ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-744/2014 от 12.09.2014 Кармаскалинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-744/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2014 года с. Кармаскалы

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Минеевой В.В., при секретаре Биккуловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств,

установил:

Администрация муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с исковым заявлением к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указано, что решением Совета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГутверждена Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

В рамках реализации указанной Программы Протоколом заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении Индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на начальной стадии становления бизнеса. Распоряжением администрации МР Кармаскалинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств на поддержку малого и среднего предпринимательства» были направлены средства, предусмотренные в смете расходов администрации на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. в размере <данные изъяты> рублей. Во исполнение постановления с ИП Шакировой 3.Р. был заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ей из средств бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан выделено <данные изъяты> рублей.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ средства в размере <данные изъяты> рублей были перечислены на расчетный счет ИП Шакировой 3.Р. Таким образом, по мнению истца, администрацией МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан были выполнены все обязательства установленные Программой и заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец указывает, что в соответствии с подпунктом 2.2.2 договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ ИП Шакирова 3.Р. обязалась продолжить осуществление предпринимательской деятельности, заявленной на субсидирование в течение 2-х лет после получения субсидии. Однако, в нарушении указанного условия ИП Шакирова 3.Р. прекратила осуществление деятельности ранее установленного срока - 22 мая 2013 года, о чем свидетельствует Выписка из ЕГРИП от 06 мая 2014 года.

В соответствии с пунктом 6.2.21 вышеуказанной Программы ИП Шакировой 3.Р. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возврата полученных средств субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления. Шакирова 3.Р. на уведомление не отреагировала, каких-либо действий для возврата бюджетных средств не предприняла.

В связи с чем истец просит взыскать с Шакировой З.Р. в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

На судебном заседании представитель администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан Макарова О.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Шакирова З.Р. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что по договору о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ ею получены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Данные денежные средства использованы по целевому назначению, отчет об использовании которых предоставлялся в администрацию МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан, претензий со стороны истца к ней по вопросу использования субсидии не имелось. Единственным условием возврата субсидии в муниципальной программе и в договоре о субсидировании указано нецелевое использование субсидии. Нарушение обязательства об осуществулении деятельсности в качестве индивидуального предпринимателя в течение двух лет в перечне условий возврата субсидии не указано.

Представитель ответчика Фаткиев Р.Ф., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав на то, что в обоснование иска истец ссылается на невыполнение ответчиком требования продолжения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение двух лет после получения субсидии. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 г. №511-3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» не содержат указанного требования. Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ на 2011 год также не содержит указанного требования. В п.6.3.10 муниципальной программы и в договоре о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ указано на единственное условие возврата субсидии - нецелевое использование субсидии. Шакирова З.Р. предоставила истцу отчет об использовании субсидии. Претензий со стороны истца к Шакировой З.Р. по вопросу использования субсидии не имеется. При этом пункт 2.2.2 договора о субсидировании не позволяет точно определить в какой срок должен продолжить осуществление предпринимательской деятельностью ответчик.

Заслушав представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ, которая предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.

Из условий статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3), открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

Согласно статье 17 указанного Федерального закона, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.

Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий: 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Судом установлено, что решением Совета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от 26 марта 2011 года №42-6 утверждена Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

В рамках реализации указанной Программы Протоколом заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении Индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на начальной стадии становления бизнеса.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан и ИП Шакировой З.Р. был заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация обязалась перечислись ей субсидию из средств бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> рублей.

Распоряжением администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ«О выделении средств на поддержку малого и среднего предпринимательства» были направлены средства, предусмотренные в смете расходов администрации на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе индивидуальному предпринимателю Шакировой Зиле Рахимьяновне в размере <данные изъяты> рублей.

Перечисление денежных средств в размере <данные изъяты> рублей на счет ИП Шакировой З.Р. подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22 мая 2013 года.

На основании распоряжения главы администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О возврате бюджетных средств, выделенных по договору субсидирования на начальной стадии становления бизнеса» в адрес ответчика направлено уведомление за исх. от ДД.ММ.ГГГГ о возврате буджетных средств в размере <данные изъяты> рублей в связи с нарушением условия предоставления субсидии об осуществлении предпринимательской деятельности, заявленной на субсидирование в течение двух лет после получения субсидии.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязался использовать выделенные субсидии в соответствии со сметой расходов согласно Приложению к настоящему договору, по целевому назначению, и обязался продолжить осуществление предпринимательской деятельностью, заявленной на субсидирование в течение двух лет после поучения.

Однако, из пункта 2.2.2 договора не усматривается после получения чего именно получатель обязан продолжить осуществление предпринимательской деятельностью в течение двух лет.

В силу п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставлений субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ на 2011 год, утвержденной решением Совета МР Кармаскалинский район РБ от 26 марта 2011 года №42-6, субъект малого предпринимательства обязан возвратить субсидию в бюджет Республики Башкортостан при выявлении факта ее нецелевого использования в нарушение условий ее предоставления, установленных Программой и заключенным договором.

В соответствии с п.5.2 Договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ, в случае использования Получателем бюджетных средств не по целевому назначению, он обязан возвратить использованные не по целевому назначению средства в доход бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

В рамках настоящего договора нецелевым использованием бюджетных средств считается получение субсидии по недостоверным (фальсифицированны) документам, предоставленным Получателем, и использование их не в соответствии со сметой расходов согласно приложению к настоящему договору.

Таким образом, единственным условием возврата субсидии является его использование не по целевому назначению.

Требование о возврате субсидии в связи с невыполнением получателем бюджетных средств обязанности продолжения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение установленного договором срока ни Федеральным Законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федарации», ни Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 №511-з «О разваитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ни вышеуказанной Муниципальной программой, ни договором о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.

Ответчик использовала все денежные средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора о субсидировании, что подтверждается представленными отчетами о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за I, II,III кварталы 2012 года. Использование предоставленных ответчику бюджетных средств по целевому назначению администрацией не оспаривается и возражений по данному основанию от истца не поступило.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.В.Минеева