ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-745/18 от 23.10.2018 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-745/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года <адрес>.

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов работы,

Установил:

ФИО1 обратилась в Алатырский районный суд Чувашской Республики, исковые требования обосновала тем, что решением ГУ УПФР в <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого 25 - летнего педагогического стажа на дату обращения за пенсией. Ответчиком установлена фактическая продолжительность специального стажа 20 лет 07 месяцев 02 дня, при этом ответчик не включил в подсчет специального стажа периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком при работе в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения <адрес><адрес>.

С указанным решением она не согласна.

Просит признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ;

обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные выше периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ, возместить судебные расходы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила требованием включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии время работы в должности инструктора физического воспитания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в дошкольном образовательном учреждении «Колосок» (в уточнение заявленного ранее периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок»). Также полагает, что даже по учтенным пенсионным органом периодам фактическая продолжительность страхового стажа в решении отражена не верно.

Представитель ответчика ГУ Управления ПФ РФ в <адрес><адрес> (межрайонного) ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Подпунктом 19 пункта 1 ст. 30 вышеуказанного закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом «м» п. 1 и п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно п. 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

По выбору застрахованных лиц могут применяться:

- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года;

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно;

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Как следует из решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес><адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии в специальный стаж ФИО1 не включены периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок» ( в том числе время работы в должности инструктора физического воспитания) в дошкольном образовательном учреждении «Колосок», поскольку разделом «Наименование учреждений» Списка от ДД.ММ.ГГГГ не поименованы такие учреждения как «детский комбинат», «завод», «дошкольное образовательное учреждение», «отдел народного образования», а также в Списке должностей не поименована должность «инструктора физического воспитания», поэтому включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды не подлежат;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска по уходу за ребенком (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ) при работе в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения <адрес>,

Фактическая продолжительность специального стажа определена пенсионным органом в 20 лет 7 месяцев 2 дня. Принято решение отказать ФИО1 в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.

Указанное решение пенсионного органа суд находит частично необоснованным по следующим основаниям.

В периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя (и в должности инструктора физического воспитания) дошкольного образовательного учреждения «Колосок» действовало Постановление Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности.

Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ, содержал указание на должность воспитателя и детские дошкольные учреждения всех типов.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы ФИО1, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, обозначены постановления местной администрации, на основании которых производились переименования детского сада «Колосок» просто в дошкольное образовательное учреждение, в муниципальное дошкольное образовательное учреждение и т.п., то есть происходило уточнение его организационно - правовой формы.

Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в указанные спорные периоды работы ФИО1 в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок» применялось не полное нормативное наименование дошкольного образовательного учреждения, как дошкольное образовательное учреждение и муниципальное дошкольное образовательное учреждение, вместо детский сад или ясли - сад, хотя, как установлено, по специфике и характеру воспитательного и образовательного процесса в этом учреждении, оно было тем же дошкольным образовательным учреждением - детским садом, ясли - садом, работа в должности воспитателя в которых предусмотрена Списком должностей и учреждений и засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Таким образом, период работы ФИО1 в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии полностью, а из заявленного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 16 дней) частично, исходя из следующего.

Как следует из трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГФИО1 принята в этот детский сад воспитателем, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инструктора по физ. воспитанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и вновь переведена на должность воспитателя ДД.ММ.ГГГГ (приказ от 29. 12.1998 г.).

Однако эти записи в трудовой книжке не согласуются с названными приказами, поскольку согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ она переведена на должность инструктора по физо (так в тексте) с ДД.ММ.ГГГГ и, согласно приказу от 29. 12.1998 г., переведена на должность воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом установлено, что из заявленного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работа в должности воспитателя, ФИО1 фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца) работала в должности инструктора по физкультуре (именуемой так же работодателем как инструктор по физ. воспитанию, инструктор по физо).

Этот период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Из приведенных выше правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями.

Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Пунктом 1.8 Списка к числу учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, отнесены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.

В разделе "Наименование должностей" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей образовательных учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

К должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж, отнесены должности: воспитатель, руководитель физического воспитания.

В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктор по физической культуре не включена.

