ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-745/2022 от 17.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2022 года

51RS0-03

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Ленинское ЖЭУ » о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> (далее по тексту - КРГХ администрации ЗАТО <адрес>) обратился в суд с иском к ООО «Ленинское ЖЭУ » о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании поступившего от жильца <адрес>ФИО4 заявления проведена проверка, в ходе которой установлено, что на придомовой территории со стороны дворового фасада многоквартирного <адрес> имеются многочисленные разрушенные участки асфальтобетонного покрытия, впадины, выбоины и иные повреждения; частично отсутствует асфальтовое покрытие тротуара вдоль дома.

Управление указанным многоквартирным домом на дату проведения проверки осуществляло ООО «Ленинское ЖЭУ ».

По результатам проведенной проверки ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание управляющей организацией ООО «Ленинское ЖЭУ » было получено, и не оспорено.

С ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «Инвест ЖКХ» в соответствии с договором управления многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ленинское ЖЭУ» » обратилось в адрес КРГХ администрации ЗАТО <адрес> с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении которого было отказано.

По истечении срока выполнения предписания КРГХ администрации ЗАТО <адрес> проведена проверка его исполнения, по итогам которой установлено, что предписание ответчиком не исполнено.

Просит суд обязать ООО «Ленинское ЖЭУ » в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: восстановить асфальтобетонное покрытие проезда, расположенного на придомовой территории многоквартирного <адрес>; произвести ремонт тротуара, восстановить целостность асфальтобетонного покрытия тротуара.

Представитель истца - КРГХ администрации ЗАТО <адрес>ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Ответчик ООО «Ленинское ЖЭУ » о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, просил в связи с имущественным положением ответчика уменьшить размер государственной пошлины.

Третьи лица ООО «Инвест ЖКХ» и ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: 4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 6) о понуждении к исполнению предписания.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9.1 статьи 9 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование <адрес>», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органа местного самоуправления относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно пунктам 1.1, 4.4.1 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО <адрес> пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет является уполномоченным органом администрации ЗАТО <адрес> и входит в ее структуру, осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории ЗАТО <адрес>.

Статьей 44 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Принимая во внимание, что Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> обратился в суд с иском в интересах потребителя, с требованиями о понуждении выполнения предписания, суд приходит к выводу, что исковое заявление подано Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> в пределах предоставленных ему законом полномочий.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил , просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.

Пунктом 4.10.2.5. Правил предусмотрено, что впадины и трещины в покрытиях и на водоотводящих устройствах придомовой территории должны быть заделаны.

При этом согласно пункту 17 приложения 7 «Перечень работ, относящихся к текущему ремонту» к Правилам , ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к работам по текущему ремонту.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу вышеназванных норм права, пользование собственниками помещений в многоквартирном доме придомовым земельным участком, в том числе имеющим асфальтобетонное покрытие, предполагает и его надлежащее содержание за их счет.

Согласно частям 1 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Пунктами 1, 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Судом установлено, что ООО «Ленинское ЖЭУ » (ИНН <***>) на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ осуществляло управление многоквартирным домом по <адрес>.

Согласно приложению «Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме к договору от ДД.ММ.ГГГГ, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают ямочный ремонт асфальтовых покрытий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> поступило заявление жильца <адрес>ФИО4 о проведении проверки по факту неудовлетворительного состояния дорожного покрытия на придомовых территориях многоквартирных домов №,12,43,45 по <адрес>.

В рамках осуществления муниципального жилищного контроля приказом Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего обращения, с целью проверки фактов, изложенных в данном обращении, организована внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ленинское ЖЭУ », о чем управляющая организация уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> внеплановой проверки в отношении «Ленинское ЖЭУ » составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что на придомовой территории со стороны дворового фасада многоквартирного <адрес> имеются многочисленные разрушенные участки асфальтобетонного покрытия, впадины, выбоины и иные повреждения; частично отсутствует асфальтовое покрытие тротуара вдоль дома.

Ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ходатайство ООО «Ленинское ЖЭУ » от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ оставлено Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> без удовлетворения, о чем ООО «Ленинское ЖЭУ » уведомлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности председателя Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> издан приказ о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Ленинское ЖЭУ » по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, о чем управляющая организация уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом контроля исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предписание не исполнено.

Документов, подтверждающих выполнение работ по устранению разрушения целостности асфальтового покрытия проезда, тротуара на придомовой территории многоквартирного <адрес>, не представлено.

При этом судом также установлено, что ООО «Ленинское ЖЭУ » прекращена деятельность по управлению многоквартирным домом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений вышеназванного многоквартирного дома заключен договор управления с ООО «Инвест ЖКХ», в связи с этим в реестр лицензий <адрес> по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами были внесены соответствующие изменения.

При разрешении спора суд исходит из того, что правоотношения сторон по управлению многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации регулируются статьями 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 198 названного Кодекса предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

В силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, производимое органом государственного жилищного надзора заключается во включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений.

Согласно части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением таким домом, документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Исходя и названных норм Кодекса, право управляющей организации на управление многоквартирным домом возникает из совокупности фактов: решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организацией для целей управления таким домом, заключение собственниками договоров управления многоквартирным домом с собственниками помещений не менее 51%, размещением информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ собственниками заключен договор управления указанным многоквартирным домом с управляющей компанией ООО «Инвест ЖКХ».

Приказом Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в реестр лицензий <адрес> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении лицензиата ООО «Ленинское ЖЭУ » путем исключения из раздела реестра лицензий, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о многоквартирном <адрес> (дата окончания управления многоквартирным домом-ДД.ММ.ГГГГ).

В отношении лицензиата ОО «Инвест ЖКХ» в тот же раздел реестра включены сведения об указанном многоквартирном доме (дата начала управления с ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.

Принимая во внимание, что сведения об управлении многоквартирным домом по <адрес> ООО «Ленинское ЖЭУ » исключены из реестра многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом прекращена деятельность по управлению, с ДД.ММ.ГГГГ деятельность по управлении домом осуществляет ООО «Инвест ЖКХ», а также то, что вопрос о передаче данного многоквартирного дома в управление новой управляющей организации разрешен и сведения о переходе данного дома под управление иного лицензиата в установленном законом порядке размещены, суд приходит к выводу о том, что ответчик имел право и был обязан исполнять работы по управлению многоквартирным домом по <адрес> только до дня возникновения обязательств по управлению данным домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников, в связи с чем возложение обязанности выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на управляющую организацию после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом у иной управляющей организации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено (апелляционное определение МОС от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с этими обстоятельствами суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Ленинское ЖЭУ » о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Шумилова