ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7462/2016 от 19.10.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-7462/2016

Изготовлено 19 октября 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2016 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Волоховой Я.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко Л.И. к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Кучеренко Л.И. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя.

В обоснование требований указано, что истец до ДД.ММ.ГГГГ являлась вкладчиком ПАО «Сбербанк России» и держателем платежной карты VISA Electron ОАО «Сбербанк России» , эмитированной ОАО «Сбербанк России».

ДД.ММ.ГГГГ истец через дополнительный офис Мурманского отделения ПАО «Сбербанк России» обратилась с заявлением о предоставлении выписки по платёжной карте за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Выписка по платежной карте истцу не предоставлена.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с требованием в десятидневный срок со дня получения претензии предоставить информацию о суммах операций, совершенных с использованием платёжной карты по месту ее жительства. Данная претензия ответчиком оставлена без внимания.

Просит суд обязать ответчика предоставить выписки по платёжной карте VISA Electron ОАО «Сбербанк России» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Уточнили, что Банк предоставил выписку за 2011 год, однако за период с 2009 -2010 не предоставил.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что Банк не осуществляет хранения сведений о проведённых операциях по банковским картам в период превышающей срок 5 лет с момента совершения такой операции, сведения о которой требуется представить. Для хранения такого массива информации о всех операциях, совершенных с использованием всех выпущенных Банком банковских карт, требовалось бы создание колоссальной информационной базы и технической инфрактустуры, создание которых законодательно не предписано. Просит в удовлетворении требований истцу отказать.

Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом, представил в адрес суда заключение, в котором полагал заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О банках и банковской деятельности" к числу операций, выполняемых кредитными организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности, относятся привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определённый срок), открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу был открыт счет, предоставлена банковская карта .

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца счёт указанной банковской карты закрыт.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" предусмотрено использование электронных средств платежа, позволяющих клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платёжных карт.

В соответствии с пунктом 2.9 Положения об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденной Банком России ДД.ММ.ГГГГ-П, основанием для составления расчётных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платёжных карт, в бухгалтерском учёте участников расчётов является реестр операций или электронный журнал - документ или совокупность документов в электронной форме, сформированный (сформированных) банкоматом и (или) электронным терминалом за определённый период времени при совершении операций с использованием данных устройств (пункт 1.3 Положения).

Как установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, за период с июля по август 2016 года истец неоднократно обращалась в Банк с просьбой о предоставлении выписки по операциям, проведенным с указанной банковской картой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Данная выписка ей необходима в связи с имущественным спором и возможным обращением в суд.

На обращения истца ответчик направлял в ее адрес письменные ответы об отсутствии возможности удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на пункт 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому документы, формирующиеся при проведении банковских операций по поручению держателя банковской карты, хранятся Банком в течение 5 (пяти) лет с даты совершения операции.

Банк также указывает, что в соответствии с Условиями использования международных дебетовых карт Сбербанк-Maestro или Сбербанк-Visa Electron, Банк ежемесячно формирует отчёт по операциям с картой. Держатель карты вправе обратиться в Банк по месту ведения счета за получением отчёта по счёту карты за любой период времени, но не более чем за последние 12 месяцев.

Истице была выдана выписка за 2011 года, за 2009-2010 годы выписка не предоставлена.

Между тем, суд не может согласиться с правомерностью такой позиции Банка.

По договору банковского счета в соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно п. 3 ст. 834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесён вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада.

Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) согласно пункта 1.2 Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определённых законодательством Российской Федерации. При этом открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные Инструкцией -И документы и проведена идентификация клиента в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.14 Инструкции -И:

- документы (их копии), представленные при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), помещаются в юридическое дело, формируемое в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией -И;

- документы в электронной форме по вопросам открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) хранятся в порядке, установленном банковскими правилами, с выполнением требований п. 10.6 Инструкции -И.

Согласно п. 11.1 Инструкции -И положения о порядке учёта и хранения документов (в том числе в электронной форме), полученных при открытии, ведении и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), включаются кредитной организацией в банковские правила.

Общие требования к порядку формирования и ведения юридического дела по открытым банковским счетам клиентов установлены гл. 10 Инструкции -И.

