ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-744/19 от 19.07.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-744/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2019 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

Председательствующего судьи Стёпиной М.В.,

при секретаре Тимкович А.О.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя истца ФИО3, ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителей ответчика Фонда капитального ремонта МКД Тверской области ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенности,

представителя третьего лица ФИО7, ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Тверской областной правозащитной общественной организации «Качество жизни»- Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании с перерывом 10,19 июля 2019 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к Фонду капитального ремонта МКД Тверской области о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта,

установил:

ФИО1, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в котором просили обязать ответчика выполнить обязательства перед собственниками помещений МКД по выполнению капитального ремонта кровли дома 10 по ул. Школьная в пос. Приволжский в полном объеме и с надлежащим качеством.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками квартир в доме 10 по ул. Школьная в пос. Приволжский Приволжского с/п Кимрского района Тверской области, надлежащим образом исполняют обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт. МКД включен в краткосрочный план по проведению капитального ремонта на 2014-2043гг. с видом работ – ремонт кровли. Работы по ремонту кровли проводились, однако по состоянию на 29.01.2019 не дали необходимого результата – кровля течет сильнее, чем текла до ремонта, выявлены многочисленные нарушения, допущенные при выполнении работ. Фактически ответчиком признается факт ненадлежащего качества выполненного ремонта, однако обращение Фонда с иском к подрядчику не является исчерпывающей мерой, способной привести к обеспечению капремонта кровли надлежащего качества.

В судебном заседании истцы ФИО1, являющаяся также представителем третьего лица на основании доверенности – ФИО7, ФИО3, их представители ФИО2, ФИО4 заявленные требования поддержали в полном объеме. Просили взыскать в пользу ФИО1 судебные издержки в сумме 2209 рублей, в пользу ФИО3 судебные издержки в сумме 3885,02 рублей.

Представители ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по доверенности ФИО5, ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что привлечение подрядчика устранить недостатки результата работ по капитальному ремонту крыши МКД фактически подтверждает добросовестный подход ответчика к исполнению своих обязательств.

Представитель третьего лица Тверской областной правозащитной общественной организации «Качество жизни»- Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области ФИО2 заявленные истцами требования поддержала в полном объеме.

Третьи лица, извещенные судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, ФИО1 и ФИО3 являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме 10 по ул. Школьная в пос. Приволжский Приволжского с/п Кимрского района Тверской области, и соответственно.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Частью 1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с п. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением №74 от 19.05.2014 администрации Приволжского с/п Кимрского района Тверской области «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» принято решение о формировании фонда капитального ремонта МКД №10 по ул. Школьная в пос. Приволжский Приволжского с/п Кимрского района Тверской области на счете регионального оператора.

В соответствии с частью 2 статьи 178 ЖК РФ, региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306 создана некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, определив его в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Пунктом 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч. 3 ст. 10 закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч. 4 ст. 10 закона Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО).

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.

В целях реализации данной краткосрочной программы в 2015г., постановлением Правительства Тверской области от 21.07.2015 №341-пп утвержден соответствующий краткосрочный план, в который включен МКД №10 по ул. Школьная в пос. Приволжский Приволжского с/п Кимрского района Тверской области, с видом работ – ремонт кровли.

Согласно указанной программы, плановой датой завершения работ по капитальному ремонту указанного дома установлен 2016 г.

Пунктами 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.

В силу п. 11 ч. 2, ч. 6 ст. 182 ЖК Российской Федерации, региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество работ, выполненных привлеченными им подрядными организациями, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что во исполнение возложенных на ответчика обязанностей, между Фондом капитального ремонта МКД Тверской области (Заказчик) и ООО «Антология» (Подрядчик) заключён договор подряда от 05 августа 2016 года №109 на выполнение работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов, расположенных в г.Лихославль, с.Бурашево Калининского района, п.Приволжский Кимрского района, г.Торжок, г.Тверь, ЗАТО «Озерный» Тверской области, по условиям которого Подрядчик взял на себя обязательство по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов, расположенных по указанным в пункте 1.1 договора адресам, в том числе по адресу: <...>, и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик - принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями договора.

Согласно пункту 3.3.19 договора подрядчик обязан предоставить гарантию качества на результат выполненных работ семь лет с момента подписания акта приемки выполненных работ заказчиком и подрядчиком. Гарантийный срок на смонтированное подрядчиком оборудование соответствует гарантийному сроку, установленному его производителем. Факт выдачи гарантийных обязательств является подписание акта приемки выполненных работ. Гарантия качества результата работ распространяется на все конструктивные элементы, инженерные системы и все работы, выполненные подрядчиком и субподрядчиками по договору.

Гарантия выражается в безвозмездном устранении подрядчиком недостатков выполненных работ, выявленных в течение гарантийного срока, установленного договором в срок не более 30 рабочих дней с момента предъявления заказчиком претензии, если подрядчик не докажет, что дефекты произошли вследствие нормального износа объекта, его частей или неправильной его эксплуатации.

При выполнении работ по гарантийным обязательствам подрядчик должен выполнить все необходимые работы, как по ликвидации разрушений, дефектов, так и по устранению причин их вызвавших в той мере, в которой данные причины являются следствием некачественного выполнения работ или применения некачественных материалов.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, принят комиссией ответчика в эксплуатацию после поведенных работ 19 декабря 2016 года.

В дальнейшем комиссией проведен осмотр кровли крыши указанного многоквартирного дома, по результатам осмотра составлен акт от 13 июня 2017 года с перечнем выявленных недостатков.

ООО «Антология» в добровольном порядке выявленные нарушения не устранило.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2018, которым удовлетворены требования Фонда капитального ремонта МКД Тверской области, возложена обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Антология» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу безвозмездно устранить недостатки результата работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в рамках договора подряда №109 от 05.08.2016.

Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Тверской области исполнительный документ – исполнительный лист ФС №015658564 предъявлен Фондом в ОСП по Кимрскому району УФССП по Тверской области, где 04.04.2019 в отношении ООО «Антология» возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком обязательства по проведению капитального ремонта МКД в рамках полномочий предоставленных ему действующим законодательством исполнены – заключен договор на проведение работ с подрядной организацией, осуществляется контроль за его выполнением.

В настоящее время ООО «Антология» не прекратило свою деятельность, не признано банкротом, следовательно не утрачена возможность исполнения договорных обязательств со стороны организации – подрядчика по устранению недостатков ремонта кровли МКД.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцами требований не имеется.

При отказе в иске понесенные истцами судебные расходы возмещению ответчиком не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО3 к Фонду капитального ремонта МКД Тверской области о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Стёпина