9
Дело №2-747/2023 УИД 42RS0003-01-2023-001019-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Бигеза Е.Л.,
при секретаре Цепелевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березовском Кемеровской области 28 декабря 2023 года
гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Угольная компания «Северный Кузбасс» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований, просит обязать акционерное общество «Угольная компания «Северный Кузбасс» в срок до 01.02.2024: определить путем разработки и утверждения Порядка создания и использования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности), обеспечить наличие финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности) в соответствии с определенным АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» порядком создания и использования финансовых резервов.
Требования обоснованы тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2023 года проведен анализ соблюдения акционерным обществом «Угольная компания «Северный Кузбасс» (далее - АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», общество) требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В деятельности общества выявлены нарушения закона.
Установлено, что общество является собственником и осуществляет эксплуатацию ГТС для очистки шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), ГТС очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности).
МЧС России 19.03.2021 № утверждены Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом Росстандарта от 29.12.2020 № утвержден и введен в действие ГОСТ Р 22.10.03-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания (далее - ГОСТ Р 22.10.03-2020).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 ГОСТ Р 22.10.03-2020 настоящий стандарт устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) и предназначен для применения организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами (далее - объекты) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве административного управления, либо на ином законном основании, и для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резерв финансовых ресурсов).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 22.10.03-2020 организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.
Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 22.10.03-2020 определено, что кроме выделения на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта) резерв финансовых ресурсов может создаваться следующими способами (или их комбинацией):
оформлением банковской гарантии; оформлением кредитного соглашения;
открытием депозитного вклада; размещением денежных средств на расчетном счете; заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.
В силу пункта 4.4 ГОСТ Р 22.10.03-2020 объектами, для которых выполняется расчет размера финансового резерва, являются, в том числе гидротехнические сооружения (ГТС).
Вместе с тем природоохранной прокуратурой установлено, что Обществом данная обязанность в части создания финансовых ресурсов в отношении каждой ГТС не выполнена.
Так, согласно представленным Обществом справкам «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для ликвидации аварий на ГТС шахты «Березовская», «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для предотвращения и ликвидации аварий ГТС согласно «Плана ликвидации аварий АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Шахта угольная №(Шахта Первомайская)представленных в природоохранную прокуратуру с сопроводительным письмом от 20.06.2023 № на требование заместителя природоохранного прокурора от 13.06.2023, у Общества имеется только запас (резерв) материалов.
Согласно сведениям о создании, наличии резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», утвержденным генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Обществом создан объем финансового резерва в размере <данные изъяты> рублей за счет ФИО18», размер резерва для шахты Березовская составляет <данные изъяты> рублей, для шахты Первомайская <данные изъяты> рублей. Также обществом представлен страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФИО7 на страхование расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на общую сумму <данные изъяты> рублей, страховая сумма шахты Березовская составляет <данные изъяты> рублей, для шахты Первомайская <данные изъяты> рублей.
Между тем, по мнения истца, с учетом положений пунктов 4.2, 4.3, ГОСТ Р 22.10.03-2020, согласно которым финансовые резервы в размере не менее 10 % выделяются на отдельном расчетном счету организации, прокуратурой установлено, что обязанность по созданию финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций обществом в полном объеме не выполнена, финансовые резервы в размере не менее 10 % на отдельном расчетном счету АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» не созданы.
В связи с вышеизложенными нарушениями закона АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» при эксплуатации ГТС, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора Общества 20.06.2023 внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений.
Вышеуказанное представление рассмотрено, между тем, в полном объеме не удовлетворено. С требованием прокурора о формировании финансовых резервов Общество не согласно, указанное нарушение не устранило.
Постановлением Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ.
Вышеизложенные нарушения требований законодательства в сфере безопасности ГТС ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам. Указанные нарушения могут лишить возможности оперативно устранить последствия чрезвычайных ситуаций на ГТС ввиду отсутствия финансовых резервов.
Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596 (далее - Правила № 1596).
Согласно пункту 2 Правил № 1596 величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред).
При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации (далее - владелец гидротехнического сооружения) 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
Из пунктов 5, 6 Правил № 1596 следует, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Величина финансового обеспечения ответственности определяется на срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения и подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения исходя из индекса роста потребительских цен за прошедший год.
В статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ определено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
У АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» имеется декларация безопасности гидротехнических сооружений очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская», утвержденная руководителем Сибирского управления Ростехнадзора 26.01.2022 № (далее - Декларация).
В пункте № Декларации указано, что возмещение ущерба (вреда) который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации-декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы (лимита страхового возмещения размером <данные изъяты>.) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В пункте № Декларации указано, что согласно приложенному к декларации «расчету вероятного вреда» вероятный вред (ущерб) в результате аварий ГТС по сценарию наиболее тяжелой аварии составит <данные изъяты> млн. руб., а по сценарию вероятной аварии - ФИО8 млн. руб. в ценах 2021 года.
