Дело № 2-744/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2014 года с. Кармаскалы
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Минеевой В.В., при секретаре Биккуловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств,
установил:
Администрация муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с исковым заявлением к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указано, что решением Совета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
В рамках реализации указанной Программы Протоколом № заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении Индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на начальной стадии становления бизнеса. Распоряжением администрации МР Кармаскалинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении средств на поддержку малого и среднего предпринимательства» были направлены средства, предусмотренные в смете расходов администрации на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. в размере <данные изъяты> рублей. Во исполнение постановления с ИП Шакировой 3.Р. был заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ей из средств бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан выделено <данные изъяты> рублей.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ средства в размере <данные изъяты> рублей были перечислены на расчетный счет ИП Шакировой 3.Р. Таким образом, по мнению истца, администрацией МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан были выполнены все обязательства установленные Программой и заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что в соответствии с подпунктом 2.2.2 договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Шакирова 3.Р. обязалась продолжить осуществление предпринимательской деятельности, заявленной на субсидирование в течение 2-х лет после получения субсидии. Однако, в нарушении указанного условия ИП Шакирова 3.Р. прекратила осуществление деятельности ранее установленного срока - 22 мая 2013 года, о чем свидетельствует Выписка из ЕГРИП от 06 мая 2014 года.
В соответствии с пунктом 6.2.21 вышеуказанной Программы ИП Шакировой 3.Р. было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возврата полученных средств субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления. Шакирова 3.Р. на уведомление не отреагировала, каких-либо действий для возврата бюджетных средств не предприняла.
В связи с чем истец просит взыскать с Шакировой З.Р. в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
На судебном заседании представитель администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан Макарова О.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Шакирова З.Р. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что по договору о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ ею получены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Данные денежные средства использованы по целевому назначению, отчет об использовании которых предоставлялся в администрацию МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан, претензий со стороны истца к ней по вопросу использования субсидии не имелось. Единственным условием возврата субсидии в муниципальной программе и в договоре о субсидировании указано нецелевое использование субсидии. Нарушение обязательства об осуществулении деятельсности в качестве индивидуального предпринимателя в течение двух лет в перечне условий возврата субсидии не указано.
Представитель ответчика Фаткиев Р.Ф., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав на то, что в обоснование иска истец ссылается на невыполнение ответчиком требования продолжения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение двух лет после получения субсидии. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 г. №511-3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» не содержат указанного требования. Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ на 2011 год также не содержит указанного требования. В п.6.3.10 муниципальной программы и в договоре о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ указано на единственное условие возврата субсидии - нецелевое использование субсидии. Шакирова З.Р. предоставила истцу отчет об использовании субсидии. Претензий со стороны истца к Шакировой З.Р. по вопросу использования субсидии не имеется. При этом пункт 2.2.2 договора о субсидировании не позволяет точно определить в какой срок должен продолжить осуществление предпринимательской деятельностью ответчик.
Заслушав представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ, которая предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
Из условий статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3), открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
Согласно статье 17 указанного Федерального закона, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий: 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Судом установлено, что решением Совета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от 26 марта 2011 года №42-6 утверждена Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
В рамках реализации указанной Программы Протоколом № заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении Индивидуальному предпринимателю Шакировой З.Р. субсидии в сумме <данные изъяты> рублей на начальной стадии становления бизнеса.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан и ИП Шакировой З.Р. был заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация обязалась перечислись ей субсидию из средств бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> рублей.
Распоряжением администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении средств на поддержку малого и среднего предпринимательства» были направлены средства, предусмотренные в смете расходов администрации на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе индивидуальному предпринимателю Шакировой Зиле Рахимьяновне в размере <данные изъяты> рублей.
Перечисление денежных средств в размере <данные изъяты> рублей на счет ИП Шакировой З.Р. подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя № ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22 мая 2013 года.
На основании распоряжения главы администрации МР Кармаскалинский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О возврате бюджетных средств, выделенных по договору субсидирования на начальной стадии становления бизнеса» в адрес ответчика направлено уведомление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о возврате буджетных средств в размере <данные изъяты> рублей в связи с нарушением условия предоставления субсидии об осуществлении предпринимательской деятельности, заявленной на субсидирование в течение двух лет после получения субсидии.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязался использовать выделенные субсидии в соответствии со сметой расходов согласно Приложению № к настоящему договору, по целевому назначению, и обязался продолжить осуществление предпринимательской деятельностью, заявленной на субсидирование в течение двух лет после поучения.
Однако, из пункта 2.2.2 договора не усматривается после получения чего именно получатель обязан продолжить осуществление предпринимательской деятельностью в течение двух лет.
В силу п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставлений субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ на получателя бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ на 2011 год, утвержденной решением Совета МР Кармаскалинский район РБ от 26 марта 2011 года №42-6, субъект малого предпринимательства обязан возвратить субсидию в бюджет Республики Башкортостан при выявлении факта ее нецелевого использования в нарушение условий ее предоставления, установленных Программой и заключенным договором.
В соответствии с п.5.2 Договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае использования Получателем бюджетных средств не по целевому назначению, он обязан возвратить использованные не по целевому назначению средства в доход бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
В рамках настоящего договора нецелевым использованием бюджетных средств считается получение субсидии по недостоверным (фальсифицированны) документам, предоставленным Получателем, и использование их не в соответствии со сметой расходов согласно приложению к настоящему договору.
Таким образом, единственным условием возврата субсидии является его использование не по целевому назначению.
Требование о возврате субсидии в связи с невыполнением получателем бюджетных средств обязанности продолжения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение установленного договором срока ни Федеральным Законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федарации», ни Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 №511-з «О разваитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ни вышеуказанной Муниципальной программой, ни договором о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Ответчик использовала все денежные средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора о субсидировании, что подтверждается представленными отчетами о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за I, II,III кварталы 2012 года. Использование предоставленных ответчику бюджетных средств по целевому назначению администрацией не оспаривается и возражений по данному основанию от истца не поступило.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан к Шакировой З.Р. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в пользу бюджета муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.В.Минеева