ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7463/16 от 23.11.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-7463/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,

при секретаре Бурнусузян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивировал тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрено поступившее коллективное обращение жителей п. Камешок г. Междуреченск Кемеровской области о нарушениях требований земельного законодательства, а также режима использования водоохраной зоны р.Томь при предоставлении земельного участка под строительство в п. Камешок.

В ходе рассмотрения коллективного обращения жителей п. Камешок г. Междуреченск Кемеровской области установлено нижеследующее.

Обращение заявителей содержало сведения о проведении подготовительных работ к строительству (разметка участков, размещение строительных материалов, установка ограждений) в водоохранной зоне р. Томь.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Собственник водного объекта - Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Для оценки доводов обращения о правомерности ведения работ в водоохранной зоне водного объекта, обеспечении законности использования специального режима деятельности водоохранной зоны в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области прокурором направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Томь на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ».

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 № 411 (Положение) департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (департамент) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

Согласно п. 4.3.2. Положения в области использования и охраны водных объектов одной из функций департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 (Правила), установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (Методические рекомендации).

Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, согласно п. 14 - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п.2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.

Аналогичные требования закреплены и в п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 № 253. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь в границах муниципального образования «Междуреченский городской округ» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Однако в нарушение вышеуказанных норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь на территории Междуреченского городского округа не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от **.**.****###

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, тем самым нарушается гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, просил обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2018 г. принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

В судебном заседании истец старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Курочкина А.В. действующий на основании удостоверения, на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчика Мирошник Е.В., Соколов В.В. действующие на основании доверенностей, не оспаривая законности требований прокурора, просили установить срок для исполнения решения до конца 2020 года, с учетом большого объема работ, ежегодным снижением размера субвенций выделяемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, отдаленностью населенных пунктов входящих в состав Междуреченского городского округа.

Представитель 3-его лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменным отзывом на исковое заявление Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель 3-его лица Министерства финансов Российской Федерации, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений исковым требованиям не представил.

Представитель 3-его лица Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений исковым требованиям не представил.

Представитель 3-его лица Федерального агентства водных ресурсов, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Федерального агентства водных ресурсов.

Представитель 3-его лица Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменным отзывом на исковое заявление Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

С учетом мнения сторон, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решения по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Собственник водного объекта - Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Для оценки доводов обращения о правомерности ведения работ в водоохранной зоне водного объекта, обеспечении законности использования специального режима деятельности водоохранной зоны в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области прокурором направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Томь на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ».

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 № 411 (Положение) департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (департамент) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

Согласно п. 4.3.2. Положения в области использования и охраны водных объектов одной из функций департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 (Правила), установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (Методические рекомендации).

Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, согласно п. 14 - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п.2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.

Аналогичные требования закреплены и в п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 № 253. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь в границах муниципального образования «Междуреченский городской округ» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Судом установлено, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей п. Камешок г. Междуреченск Кемеровской области о нарушениях требований земельного законодательства, а также режима использования водоохраной зоны р.Томь при предоставлении земельного участка под строительство в п. Камешок.

В процессе проведения проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь на территории Междуреченского городского округа не установлены.

Данные обстоятельства представителями ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Принимая во внимание, что установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов, и, соответственно, отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, более того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, тем самым нарушается гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, суд считает, что прокурором правомерно обратился с настоящим иском в суд, и требования прокурора подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд считает, что на Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области должна быть возложена обязанность принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание пояснения прокурора, представителей ответчика, а также учитывая, что выполнение возлагаемых на ответчика обязанностей предполагает получение соответствующего бюджетного финансирования, а также соблюдение требований ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении изыскательских, геодезических работ, учитывая также положения бюджетного законодательства и т.д., суд считает возможным установить разумный срок для исполнения решения суда не позднее 23.11.2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок не позднее 23 ноября 2019 года принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, на картографических материалах и установлению границ вохоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Междуреченского городского округа, непосредственно на местности, посредством размещения специальных информационных знаков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы или принесением апелляционного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 29.11.2016 года.