Согласно информации руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 26.01.2022 № «О декларировании безопасности ГТС» Сибирское управление Ростехнадзора на основании представленных материалов определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей в ценах на 2021 год.
Определенная величина финансового обеспечения гражданской ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
Таким образом, положениями статьи 17 Федерального закона № 117-ФЗ и Декларацией, утвержденной Сибирским Управлением Ростехнадзора, установлено, что возмещение ущерба (вреда), который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации -декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение № 794).
В пункте 20 Положения № 794 указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
С учетом вышеизложенного на организации, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, к которым относится ответчик, возложена обязанность по определению порядка и использования финансовых резервов. Указанный порядок АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Не может быть признан в качестве финансового резерва имеющийся у ответчика страховой полис от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – страховой полис), выданный ФИО9» на условиях, изложенных в Страховом полисе и содержащихся в Правилах страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения. При заключении договора добровольного страхования страховщик предлагает страхователю указать номер мобильного телефона и (или) адрес электронной почты для направления страхователю в случаях, предусмотренных настоящим Законом, информации об исполнении обязательств по договору страхования.
Правила страхования (за исключением правил страхования, принимаемых в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация) также должны содержать исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для заключения договоров страхования, оценки страховых рисков, определения размера убытков или ущерба, и, кроме того, сроки и порядок принятия решения об осуществлении страховой выплаты, а для договоров страхования жизни также порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.
Согласно условиям вышеуказанного Страхового полюса объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Застрахованного лица), связанные с риском возникновения у него непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Страховой риск - возникновение непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших на территории страхователя в результате случайных и непредвиденных событий:
- катастрофы, аварии, в том числе аварии на транспорте и промышленных объектах с выбросом АХОВ, ОБВ, продуктов химии и нефтехимии и др., приводящих к экстремаль высокому загрязнению окружающей среды;
- пожара, возникшего по любой причине
- стихийного бедствия
- падения летательных аппаратов (их частей) и предметов, наезда транспортных и механических средств
- противоправных действий третьих лиц, кроме поджога.
Порядок определения страховой выплаты установлен в разделе 11 Правил страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - Правила страхования).
Согласно пункту 11.2 Правил страхования при обращении за страховой выплатой Страхователь (Выгодоприобретатель, Застрахованное лицо), кроме Заявления о страховой выплате, предоставляет Страховщику следующие документы (оригиналы или заверенные копии):
11.2.1. договор страхования (страховой полис);
2.документы, составленные уполномоченным лицом, а при его отсутствии - Страхователем (акты, протоколы и заключения), подтверждающие факт наступления на указанном в договоре страхования объекте/территории чрезвычайного события, причины и обстоятельств его возникновения, данные о лицах, виновных в наступлении данного события (если они имеются), размер ущерба от наступления чрезвычайного события. При этом если порядок и форма составления указанных документов предусмотрены соответствующими нормативными актами, документы должны быть представлены строго в соответствии с указанными нормативными актами;
3.документы из компетентных органов, подтверждающие факт наступления на указанном в договоре страхования объекте / территории страхования чрезвычайного события, причины и обстоятельств его возникновения, данные о лицах, виновных в наступлении данного события (если они имеются), размер ущерба от наступления чрезвычайного события. Указанные документы предоставляются в случаях, когда фиксация и расследование обстоятельств наступившего чрезвычайного события находится в компетенции органов внутренних дел, МЧС, прокуратуры, государственной противопожарной службы, Ростехнадзора, государственных и ведомственных комиссий, других компетентных органов;
11.2.4. документы, подтверждающие понесенные Страхователем (Выгодоприобретателем) расходы по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в отношении которых Страхователь просит осуществить страховую выплату:
- документы, подтверждающие осуществление работ/услуг, с указанием их вида, объема и стоимости, включая данные о размере расходов по работам, выполненным сторонними организациями (договоры на закупку материалов, сметы, договоры подряда/оказания услуг);
- документы, подтверждающие несение расходов 9чеки, платежные поручения).
Таким образом, из условий Правил страхования следует, что договор страхования предусматривает компенсацию понесенных расходов, только после их фактической оплаты АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», следовательно указанный договор страхования не соответствует целям создания финансового резерва, поскольку не предусматривает осуществления выплаты сразу же при возникновении чрезвычайной ситуации, а лишь компенсирует расходы, которые были понесены Страхователем для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Следовательно, данный страховой полис не подтверждает выполнение обязанности собственника ГТС по созданию финансовых резервов, не подтверждает возможность ответчика в случае возникновения чрезвычайной ситуации распорядиться необходимым количеством денежных средств для ликвидации негативных последствий.
