ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-746/16 от 20.02.2017 Чугуевского районного суда (Приморский край)

дело № 2-97/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка 20 февраля 2017 года

Чугуевский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Бурцевой И.М.,

с участием помощника прокурора Чугуевского района Федоренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Довженко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Тартычной Е.К. к администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес>, в интересах Тартычной Е.К., обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению Тартычной Е.К. о несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, установлено, что длительное время Тартычная Е.К. проживает по адресу: <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района отказано Тартычной Е.К. во включении в списки граждан на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, поскольку она не зарегистрирована по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местом постоянного жительства Тартычной Е.К. является дом, расположенный по адресу: <адрес>. За время проживания истицы по данному адресу необходимость регистрации по месту жительства отсутствовала. Согласно актам обследования заявитель признана пострадавшей, т.к. в результате паводков утрачен урожай, пострадал жилой дом. Однако, Тартычная Е.К. не включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Таким образом, Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации незаконно. Просит признать Тартычную Е.К. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Установить факт проживания Тартычной Е.К. по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Признать за Тартычной Е.К. право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи. Признать на Тартычной Е.К. право на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Тартычную Е.К. в списки на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района <адрес> включить Тартычную Е.К. в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Истец Тартычная Е.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требованиях.

Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию <адрес> муниципального района поступило заявление от Тартычной Е.К., проживающей по <адрес>, на оказание единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с наводнением, вызванным тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Тартычная Е.К. не зарегистрирована по адресу: <адрес>, администрацией Чугуевского муниципального района был дан отказ о включении ее в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи. Истец в обоснование заявленных требований указывает, что у нее отсутствовала необходимость регистрации по месту жительства, согласно актам обследования урожай на придомовом земельном участке утрачен, домовладение пострадало, но в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера ее не внесли. Таким образом, законных оснований для включения в список и выплаты денежной помощи Тартычной Е.К. нет.

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> - ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Утверждал, что согласно п.п. 1.1, п. 1 постановления -па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее – Постановление -па) на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>). Выплаты производятся департаментом труда и социального развития <адрес> в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес> (п.п. 1.2 п.1 постановления -па). В соответствии с п.п. 2.2. пункта 2 постановления -па формирование списков пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и единовременной материальной помощи, осуществляются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, актов обследования утраченного урожая, актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплат. Поскольку Тартычная Е.К. не имеет регистрации по месту жительства, оснований для оказания ей разовой материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда Администрации <адрес>, а также единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не имеется. Согласно п. 1.2 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата разовой материальной помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решения Администрации <адрес>. Согласно п. 1.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата единовременной и финансовой помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решений администрации <адрес>. Вместе с тем в настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, Тартычная Е.К. отсутствует, в связи с этим Администрацией <адрес> не принято соответствующее решение. Кроме того, Тартычная Е.К. состоит на учете в отделе по <адрес> муниципальному району как получатель субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу постоянной регистрации: <адрес><адрес><адрес>.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ФИО7 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины, определения, основные понятия», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими от чрезвычайной ситуации являются граждане, получившие поражение, либо понесшие убытки в результате чрезвычайной ситуации.

При этом порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>, имеют право на выплаты:

разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов:

в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);

в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;

единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Пунктом 2.1 указанного Постановления -па предусмотрено, что выплата материальной помощи проводится на основании списков пострадавших граждан, которые формируются органом местного самоуправления, при этом, в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших граждан производится на основании:

- заявлений пострадавших граждан;

- документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления; - правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации, проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования жилых домов, квартир, находящихся при первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1. пункт 1 настоящего постановления.

Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес> признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, в квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения администрации Чугуевского муниципального района следует, что Тартычная Е.К. не включена в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной (финансовой) помощи, поскольку не имеет регистрации по месту жительства.

Согласно штампа в паспорте Тартычная Е.К. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, Тартычной Е.К. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу <адрес><адрес>

Сам факт принадлежности истцу на праве собственности жилого дома по адресу <адрес> ул. <адрес> не свидетельствует о постоянном (преимущественном) проживании Татрычной Е.К. по месту затопления в результате наводнения в период с ДД.ММ.ГГГГ. В период затопления истец имела регистрацию по другому адресу в <адрес>. Согласно информации отдела по <адрес> муниципальному району департамента труда и социального развития <адрес> Тартычная Е.К. состоит на учете в отделе по <адрес> муниципальному району как получатель субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу постоянной регистрации: <адрес><адрес><адрес>. Таким образом, достаточных доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании по месту затопления участка в материалах дела не имеется, в суду не предоставлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, -

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Тартычной Е.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> установлении факта проживания Тартычной Е.К. по адресу: <адрес>, признании за Тартычной Е.К. права на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи; признании за Тартычной Е.К. права на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; возложении обязанности на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Тартычную Е.К. в списки на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; включении в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10000 рублей единовременной материальной помощи – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.М. Бурцева