Должность инструктора по физической культуре не предусмотрена ни одним из Списков, утвержденных Постановлениями Правительства N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, N 473 от ДД.ММ.ГГГГ, N 1067 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обе должности: и инструктор по физкультуре, и руководитель физического воспитания - предусмотрены в ЕТКС и для них определены соответствующие должностные обязанности, педагогическая нагрузка различна (30 часов и 36 часов в неделю соответственно). Должностные обязанности по данным должностям не могут быть тождественными, поскольку должность инструктор по физкультуре устанавливается в дошкольных учреждениях, руководитель физического воспитания - в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в которых программы обучения различны.Приказом Министерства просвещения С. от ДД.ММ.ГГГГ N 167 в Типовые штаты детских дошкольных учреждений, утвержденные приказом Министерства просвещения С. от ДД.ММ.ГГГГ N 103, были внесены дополнения, предусматривающие установление в штатах указанных учреждений, имеющих крытые малоразмерные плавательные бассейны, должности инструктора по физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые две группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию.

ЕТКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 593, для каждой из указанных должностей: воспитатель, инструктор по физической культуре, руководитель физического воспитания предусмотрены различные квалификационные характеристики, должностные обязанности.

Различный характер работы воспитателя, инструктора по физической культуре изложен в Постановлении Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений".

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет также приведенная выше норма Федерального закона.

Дифференциация условий реализации права на страховую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 81-О.

Суд также учитывает, что по ранее действовавшим нормативным правовым актам, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, должность инструктор по физической культуре также не была включена.

Известно, что вопрос включения должности инструктора по физической культуре, руководителя физического воспитания и иных должностей педагогических работников, занятых педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в Списки, был предметом обращения Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Председателю Правительства РФ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Тем не менее, во вновь принятый Список от ДД.ММ.ГГГГ N 781 должность инструктора по физической культуре не была включена.

Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46 были утверждены Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, в том числе должностные обязанности руководителя физического воспитания и инструктора по физической культуре. Из типовых должностных обязанностей усматривалось, что должности инструктор по физической культуре и руководитель по физическому воспитанию не являются тождественными, по должности руководитель физического воспитания предусмотрен более широкий круг обязанностей.

Кроме того, должность "руководитель физического воспитания" предусматривается в учреждениях начального или среднего профессионального образования, исходя из чего в тарифно-квалификационной характеристике определены его должностные обязанности, которые по многим позициям не выполнимы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Руководителю физического воспитания установлена 36-часовая рабочая неделя, тогда как у инструктора по физической культуре - 30-часовая.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 392-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 83-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 584-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Из Определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 40-О-О следует, что определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Исходя из изложенного, период работы ФИО1 в должности инструктора по физической культуре в детском саду не подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Кроме того, приказами о предоставлении отпусков, справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 (далее 3-х) лет (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ), а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ)

Разрешая спор о включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 – 3 лет, суд не находит оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет- трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ) при работе в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения <адрес> ЧР детского сада «Колосок» по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Р.» статья 167 КЗоТ Р. предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета М. С. и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом С. от ДД.ММ.ГГГГ-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты С. по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом С. от ДД.ММ.ГГГГ. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Р.» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ Р. до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что отпуска по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет предоставлялся ФИО1 после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, из спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работа в должности воспитателя ФИО1 подлежит включению в специальный стаж время работы воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом установленного решением ГУ УПФР в <адрес> ЧР – Чувашии специального стажа и включенных судебным решением периодов специальный стаж работы ФИО1, дающий право на пенсию на льготных условиях, на ДД.ММ.ГГГГ составляет менее 25 лет.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исковые требования ФИО1 о назначении и выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку на указанную дату необходимого специального стажа 25 лет не имеется.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично - пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с банковской квитанцией от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, за составление искового заявления - 2500 рублей (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, расходы за составление искового заявления в размере 1650 рублей, всего 1800 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики – Чувашии (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов работы удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Колосок».

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республике – Чувашии (межрайонного) в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов 1800 (одну тысячу восемьсот) рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы в должности инструктора по физической культуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (трех) лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при работе в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения <адрес> ЧР детского сада «Колосок» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий

Мотивированное решение оформлено 27 октября 2018 года.