ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-746/18 от 10.10.2018 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

КОПИЯ

Дело № 2-746/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Плесецк 10 октября 2018 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Заруба Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к администрации муниципального образования «Савинское», Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительству Архангельской области о взыскании выкупной стоимости жилого помещения,

установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Савинское», Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительству Архангельской области о взыскании выкупной стоимости жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что он являлся собственником <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного под данным жилым помещением. В соответствии с адресной программой Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173-пп, указанное жилое помещение было включено в адресную программу в перечень многоквартирных аварийных домов и подлежало сносу. 26 мая 2014 года он дал главе администрации МО «Савинское» согласие на снос <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>). В 2016 году указанный многоквартирный жилой дом был снесен. От получения денежной компенсации за спорное жилое помещение либо от получения иного жилого помещения вместо аварийного он не отказывался. До настоящего времени ответчиком ему не произведено возмещение выкупной стоимости квартиры. На основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ и положений Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» он вправе требовать у ответчиков выплаты ему выкупной стоимости жилого помещения. Согласно адресной программе Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» стоимость 1 квадратного метра указанного жилого дома составляет 32200 рублей 00 копеек. Просит взыскать с ответчиков выкупную стоимость жилого помещения в размере 879060 рублей 00 копеек, а также возмещение расходов на оплату госпошлины.

В судебное заседание истец ФИО1 и его представитель ФИО2 не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика администрации МО «Савинское» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что многоквартирный жилой <адрес>, расположенный в <адрес>, который в 2006 году переименован в <адрес>, действительно был включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденную постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года №173-пп, в качестве аварийного жилья и подлежал сносу. В 2016 году дом был снесен. Между тем, <адрес> по неизвестным причинам не была указана в перечне жилых помещений данной адресной программы. Денежные средства по адресной программе были выделены из областного бюджета на расселение жильцов квартир и , фактически являющихся одним жилым помещением, и на расселение жильцов <адрес>. Из местного бюджета денежные средства на расселение жильцов данных жилых помещений не выделялись. Поскольку МО «Савинское» фактически не участвовало в софинансировании по вышеуказанной адресной программе, а деньги выделялись за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Архангельской области, то администрация МО «Савинское» не может являться надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что выкупная стоимость жилого помещения должна быть взыскана в пользу истца за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительства Архангельской области пропорционально их участию в софинансировании адресной программы.

Представители ответчиков Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительства Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, представили письменные возражения по иску, согласно которым полагают, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительство Архангельской области не являются надлежащими ответчиками по делу.

Представители третьих лиц Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрации МО «Плесецкий муниципальный район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 12 августа 1996 года являлся собственником <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Право собственности ФИО1 на указанное жилое помещение было зарегистрировано 12 августа 1996 года в Плесецком бюро технической инвентаризации, что подтверждается штампом и печатью на самом договоре купли-продажи.

Также ФИО1 владел на праве собственности земельным участком площадью <данные изъяты> га, расположенным под указанным жилым помещением, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ XII-29-15-06 № 927110.

На основании постановления главы МО «Савинское» от 10 января 2006 года № 02 название населенного пункта <адрес> изменено на <адрес>.

Постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы.

В соответствии с данной региональной адресной программой жилой <адрес> МО «Савинское» <адрес> включен в перечень многоквартирных аварийных домов.

Согласно заявлению на имя главы администрации МО «Савинское» от 26 мая 2014 года ФИО1 дал свое согласие на снос <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>).

Как следует из акта обследования объекта недвижимого имущества от 19 мая 2017 года, составленного комиссией МО «Савинское», жилой <адрес>, общей площадью 143,6 кв.м., расположенный в <адрес>, снесен.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6, 7 и 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч.ч. 1, 3, 6, 6.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, если многоквартирный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из раздела II адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173-пп, программа разработана для достижения основной цели - переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов в Архангельской области.

Выполнение мероприятий Программы будет осуществляться в 2013 - 2018 годах в пять этапов.

Согласно разделу III адресной программы общий объем финансирования Программы обоснован расчетной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах. При этом расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для каждого субъекта Российской Федерации.

