ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-746/2021 от 30.03.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-746/2021

УИД 79RS0002-01-2021-001158-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2021г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

с участием помощника прокурора Высотина Д.В.

представителя ответчика ФИО1

при секретаре Щербаковой В.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое», администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами образовательными учреждениями Биробиджанского района ЕАО. Установлено, что у МБОУ «Средняя образовательная школа с.Дубовое» отсутствует договор с хозяйствующим субъектом на вывоз твердых коммунальных отходов с территории образовательного учреждения. В адрес директора школы внесено представление. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Просил суд: 1) обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» организовать вывоз твердых бытовых отходов из учреждения организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию отходов I – IV классов опасности; 2) обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Высотин Д.В. доводы и требования иска поддержал. Суду пояснил, что вывоз твердых бытовых отходов должна осуществлять организация имеющая лицензию на этот вид услуг. Должны соблюдаться санитарные правила, сейчас они не соблюдаются школой. После прекращения договора с организацией осуществлявшей этот вид деятельности школа просила финансирования у учредителя. Финансирование не поступает школа не может организовать вывоз твердых бытовых отходов из учреждения. Планируется, что эта деятельность в ЕАО будет осуществляться региональным оператором, по пока он не начал работать. Школа должна организовать вывоз ТБО и все будет соответствовать закону.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя образовательная школа с.Дубовое» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ФИО1 с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что по сути прокурор просит школу заключить договор с организацией. Однако по действующему законодательству и соглашению заключенному Управлением ЖКХ правительства ЕАО с ООО «Дом-Строй» 12.11.2020 указанную деятельность должен осуществлять региональный оператор - ООО «Дом-Строй». Соглашение еще не действует, но региональный оператор должен заниматься сбором, транспортировкой и утилизацией ТБО. Следовательно школа не может заниматься этой деятельностью это работа регионального оператора. Все собственники отходов не должны заключать договоры все указанные действия с ТБО и так должен осуществлять региональный оператор. При этом представитель ответчика согласился, что школа нарушает законодательство, не заключила договор на вывоз ТБО. Финансовые счета школы арестованы, все поступающие денежные средства уходят в счет оплаты задолженности, а не в счет текущих платежей.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

- к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст.1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ст.11).

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 12.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» мусор собирают в мусоросборники, которые должны плотно закрываться крышками, и при заполнении 2/3 их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов.

В силу ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела установлено, что в результате деятельности МБОУ «Средняя образовательная школа с. Дубовое» образуются твердые коммунальные отходы. Договор с хозяйствующим субъектом на вывоз твердых коммунальных отходов с территории учреждения отсутствует.

Согласно представленных документов школа самостоятельно организует вывоз твердых отходов. Организации по вывозу ТБО отказываются заключить договор, так ка счета учреждения заблокированы. Учреждение обратилось к собственнику - администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» с просьбой оказать помощь в решении спорного вопроса.

Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика ФИО1 о том, что школа не должна организовывать вывоз ТБО, это работа регионального оператора.

В соответствии с соглашением Управления ЖКХ правительства ЕАО и ООО «Дом-Строй» от 12.11.2020 в ЕАО еще не начал работу региональный оператор по обращению с ТБО.

Согласно ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор - обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов.

Следовательно, школа как собственник ТБО образующихся в результате ее деятельности обязана заключать договор на оказание услуг по обращению с ТБО либо с организацией имеющей лицензию, либо с региональным оператором.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несоблюдение учреждением требований законодательства об обращением с отходами, нарушает права неопределенного круга лиц. Образовательное учреждение необходимо обязать организовать вывоз твердых бытовых отходов из учреждения в установленном законом порядке.

Из устава спорного учреждения следует, что оно является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждениями осуществляется за счет средств выделенных ей администрацией муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области.

В порядке ч.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО необходимо обязать произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое», а образовательное учреждение обязать организовать вывоз твердых бытовых отходов из учреждения в установленном законом порядке.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.

В настоящее время образовательное учреждение не обладает достаточными денежными средствами для исполнения решения. Учитывая социальную значимость работ, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование учреждения. После этого школа должна будет организовать вывоз твердых бытовых отходов в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» в пользу бюджета государственную пошлину в размере 300руб.

Руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое», администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» организовать вывоз твердых коммунальных отходов из учреждения в установленном законом порядке в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией мероприятий по организации вывоза твердых коммунальных отходов из учреждения.

Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Дубовое» судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета Муниципального образования «Город Биробиджан» в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева