Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.
с участием:
представителя истца ФИО3 – ФИО7
представителя ответчика - администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края ФИО8
при секретаре Петренко А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросяна ФИО9 к администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, Совету муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, просил:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края по нерассмотрению по существу заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № цель использования земельного участка: размещение кафе, разрешенное использование: для строительства кафе, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Г, из земель населенных пунктов, в собственность без проведения торгов.
2. Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ№ Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края об отказе во внесении изменений в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», незаконным.
3. Обязать администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края внести изменения в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» для приведения его в соответствие с постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п (ред. от 08.12.2015) «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».
4. Обязать администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, цель использования земельного участка: размещение кафе, разрешенное использование: для строительства кафе, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Г, указав в нем цену продажи земельного участка в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка, подписать их и направить (выдать для подписания) Петросяну ФИО1 в срок 14 дней.
Свои требования ФИО3 обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен в аренду на № лет земельный участок общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Задолженности по оплате арендных платежей не имеется.
На земельном участке им было построено нежилое здание. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на нежилое здание (кафе) было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования Донского сельсовета <адрес> с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность без проведения торгов.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Ставропольского края, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами и настоящим Законом, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п (ред. от 08.12.2015) «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» был разработан и утвержден порядок, согласно которому при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, если иное не установлено федеральными законами, законами Ставропольского края и настоящим Порядком, а в отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 01.01.2016 года собственниками зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, цена земельного участка в целях его продажи собственнику здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка.
В нарушение п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ поданное им ДД.ММ.ГГГГ заявление по существу не рассмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края было направленно письмо за № о якобы рассмотрении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ с приложением протокола заседания комиссии по земельным вопросам на территории муниципального образования Донского сельсовета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако из содержания данного письма и приложенного к нему протокола № не следует, что органом местного самоуправления было принято одно из установленных Земельным кодексом РФ решений по существу его заявления.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края было направленно письмо за № о якобы рассмотрении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ с приложением решения Совета муниципального образования Донского сельсовета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако из содержания данного письма также не следует, что органом местного самоуправления было принято решение в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации. Решением № Совета муниципального образования Донского сельсовета <адрес> отказано во внесении изменений в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета <адрес>, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов».
Такое решение Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края является незаконным, поскольку противоречит основополагающим нормам Конституции Российской Федерации, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).
Решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов» был утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов.
Данный Порядок был разработан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», в которое постановлением Правительства Ставропольского края от 08.12.2015 № 521-п были внесены следующие изменения «Дополнить пунктом 3 следующего содержания: «В отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 01 января 2016 года собственниками зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, цена земельного участка в целях его продажи собственнику здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка».
Так как решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ было разработано в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в которое были внесены соответствующие изменения ДД.ММ.ГГГГ, то и в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ также было необходимо внести изменения для приведения его в соответствие с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края об отказе во внесении изменений в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ затрагиваются интересы непосредственно ФИО2
Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края налицо бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в порядке и в сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. То есть никто кроме ФИО2 за приобретением земельного участка с кадастровым номером № в собственность обратиться не может, так как данное право является исключительным.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2). В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3). В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных в статье 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка (аренды или безвозмездного пользования) в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Заявление о приобретении земельного участка в собственность без проведения торгов и приложение к нему, поданное им ДД.ММ.ГГГГ, полностью соответствовало положениям ст. 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ.
Поскольку заявление о предоставлении земельного участка в собственность было подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов с ФИО2ФИО1 муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края цена должна определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка.
В возражениях на исковое заявление ФИО3 представитель ответчика - администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края указал, что с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям.
Статьей 39.4 ЗК РФ предусмотрено, что при заключении договора купли- продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению условий для заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органу местного самоуправления, т.е - Совету муниципальному образованию Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края.
Согласно Порядку определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного решением Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
Советом муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края неоднократно были рассмотрены заявления ФИО3, о чем было сообщено заявителю.
Также на заседании комиссии по земельным вопросам было решено заключить договор купли-продажи с ФИО3 с ценой, определяемой в размере его кадастровой стоимости. Договор и протокол направлены заявителю по почте.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что администрацией муниципального образования Донского сельсовета в судебное заседание представлен конверт, в котором находятся три экземпляра копии договора № купли-продажи земельного участка находящегося в муниципальной собственности, протокол № заседания комиссии по земельным вопросам на территории муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края и сопроводительное письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы, согласно почтовому штемпелю на конверте были отправлены в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления на протяжении нескольких месяцев со дня поступления заявления от ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. Только после обращения истца в суд администрацией исполнена обязанность направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
На момент обращения ФИО3 с заявлением о выкупе земельного участка действовало решение № от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов» согласно которому указанный Порядок был разработан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п «Об утверждении порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» и устанавливает правила определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, в целях их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
В постановление Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п постановлением Правительства Ставропольского края от 08.12.2015 № 521-п были внесены изменения, оно дополнено пунктом 3 следующего содержания: «В отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 01 января 2016 года собственниками зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, цена земельного участка в целях его продажи собственнику здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка».
Так как решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов» было разработано в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п, в которое были внесены соответствующие изменения постановлением Правительства Ставропольского края №521-п от 08.12.2015, то при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, необходимо учитывать данные изменения в части стоимости выкупа земельных участков.
В связи с обращением ФИО3 с настоящим иском Советом муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в срочном порядке ДД.ММ.ГГГГ в решение № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: исключена ссылка на постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
Поскольку ФИО3 обратился с заявлением о выкупе земельного участка
ДД.ММ.ГГГГ, то его заявление должно было быть рассмотрено в течение месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ЗК РФ, а выкупная стоимость согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края и постановлению Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п на день заключения договора должна равняться десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что земельный участок, арендуемый ФИО3, является муниципальной собственностью. Вопрос об установления порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Такая цена определена в размере кадастровой стоимости земельного участка. Оснований для продажи истцу земельного участка по иной стоимости не имеется. Проект договора купли-продажи земельного участка направлен ФИО2 почтой ДД.ММ.ГГГГ. Ранее администрация не направила проект договора истцу в связи с тем, что вопрос об изменении порядка определения стоимости земельного участка был вынесен на обсуждение Совета муниципального образования.