В целях реализации первого этапа Программы расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Архангельской области (далее - расчетная стоимость) устанавливается в размере 34 600 рублей для городских округов Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера. Для иных муниципальных образований Архангельской области расчетная стоимость устанавливается в размере 32 200 рублей.

В целях реализации второго этапа Программы расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения и (или) строительства жилых помещений, устанавливается: не более 36 430 рублей – для муниципальных образований «Город Новодвинск», «Северодвинск» и «Онежское» Онежского муниципального района, в которых реализация Программы осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ; не более 34 600 рублей – для остальных муниципальных образований Архангельской области, в которых реализация Программы осуществляется в соответствии с требованиями статьи 20.5 Федерального закона № 185-ФЗ.

Стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для предоставления возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса устанавливается в размере, не превышающем расчетную стоимость одного квадратного метра общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего этапа Программы.

В соответствии с разделом V адресной программы, реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.

Участниками Программы выступают муниципальные образования Архангельской области при выполнении условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ, и при наличии перечня многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: 1) строительство многоквартирных домов; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений об обязании муниципальных образований предоставить жилые помещения по договорам социального найма.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Первый этап реализации Программы осуществляется на территории 40 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределялись пропорционально имеющейся площади аварийного жилищного фонда с учетом готовности соответствующих муниципальных образований обеспечить переселение граждан в 2013 - 2014 годах.

Второй этап осуществляется на территории 32 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределялись пропорционального имеющейся площади аварийного жилищного фонда с учетом готовности соответствующих муниципальных образований обеспечить переселение граждан не позднее 31 декабря 2015 года.

Планируемой датой окончания переселения жилого <адрес>, которая установлена адресной программой, является II квартал 2014 года, что соответствует первому этапу программы.

Таким образом, расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах, из которой необходимо исходить при определении стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой для предоставления возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса, в данном случае составляет 32200 рублей.

Согласно договору купли-продажи от 12 августа 1996 года общая площадь жилого помещения, принадлежащего ранее истцу, составляет <данные изъяты> кв.м. Следовательно, выкупная стоимость спорного жилого помещения составляет 879060 рублей.

Доказательств иного размера стоимости возмещения ответчиками суду не представлено.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поскольку принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение было в установленном порядке признано аварийным и подлежащим сносу, а многоквартирный жилой дом, в котором было расположено жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то истец, как собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление ему возмещения стоимости жилого помещения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения, которым в силу положений Устава является МО «Савинское».

Таким образом, обязанность по возмещению выкупной стоимости жилого помещения истцу в силу закона возложена на администрацию МО «Савинское».

Оснований для взыскания выкупной стоимости жилого помещения с ответчиков Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительства Архангельской области не имеется, поскольку указанными ответчиками обязательства, данные в рамках адресной программы, были в полном объеме выполнены, так как денежные средства, предусмотренные программой для переселения жильцов <адрес> в размере 3184580 рублей, были перечислены в адрес МО «Савинское» и израсходованы в соответствии с их целевым назначением, что подтверждается муниципальными контрактами на приобретение жилых помещений и реестром контрактов на приобретение жилых помещений.

То обстоятельство, что принадлежащее истцу жилое помещение – <адрес>, не было включено в адресную программу, не имеет значение для рассматриваемого спора, поскольку оно было допущено по вине администрации МО «Савинское», при этом, многоквартирный жилой <адрес> был полностью снесен в рамках выполнения адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации МО «Савинское» подлежит взысканию в пользу истца 11991 рубль в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Савинское» о взыскании выкупной стоимости жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Савинское» в пользу ФИО1 879060 (восемьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят) рублей 00 копеек в возмещение выкупной стоимости жилого помещения – <адрес>, и 11991 (одиннадцать тысяч девятьсот девяносто один) рубль в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, всего 891051 (восемьсот девяносто одна тысяча пятьдесят один) рубль.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительству Архангельской области о взыскании выкупной стоимости жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 года.

Председательствующий: Р.А. Куйкин

Копия верна. Судья: Р.А. Куйкин