2-746/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Починок 29 ноября 2016 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Лобковой В.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Е.А.О.,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дивинской средней школы Починковского района Смоленской области Ж.Е.А.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Дивинской средней школе Починковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Дивинской средней школе Починковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований в судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. сослалась на то, что проверкой в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории Починковского района Смоленской области, проведенной прокуратурой района установлено, что в МБОУ ФИО1, где обучается ----- несовершеннолетних, не установлена кнопка тревожной сигнализации, охрана учреждения осуществляется сторожами. Территория школы в дневное время является общедоступной, отсутствие кнопки тревожной сигнализации способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц в ней пребывающих, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе на охрану жизни и здоровья. Просит обязать администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области профинансировать расходы, связанные с антитеррористической защищенностью МБОУ ФИО1, а именно на установку в МБОУ ФИО1 кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения; обязать МБОУ ФИО1 по мере финансирования из бюджета установить кнопку тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Е.А.О. требования не признала, пояснив, что в бюджете на ** ** ** не заложено финансирование на установку кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения в МБОУ ФИО1, установка в учреждении тревожной кнопки планируется в ** ** **.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дивинской средней школы Починковского района Смоленской области Ж.Е.А. исковые требования признала, указав, что выявленные нарушения связаны с недостаточностью финансирования школы, при выделении необходимых денежных средств кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения будет незамедлительно установлена.
Суд, заслушав стороны, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.2, 15 ч.3 ст.28, п.2 ч.6, ч.7 ст.28, п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
В силу п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дивинской средней школы Починковского района Смоленской области, расположенного по адресу: ..., отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями УМВД России по ... о нарушениях антитеррористической защищенности образовательных учреждений (л.д.5-7), информацией отдела образования администрации муниципального образования « ...» ... (л.д.8), информацией МБОУ ФИО1 (л.д.9), актом проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность к ** ** ** учебному году (л.д.10-15).
Согласно п.1.5 Устава МБОУ ФИО1 (л.д.16-24) учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Починковский район» Смоленской области. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п.6.1 ч.1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Кроме того, в силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, из приведенных правовых норм и положений Устава школы следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения в образовательных учреждениях.
Наличие в материалах дела информации, предусматривающей установку в учреждении тревожной кнопки в течение ** ** ** (л.д.8), а также доводы об отсутствии денежных средств, необходимых на установку кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения, не являются основаниями для отказа в удовлетворении требований прокурора. Доказательств, свидетельствующих о невозможности установки в учреждении кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения, ответчиками не представлено. Ссылка на отсутствие финансирования на указанные цели не освобождает ответчиков от возложенных на них ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обязанностей.
При таких обстоятельствах, судом, бесспорно, установлено, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствии кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Поэтому суд, установив факт отсутствия кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения в образовательном учреждении (здании школы), учредителем которого является администрация района, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме, а именно: о возложении обязанности на образовательную организацию - по установке кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения, на администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области - по финансированию расходов на установку в здании школы кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения, поскольку действующим законодательством именно на эти органы возложены вышеуказанные обязанности, кроме того, именно администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование образовательной организации. Выполнение установленных законом требований, обусловленных значимыми целями, отвечает критериям разумности и целесообразности, их не исполнение может привести к нанесению ущерба интересам несовершеннолетних детей. Бездействия ответчиков могут быть причиной наступления вредных последствий, поскольку они противоречат правилам безопасности, именно прокурору, обратившемуся в суд от своего имени в защиту интересов несовершеннолетних, принадлежит инициатива в возникновении процесса в случаях необходимости охраны, в том числе общественных интересов, защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области профинансировать расходы на установку в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дивинской средней школы кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дивинскую среднюю школу по мере финансирования из бюджета установить кнопку тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Шабанова