ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-744/2022 от 15.06.2022 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2022 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Тепловой С.Н.,

при секретаре Ивановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-744/2022 по иску ФИО3 к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара, Администрации г.о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара, Администрации г.о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, в обоснование заявленных требований указав, что на основании решения Шенталинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 (мать истца) лишили родительских прав в отношении ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в приемной семье.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 умерла, в связи с чем истец является ребенком из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец неоднократно обращался в Администрацию г.о. Самара с заявлением о включении в список лиц, к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент опеки, попечительства и социальной политики Администрации городского округа Самара, отказал истцу в включении в список лиц, к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит доля в праве собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ было отказать истцу во включение в список по городскому округу Самара на основании ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения.

Однако указанное жилое помещение признано непригодным для проживания на сновании распоряжения Администрации муниципального района Шенталинский № 26-р от ДД.ММ.ГГГГ

Ссылаясь на указанные обстоятельства ФИО3 просил суд признать незаконным Распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Признать за ФИО3 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязать Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара включить ФИО3 в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащие обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа Самара.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, также пояснил, что ФИО3 имеет в собственности ? доли на жилое помещение, которое непригодно для проживания, он никогда не проживал по указанному адресу. Является ребенком сиротой, проживал в приемной семье Колпаковых, которые своевременно не обратились в органы опеки для постановки на учет для обеспечения его жилым помещением.

Представитель ответчика Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктами «ж» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 части 1 ст. 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Шенталинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 (мать истца) лишена родительских прав в отношении сына - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являлся воспитанником Социального приюта для детей и подростков <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передан на воспитание в приемную семью, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти , в связи с чем ФИО3 является ребенком из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке представленной О МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

ФИО3 обратился в Администрацию г.о. Самара с заявлением о включении в список лиц, к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, во включении ФИО3 в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было отказано, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных с. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (место жительства <адрес>).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из письма Минпросвещения России от 23 июня 2020 N ДГ-812\07 "О направлении разъяснений" следует, что положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1229-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 89-О).

Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Согласно представленным документам, ФИО3 не включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями и жилым помещением не обеспечен.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Согласно архивной справке ФИО3 проживал и был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>,<адрес>, общежитие с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ год.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>, общежитие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на время учебы в Сам ГУПС.

Судом установлено, что местом жительства ФИО3 в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащая ФИО7 и ФИО8, в которую ФИО3 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в паспорте.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из <адрес> на постоянное место жительства в г. Самара, где истец имеет устойчивые связи, с 2018 года является студентом Самарского государственного университета путей сообщения, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социально поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Относительно регистрации по адресу: <адрес>, в которой истец имеет 1/2 долю в общей долевой собственности.

Согласно распоряжению Администрации муниципального района Шенталинский от ДД.ММ.ГГГГ-р, жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.

Из решения мирового судьи судебного участка Исаклинского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО9 и ФИО2 по доли в праве общей долевой собственности. Судом установлено, что проживает по указанному адресу ФИО9, несовершеннолетний ФИО2 проживает в приёмной семье по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, а также с учетом положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено указанным Кодексом.

Предоставление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством.

Исходя из анализа вышеизложенного суд признает, что истец имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения из жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд также учитывает, что в соответствии с п. 3.5 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения «О Департаменте опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара» Департамент наделен полномочиями по ведению учета (формировании списков) граждан в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», в связи с чем, полагает необходимым возложить обязанность по включению истца в соответствующий список на Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Признать за ФИО3 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Самара.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО3 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Самара.

Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа Самара с даты подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2022 г.

Председательствующий: