ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-745/2023 от 11.12.2023 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

дело № 2-745/2023

УИД: 30RS0014-01-2023-000936-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Астраханская область, г. Харабали 11 декабря 2023 года

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мендалиева Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Есенгужаевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Лотников А.В., администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ,

установил:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд исковым заявлением к Лотников А.В., о признании недействительными результатов межевания земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, признании зарегистрированного права отсутствующим, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

Проверкой установлено, что Лотников А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> площадью кв.м.

В ходе проверки прокуратурой получены сведения от ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», из которых следует, что в границах земельного участка имеются водные объекты - «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия ».

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водные объекты составляет: водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м.,

водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм закона, земельный участок с кадастровым номером сформирован и зарегистрирован в пределах береговой полосы и акватории «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », незаконно.

Установлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта, что в нарушение ч.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации ограничивает право пользования общего пользования береговой полосой и акваторией водного объекта.

Между тем, наличие факта наложения границ земельного участка на береговую полосу и акваторию водного объекта свидетельствует о нарушении п.2 ч.3 ст.3 Закона о регистрации.

Следовательно, формирование земельного участка с учетом земли общего

пользования, отраженное в межевом плане земельного участка с кадастровым

номером , противоречит земельному и водному законодательству.

Поскольку межевание земельного участка проведено с нарушением норм действующего законодательства, то межевые планы являются недействительным.

Изложенное нарушает права неопределённого круга лиц на пользование береговой полосой вышеуказанных общедоступных водных объектов.

Также в результате незаконного формирования земельного участка с кадастровым номером , на территории, относящейся к прибрежной защитной полосе, стало возможным ведение сельскохозяйственной деятельности, запрещенной законодательством.

Данное обстоятельство влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд, с учетом уточненных исковых требований, признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, площадью кв.м.; обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский муниципальный район» <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке, с кадастровым номером , путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: , для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия ».

Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития».

Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - администрация муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области.

Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) к производству суда принято заявление заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора об утонении исковых требований, к участию в деле в качестве соответчика привлечена - администрация муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 и помощник прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 исковые требования, с учетом уточнений, поддержали и просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, просит предоставить срок для проведения комплексных кадастровых работ в течение 24 месяцев.

Ответчик Лотников А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении дела не поступало.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Астраханской области, филиала ППК «Роскадастр» по Астраханской области, ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», надлежаще извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных исковых требований не представили, не просили о рассмотрении дела без участия их представителей.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была своевременно размещена судом на официальном сайте по адресу: harabalinsky.ast.sudrf.ru.

Согласно ст. 35 ГПК Российской Федерации лица участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав заместителя прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, помощника прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 9).

В судебном заседании установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

В ходе её проведения выявлено, что границы земельного участка и непосредственно сам земельный участок расположен непосредственно на береговой полосе и акватории водного объекта.

В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 3 п. 5).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8).

В силу статьи 1 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года.

Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 2 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

В соответствие со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1).

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п. 6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п. 8).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (в редакции от 04.12.2006) «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.

Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2).

Согласно п. 15 указанной Инструкции результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке.

В силу п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно сведениям ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» от ДД.ММ.ГГГГ: в границах земельного участка имеются водные объекты - «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье),

«водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье), «водный объект без названия » (пересохшая котловина, обводняется только в половодье).

По данным дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) площадь наложения земельного участка на водные объекты составляет: водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м.,

водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м., водный объект без названия » - кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности Лотников А.В. (номер и дата государственной регистрации: от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик Лотников А.В. обратился к кадастровому инженеру ИП ФИО6 о наличии (отсутствии) реестровой ошибки границ земельного участка с кадастровым номером: , площадью 398400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относительно его фактического местоположения на местности.

Из заключения кадастрового инженера ИП ФИО6 следует вывод о том, что публичная кадастровая карта Росреестра будет реально отображать актуальные данные о координатах характерных точках границ всех земельных участков как на местности (в натуре), так и в сведениях ЕГРН, в том числе и земельного участка с кадастровым номером: .

