязанности определенного круга лиц) принято главой администрации в соответствии с требованиями закона, предоставленными полномочиями и на основании Устава и Регламента деятельности органа местного самоуправления.

     Суд также находит обоснованными доводы ответчика о том, что оспариваемые действия с данными о собственниках жилых помещений произведены с согласия субъектов персональных данных, полученного в соответствии с требованиями статьи 9 Закона «О персональных данных». Соответствующие письменные согласия истцов на обработку персональных данных, в том числе на их распространение, представлены ответчиком в суд, достоверность и допустимость представленных доказательств сомнений не вызывает.

 Доводы истцов о том, что положения ст. ст. 9 и 10 Закона «О персональных данных» не дают право оператору персональных данных разместить сведения о собственниках жилых помещений в СМИ и при наличии письменного согласия субъектов на обработку персональных данных, основаны на неверном толковании норм права. Положения ст. 10 Закона касаются специальных категорий персональных данных, к которым опубликованные ответчиком сведения не относятся.

 Ссылки истцов на нарушение их имущественных прав в результате опубликования распоряжения не состоятельны ввиду отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением ущерба имуществу собственников в результате преступных действий иных лиц.

 Не обоснованы и доводы истцов о том, что в результате издания распоряжения они вынужденно понесли расходы на оценку рыночной стоимости принадлежащих им жилых помещений, поскольку распоряжение указание на обязанность собственников жилых помещений произвести оценку их стоимости не содержит, расходы произведены в связи с оплатой услуг, оказанных истцам третьими лицами.

 При таких обстоятельствах требования о признании действий ответчика, связанных с опубликованием распоряжения № от ____ 2013 года, нарушающими права истцов, возложении обязанности изъять информацию из общедоступных источников подлежат отказу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

 решил:

     В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Окружной администрации г. Якутска о признании нарушенным права, возложении обязанности изъять информацию – отказать.

     Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд РС(Я) в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме.

 Судья п/п А.А. Кочкина