ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-747/20 от 19.10.2020 Ростовского районного суда (Ярославская область)

№2-747/2020 мотивированное решение

УИД 76RS0010-01-2020-000801-83 изготовлено 19.10.2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2020 года г. Ростов Ярославской области

Ростовский районный суд Ярославской области в составе

Председательствующего Захарова С.И.

При секретаре Фростовой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о приостановлении эксплуатации здания до проведения капитального ремонта, суд

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», просил приостановить эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, по назначению до устранения опасности причинения вреда, указав, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлено что за военным комиссариатом Ярославской области на праве оперативного управления закреплено здание военного комиссариата расположенное по адресу: <адрес>, в указанном здании свою деятельность осуществляет военный комиссариат г. Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов. Здание имеет признаки ветхости и аварийности, имеется вероятность его обрушения, эксплуатация здания, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Должностными лицами жилищно- коммунальной службы совместно с военным комиссариатом Ярославской области здание военкомата неоднократно осмотрено. Актами осмотра установлено, что техническое состояние здания оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, значительным снижением эксплуатационных характеристик. Так фундамент здания имеет трещины, просадки, необходим ремонт отмостки, имеется разрушение парапета, трещины и разрывы кровли, желоба и свесы отсутствуют, металлические листы покрытия смещены с мест крепления, ослаблены фыльцевые соединения, межэтажные перекрытия имеют многочисленные трещины, имеет место разрушение перекрытий. Чердачные перекрытия имеют разрушения целостности штукатурки, штукатурное покрытие отслаивается и разрушается, имеют место протечки. Стены имеют разрушения и трещины, выпадение штукатурки, трещины в кладке, следы увлажнения на поверхности кладки, трещины в отдельных перемычках, требуется частичный ремонт кирпичной кладки. Оконные заполнения имеют следы увлажнения глины, рамы перекошены, выпадение стекол, требуется замена оконных рам с заменой оконных заполнений. Перегородки имеют следы увлажнения и трещины, разрушение перегородок вследствие разрушения пола и проседания фундамента. Деревянные лаги полов сгнили, полы просели, разрушены. В системе отопления трубопроводы имеют течь, неудовлетворительная работа запорной арматуры, требуется ремонт системы отопления с заменой отдельных участков, замена радиаторов, задвижек. Внутренняя система электроснабжения ветхая, требуется замена. Асбестоцементная кровля течет, шифер требует замены, оконные проемы сгнили, требуется замена оконных блоков.

11.11.2019 года командующим войсками Западного военного округа в адрес директора Департамента строительства Минобороны России направлено утвержденное им тактико-техническое задание для разрешения вопроса по планированию и организации капитального ремонта этого здания военного комиссариата. Однако, до настоящего времени капитальный ремонт здания военного комиссариата районов не произведен.

Высокая степень технического износа здания военного комиссариата, наличие явных признаков аварийности, состояние его конструктивных элементов и, как следствие, риск внезапного обрушения здания, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников военного комиссариата, его посетителей, а так же лиц, которые находятся вблизи здания (неопределенного круга лиц), что свидетельствует о необходимости приостановления эксплуатации здания до проведения капитального ремонта.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, ФГБУ «ЦЖКУ» по Западному военному округу Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства прокурор Корнев К.И. заявленные требования поддержал по доводам иска, уточнил исковые требования в части окончания срока приостановления, пояснив, что указание в иске «до устранения опасности причинения вреда» надо понимать как «до проведения капитального ремонта», т.к. устранить недостатки здания, которые имеют место на сегодняшний день можно только путем проведения капитального ремонта. Предоставил с распоряжение суда акт внепланового осмотра здания военкомата в г. Ростове от 05.10.2020 года, выполненный с участием специалистов ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО», которые оценили физический износ здания с применением Методики, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР № 404 от 27.10.1970 года.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» по доверенности Хлебосолова О.Н. исковые требования признавала, пояснила, что здание действительно аварийное, существует угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, техническое состояние здания оценивали специалисты, считает, что основания для приостановления его эксплуатации имеются.

В материалах дела имеется отзыв ответчика подписанный представителем по доверенности Становских В.В., в котором указал, что содержание вверенного комиссариату имущества возложено на ЖКС №19 ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ, какие- либо обязанности, связанные с капитальным ремонтом зданий, переданных Военному комиссариату области на праве безвозмездного пользования, на него не возложены. В ФГКУ «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ Военным комиссариатом ЯО неоднократно направлялись заявки на проведение ремонтных и восстановительных работ в здании военного комиссариата г. Ростова, однако, работы не проводились, дополнительное финансирование по данной статье расходов не поступало.

Представитель Администрации РМР просил рассматривать дело в свое отсутствие, сообщив, что на сегодняшний день работа призывной и медицинской комиссии Ростовского муниципального района осуществляется в здании военного комиссариата по адресу <адрес>, здание находится в федеральной собственности, является аварийным.

Представитель ЖКС №19- структурного подразделения ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ просил рассматривать дело в свое отсутствие, заявленные прокурором требования поддержал, сообщив, что здание по адресу: <адрес> является аварийным, находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта. Считает необходимым прекратить эксплуатацию здания до проведения комплексного капитального ремонта.

Остальные лица, участвующие в деле, от явки в суд уклонились.