Так, согласно п. 10.2 Инструкции -И в юридическое дело помещаются:

- документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

- договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанному договору, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);- документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

- переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

- утратившие силу карточки;

- иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

В соответствии с п. 10.6 Инструкции -И юридические дела хранятся банком в течение всего срока действия договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а после прекращения отношений с клиентом - в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Одновременно в абз. 2 п. 10.6 Инструкции -И указано, что сроки хранения документов в электронной форме, касающихся отношений банка и клиента по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), должны быть не менее сроков хранения соответствующего юридического дела клиента.

На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения и в соответствии с перечнями, установленными законодательством РФ.

В частности, данные перечни утверждаются уполномоченным государственным органом в области архивного дела (ч. 3 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Срок хранения в пять лет определён законодателем, в том числе для переписки об открытии, закрытии, состоянии, оплате текущих, расчётных, бюджетных счетов, о проведении денежно-расчётных операций; документов (положения, карточки) об открытии, закрытии, переоформлении расчётных, текущих, корреспондентских, соответствующих лицевых счетов; договора банковского счета после истечения срока действия договора; первичных учётных документов.

Таким образом, законодательством РФ устанавливается минимальный срок хранения документов, помещённых в юридическое дело, - пять лет со дня прекращения отношений с клиентом. Более длительный срок по усмотрению кредитной организации может быть закреплён в банковских правилах, являющихся внутренним документом кредитной организации, поскольку перечень положений, поименованных в п. 11.1 Инструкции -И и которые могут быть включены в банковские правила, является открытым.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не наделяет Банк России полномочиями по установлению специальных сроков хранения документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, в том числе в форме электронного документа.

Вместе с тем, статьей 40.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О банках и банковской деятельности" установлено, что в целях хранения информации об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении кредитная организация обязана отражать все осуществлённые операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем пять лет с даты включения информации в базы данных, и обеспечивать возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день.

Обеспечение хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьёй, осуществляется также путём создания их резервных копий.

Порядок создания, ведения и хранения баз данных, содержащих такую информацию, устанавливается Банком России.

Банк имеет право уничтожить не входящие в состав юридического дела клиента сведения об операциях по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту), содержащиеся в автоматизированной банковской системе, по истечении срока хранения документов в электронном виде.

Согласно заявления о закрытии счёта, отношения истицы с ответчиком – ОАО «Сбербанк России», были прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно минимальный срок хранения документов, помещённых в юридическое дело истицы составляет пять лет со дня прекращения отношений с клиентом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при оказании Банком физическому лицу финансовой услуги в виде привлечения банковских вкладов и обслуживания банковской карты к счёту физического лица, потребитель имеет право на получение информации о суммах операций, совершаемых с использованием платёжной карты, и иных необходимых потребителю сведений о состоянии лицевого счета по вкладу.

Указанная информация доводится до сведения потребителя, в том числе, посредством предоставления ему реестра операций или электронного журнала, по существу представляющими собой выписку по лицевому банковскому счету.

Каких-либо доказательств, подтверждающих уничтожение документов, содержащих информацию, о которой просит истец, суду не представлено.

Следовательно, банк обязан предоставить Кучеренко Л.И. выписку по счету по платёжной карте VISA Electron ОАО «Сбербанк России» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя в соответствии с требованием части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения судебного решения, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец в правоотношениях с Банком по договору банковского вклада, действовал в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, она является потребителем услуг ОАО "Сбербанк России" по размещению денежных средств, следовательно, к отношениям сторон, возникшим из указанного договора, применяется Закон "О защите прав потребителей".

Согласно статье 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Определяя размер компенсации, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, степень причинения истцу нравственных страданий, и, руководствуясь требованием разумности и справедливости, устанавливает к возмещению компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден, в размере, рассчитанном по правилам части 3 статьи 333.36, части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56,57,194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кучеренко Л.И. к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Обязать ПАО «Сбербанк России» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Кучеренко Л.И. выписку по счету по платёжной карте VISA Electron ОАО «Сбербанк России» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу Кучеренко Л.И. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, в остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с ПАО «Сбербанк России» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский суд.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н.Бойко