Представитель ответчика – Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края и ФИО3 был заключен договор аренды №, в соответствии с которым ФИО3 был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на № лет.
На данном земельном участке ФИО3 было построено нежилое здание, ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за №, ДД.ММ.ГГГГ за ним зарегистрировано право собственности на нежилое здание (<данные изъяты>).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, осуществляется собственникам таких зданий без проведения торгов.
29.12.2015 ФИО3 обратился в администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность без проведения торгов.
В заявлении ФИО3 просил предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым номером № в установленные законом сроки осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и направить ему. При этом ФИО3 указал, что поскольку Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденный решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ разработан в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в которое на момент его обращения постановлением Правительства Ставропольского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части определения цены земельного участка, он просит при расчете цены (выкупной стоимости) земельного участка с кадастровым номером № учесть эти изменения (л.д. 11).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1, 2 ст. 39.17 ЗК РФ перечислены сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного лица, и документы, которые должны быть приложены к заявлению.
Согласно п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статье 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка (аренды или безвозмездного пользования) в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Заявление ФИО3 и приложенные к нему документы соответствовали требованиям, установленным в пунктах 1, 2 ст. 39.17 ЗК РФ, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, в срок до 29.01.2016 администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края должно было быть принято одно из решений, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
Однако в установленный законом срок решение по заявлению ФИО3 от 29.12.2015 о предоставлении ему в собственность земельного участка принято не было.
03.02.2016 администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в адрес ФИО3 было направленно письмо за №, в котором указано, что его заявление рассмотрено, с приложением протокола заседания комиссии по земельным вопросам на территории муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссией было решено подготовить проект решения Совета муниципального образования Донского сельсовета о внесении дополнений в Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края (л.д. 21-24).
21.04.2016 администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края ФИО3 было направленно письмо за № с приложением решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменений решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 25-26).
При этом в нарушение п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края какого-либо решения по заявлению ФИО3 от 29.12.2015 принято не было.
Лишь после обращения ФИО3 в суд с требованием о признании бездействия администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края незаконным ответчиком были подготовлены, подписаны и направлены в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ три экземпляра договора № купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края было нарушено право ФИО3 на своевременное, в установленные законом сроки, рассмотрение его заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в связи с чем суд считает требования истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение закона не имеется, поскольку на момент рассмотрения дела судом ответчиком обязанность рассмотреть заявление ФИО3 и принять по нему решение, предусмотренное п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ исполнена добровольно.
В остальной части требования истца суд считает не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Ставропольского края, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами и настоящим Законом, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Пунктом 2 данного Порядка определено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
Решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от 24.11.2015 № 394 утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов. Пунктом 2 данного Порядка также установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости. В п. 1 Порядка указано, что он разработан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 08.12.2015 № 521-п в постановление Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 N 381-п внесены изменения: Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов дополнен пунктом 3 следующего содержания: «В отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 01 января 2016 года собственниками зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, цена земельного участка в целях его продажи собственнику здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка».
Доводы ФИО3 о том, что в связи с принятием постановления Правительства Ставропольского края от 08.12.2015 № 521-п цена земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, в отношении заявлений о предоставлении земельного участка, поданных до 1 января 2016 года собственниками зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на этом земельном участке, должна определяться аналогичным образом, то есть в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка, суд считает несостоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Таким образом, Правительством Ставропольского края устанавливается порядок определения цены земельных участков только лишь в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и расположенных на территории Ставропольского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Установление же порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края.
Соответственно, Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п, не распространяется на определение цены указанного земельного участка, испрашиваемого в собственность истцом.
Внесение в Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п, каких-либо изменений не создает обязанности органов местного самоуправления Ставропольского края вносить такие же изменения в установленный ими в пределах своей компетенции Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Тот факт, что в п. 1 Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от 24.11.2015 № 394, содержалась ссылка на постановление Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов», вопреки мнению истца не может служить основанием для ограничения установленной Земельным кодексом Российской Федерации компетенции органов местного самоуправления муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в вопросах управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края.
Решением муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ содержащаяся в Порядке определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденном решением Совета муниципального образования Донского сельсовета от 24.11.2015 № 394, ссылка на постановление Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 № 381-п исключена.
Данное решение принято Советом муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в пределах его компетенции, в связи с чем суд не может согласиться с доводам истца о злоупотреблении правом со стороны Совета.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО3 о признании решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе во внесении изменений в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, возложении на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обязанности внести изменения в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» для приведения его в соответствие с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), возложении на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обязанности подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:05:043403:61, указав в нем цену продажи земельного участка в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка, подписать их и направить (выдать для подписания) Петросяну ФИО10 в срок 14 дней суд не находит.
Кроме того, согласно подп. 5 п. 4 ст. 26 Устава муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа поселения, а не к полномочиям администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, в связи с чем требования о возложении на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обязанности внести изменения в Решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ не могут быть удовлетворены и по этому основанию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Петросяна ФИО11 к администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края по нерассмотрению по существу заявления ФИО3 от 29.12.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов.
В удовлетворении исковых требований Петросяна ФИО12 к администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края, Совету муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в остальной части: о признании решения Совета муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, возложении на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обязанности внести изменения в решение Совета муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края обязанности подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, указав в нем цену продажи земельного участка в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка, подписать их и направить (выдать для подписания) Петросяну ФИО13 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2016 года.
Судья А.В. Щербин