Выслушав пояснения истца, приняв во внимание позицию ответчика, Администрации РМР, представителя ЖКС №19 «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения исковых требований, заявленных прокурором. Исковые требования основаны на законе, надлежащим образом подтверждены документально.

На основании ч. 1 ст. 55.26 Градостроительного Кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

По делу установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 756.2 кв.м. имеет кадастровый , находится в собственности Российской Федерации. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации №457 от 26.04.2013 года здание передано в оперативное управление ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», в здании осуществляет деятельность Военный комиссариат г. Ростова, Ростовского и Борисоглебского районов.

Указом Президента Российской Федерации №1609 от 07.12.2012 года «Об утверждении положения о военных комиссариатах» определен порядок обеспечения военных комиссариатов, согласно которому военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие органы военного округа в соответствии с установленными Приказами Министра обороны нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатом в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации №155 от 02.03.2017 года создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» на которое возложены функции и полномочия для заключения договоров проведения регламентных работ по техническому обслуживаю и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты помещений зданий (автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуации) – ЖКС №19 (ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО» МО РФ) и определена основная цель деятельности учреждения содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с закреплением на праве оперативного управления недвижимого имущества, необходимого для осуществления им основной деятельности.

Работы по техническому обслуживанию Военного комиссариата Ярославской области и его структурных подразделений производит ФГКУ «ЦЖКУ по Западному военному округу» Минобороны Российской Федерации, а конкретно его структурное подразделение ЖКС №19.

Судом установлено нарушение требований технических регламентов при эксплуатации здания.

Ежегодно по итогам весенного и осеннего осмотров здание военного комиссариата признается нуждающимся в капитальном ремонте и военным комиссаром области направляются документы для включения здания в титул капитального ремонта. Так было 29.08.2017 года, 14.03.2018 года, 06.09.2018 года, 26.07.2019 года, а так же оформлялись технико- тактические задания на проведение капитального ремонта здания ( 20.06.2019 года).

В результате комиссионного осмотра здания 19.08.2019 года установлено, что физический износ здания составляет 70%, здание находится в аварийном состоянии, дата проведения последнего капитального ремонта здания неизвестна, по результатам осмотра Военному комиссару Ярославской области выдано предписание о прекращении эксплуатации здания до проведения комплексного капитального ремонта. В результате осмотра установлено недопустимое техническое состояние кровли, необходимость капитального ремонта кровли с заменой обрешетки и ремонтом стропильной системы, необходимость капитального ремонта фасада с ремонтом кирпичной кладки наружных стен, заменой системы наружного водостока, необходимость капитального ремонта системы водоотведения, водоснабжения с заменой сантехприборов, необходимость капитального ремонта системы электроснабжения согласно ПУЭ с заменой ввода в здание, необходимость капитального ремонта с восстановлением кирпичных столбиков под внутренними стенами и перегородками, необходимости капитального ремонта полов, замены дверных блоков, оконных блоков, глухих металлических решеток на распашные, капитальный ремонт внутренней отделки и пожарного водопровода, устройство противопожарной сигнализации. По результатам осмотра специалисты охарактеризовали категорию технического состояния как аварийное, несущая способность здания исчерпана, существует опасность обрушения в связи со снижением эксплуатационных характеристик. К акту приложены фото, подтверждающие выводы специалистов.

27 марта 2020 года здание вновь осмотрено специалистами, в результате осмотра установлены перечисленные выше дефекты, комиссия пришла к аналогичным выводам.

05.10.2020 года здание военного комиссариата еще раз осмотрено специалистами, в результате осмотра уставлен физический износ фундамента 41-60%, кровельного покрытия- 61-80%, междуэтажных перекрытий 21-30%, чердачных перекрытий – 61-70%, стен- 31-40%, оконного заполнения-61-80%, дверных заполнений- 41-60%, перегородок 21-40%, полов- 51-60%, системы отопления-41-60%, внутренней системы электроснабжения- 41-60%, фасада здания- 41-50%. Выводы специалистов- здание находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии.

Материалами дела подтверждается, что военный комиссар Ярославской области неоднократно направлял заявки на проведение ремонтных и восстановительных работ, на выделение дополнительного финансирования в ЖКС №19 и ФГКУ»ЦЖКУ по Западному военному округу» Минобороны Российской Федерации. В сентября 2019 года им направлено тактико- техническое задание на проведение капитального ремонта на согласование в соответствующую службу, тактико- техническое задание утверждено командующим войсками Западного военного округа в ноябре 2019 года, направлено в адрес Департамента строительства Минобороны РФ. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что вопрос проведения капитального ремонта здания военкомата решается в установленном порядке и ближайшее время будет разрешен.

Одновременно военный комиссар пытался решить вопрос перемещения военного комиссариата в другое помещение. Обращался в Департамент имущественных отношений Миноброны РФ, Управление муниципальным имуществом Администрации Ростовского муниципального района. До настоящего времени здание для перемещения военного комиссариата не найдено, военный комиссариат продолжает свою деятельность

Установленное судом нарушение требований технических регламентов при эксплуатации здания военного комиссариата в Ростове является основанием для приостановления его эксплуатации. Эксплуатация здания с учетом установленного обстоятельства свидетельствует об опасности причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, которая может быть устранена только путем проведения капитального ремонта.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Военного прокурора Ярославской области в полном объеме, обязав ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области» приостановить эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, до проведения капитального ремонта.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Яробслуд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Захарова