Как следует из заключения кадастрового инженера ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ года, при проведении анализа данных в отношении земельных участков с кадастровыми номерами - Единое землепользование с входящими в него земельными участками с кадастровым номером и с кадастровым номером вид сельскохозяйственных угодий - пашня, земельного участка с кадастровым номером вид сельскохозяйственных угодий - сенокос, земельного участка с кадастровым номером вид сельскохозяйственных угодий - сенокос, земельного участка с кадастровым номером вид сельскохозяйственных угодий - сенокос в рамках судебного разбирательства по исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры к лицам, участвующим в деле, находящегося в производстве Харабалинского районного суда Астраханской области, были использованы данные Публичной кадастровой карты Росреестра, сведения ЕГРН, копии фрагментов схем расположения земельных участков на картографическом материале, входящих в состав землеустроительных дел (межевых дел) по установлению границ земельных участков, картографической основы кадастра Ортофотоплан «ФГУП» «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ «Космосъемка 2008 год». Выборка вышеуказанных земельных участков для обзорного анализа ситуации был обусловлен расположением границ данных земельного участка на территории нескольких смежных кадастровых кварталов для более наглядного представления о характере наличия ранее допущенной систематической (типичной) ошибки при определении координат характерных точек границ земельных участков при их формировании, впоследствии воспроизведенной в сведениях ЕГРН на основании исходной землеустроительной документации. Реестровая ошибка в описании местоположения границ земельных участков возникла в связи с неверным определением координат (X, Y) характерных точек границ земельного участка по результатам землеустроительных работ, что привело к несоответствию сведений, указанных в документах о формировании земельного участка как объекта недвижимости, в частности – схеме расположения земельных участков в подготовленных землеустроительных (межевых) делах исполнителями работ. В результате координатное описание поворотных точек границ земельных участков в сведениях ЕГРН отображено (показано) на публичной кадастровой карте Росреестра со смещением на величину порядка от 180 м до 250 м в юго-восточном направлении по всему периметру земельных участков, что не соответствует их фактическому местоположению на местности.

Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются топографические карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах. Отклонение (смещение) каталогов плоских прямоугольных координат X и Y в описании границ исследуемых земельных участков в сведениях ЕГРН и, соответственно, ошибочности отображении контуров данных земельных участков на ПКК Росреестра обусловлено общим несоответствием и ошибками в координатном описании границ в отношении других земельных участков при проведении землеустроительных работ (межевании) по формированию границ участков на территории кадастровых кварталов: . В результате полученной систематической (повторяющейся) ошибки при проведении расчетов плановых координат X и Y земельных участков картометрическимметодом, используя неверную привязку планшета топографической съемки, привело к возникновению реестровой (кадастровой) ошибки при внесении сведений координат границ в государственный кадастр недвижимости (ГКН) самых первых земельных участков более двадцати лет назад.

Анализ местоположения границ других земельных участков, расположенных в выше обозначенных кадастровых кварталов показывает аналогичные системные смещения в координатном описании X и Y в местоположении координат характерных точек границ земельного участка, отображенных на Публичной кадастровой карте Росреестра так же в юго-восточном направлении на усредненную величину от 180 м до 250 м.

Для корректного отображения существующих на местности фактических (реальных) границ земельных участков с кадастровыми номерами: 30 в сведениях ЕГРН необходим комплексныйматематический перерасчет каталогов координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных в каталогах координат X и Y границ всех земельных участков, расположенных в следующих кадастровых кварталах: .

Таким образом, при комплексном перерасчете каталогов координат границ характерных точек земельных участков в указанных кадастровых кварталах публичная кадастровая карта Росреестра будет реально отображать в графическом режиме актуальные и корректные данные о местоположении характерных точках границ всех земельных участков как на местности (в натуре), так и в сведениях информационного ресурса ЕГРН.

В соответствии с п. 43 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч. 1, 2 ст. 42.1 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Частями 1 и 4 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета (далее - за счет бюджетных средств).

В силу части 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

В ходе проведения проверки сотрудниками Астраханской межрайонной природоохранной прокуроры установлено наличие реестровой ошибки, а именно несоответствие координат границ земельного участка с кадастровым номером 30:10:060402:91 фактическому местоположению земельного участка. Устранение выявленных реестровых ошибок возможно только путем проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

Согласно письму Управления Росреестра по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года на территории Астраханской области проводятся комплексные кадастровые работы. Заказчиками комплексных кадастровых работ являются органы местного самоуправления. Управление является органом, осуществляющим координацию проведения таких работ и внесение сведений по их результатам в ЕГРН. Срок проведения комплексных кадастровых работ законом не регламентирован, на практике аналогичные работы выполняются от 90 до 362 календарных дней.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Лотников А.В., администрации муниципального образования «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроках выполнения комплексных кадастровых работ, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 42.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет бюджетных средств, выполняются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключаемого заказчиком таких работ в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Учитывая потребность во времени на запрос коммерческих предложений, организацию проведения закупки конкурентным способом для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, суд считает правильным установить Администрации МО «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области срок для выполнения комплексных кадастровых работ – 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Лотников А.В., администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании наличия реестровой ошибки, обязании проведения комплексных кадастровых работ - удовлетворить.

Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

Обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский муниципальный район» Астраханской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить реестровую ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости о земельном участке площадью кв.м., с кадастровым номером , путем организации проведения комплексных кадастровых работ на территории следующих кадастровых кварталов: для устранения наложения границ земельного участка с кадастровым номером на береговые полосы и акватории водных объектов: «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия », «водный объект без названия ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течения месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Мендалиев Т.М.