При этом, вероятный ущерб, который может быть причинен в результате аварий ГТС, составляет <данные изъяты> рублей. Исходя из размера вероятного ущерба, существует угроза отсутствия достаточного количества денежных средств у АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», необходимого для ликвидации ущерба.
Выявленные нарушения закона ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых Учреждением ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, незамедлительную ликвидацию причиненного ущерба, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам.
Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон и касается, в том числе сферы экологических отношений.
В обоснование исковых требований ссылаются на ст.8, абз.8 ст.9, ст.17, ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. «ж» ст.14, ч.1 ст.25, ч.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В судебном заседании представитель истца – и.о.межрайонного природоохранного прокурора Сунцов В.С., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнил, что издание приказа генерального директора АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» от 03.08.2023 № «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО» не свидетельствует о выполнении ответчиком обязанностей по определению порядка создания и использования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехнические сооружениях, а также по обеспечению наличия финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехнических сооружениях. Приказ не определяет порядок создания и использования ответчиком собственных финансовых резервов, предусмотренный абз. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а лишь отсылает на необходимость заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, предусмотренную иной нормой, а именно, абз. 15 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». При этом, издание Приказа также не обеспечивает фактическое наличие необходимых собственных финансовых резервов у ответчика на указанные цели. Следовательно, данный Приказ не отвечает целям, и задачам, которые заложены Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также ГОСТ Р 22.10.03-2020, для определения порядка создания, использования и восполнения резервов финансовых ресурсов. При разработке ответчиком порядка создания, использования и восполнения резервов финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехнических сооружениях необходимо руководствоваться положениями ГОСТ Р 22.10.03-2020, правовое регулирование которого направлено на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, и, как следствие, на защиту жизни или здоровья граждан, охрану окружающей среды. Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. Следовательно, ГОСТ Р 22.10.03-2020 в рассматриваемой сфере подлежит обязательному применению ввиду сферы его правового регулирования.
Представитель ответчика АО «УК «Северный Кузбасс» Голубев И.В., действующий на основании доверенности № от 02.11.2022 сроком на 3 года, в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на гидротехнических сооружениях. АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» имеет декларацию безопасности гидротехнических сооружений очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская», утвержденную руководителем Сибирского управления Ростехнадзора 26.01.2022 №
В пункте № Декларации указано, что возмещение ущерба (вреда) который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации-декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы (лимита страхового возмещения размером <данные изъяты>.) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В пункте № Декларации указано, что согласно приложенному к декларации «расчету вероятного вреда» вероятный вред (ущерб) в результате аварий ГТС по сценарию наиболее тяжелой аварии составит <данные изъяты>., а по сценарию вероятной аварии <данные изъяты>. в ценах 2021 года.
Согласно информации руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 26.01.2022 № «О декларировании безопасности ГТС» Сибирское управление Ростехнадзора на основании представленных материалов определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей в ценах на 2021 год.
Определенная величина финансового обеспечения гражданской ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
Таким образом, положениями статьи 17 Федерального закона № 117-ФЗ и Декларацией, утвержденной Сибирским Управлением Ростехнадзора, установлено, что возмещение ущерба (вреда), который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации - декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.
АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в качестве обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта: гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класс опасности), заключила со страховой компанией ФИО14» договор на страхование, что подтверждается страховым полисом № таким образом размер резерва финансового резерва составит <данные изъяты> руб.
АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в качестве финансового резерва заключила со страховой компанией ФИО15» договор на страхование расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класс опасности), что подтверждается страховым полисом № от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом размер резерва финансового резерва составит <данные изъяты> руб.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе. Следовательно. АО «Угольная компания «Северная компания» не обязана применять требования ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации, а в частности выделять на отдельном расчетном счету организации собственные денежные средства (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов).
В целях исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и руководствуясь «Методическими рекомендациями по созданию, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов и финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций №993 от 06.04.2011 г. АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» издала приказ № от 03.08.2023 «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО», в соответствии с которым АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на участке ГТС (гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская», шахты «Первомайская») определила сформировать целевой финансовый резерв путем заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию, с установлением объема финансового резерва для ликвидации ЧС и для целей ГО на 2023-2024 г.г. по АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей. На шахте «Березовская», шахте «Первомайская» в срок до 15.08.2023 были разработана и утверждена номенклатура и неснижаемый объем запаса материальных ресурсов, используемых для обеспечения устойчивости функционирования предприятия, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Представитель 3-го лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица и находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 27, части 3 стать 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон №117-ФЗ), обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: установления критериев их безопасности, оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ, установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
В соответствии с положениями статьи 17 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
В соответствии с пунктом «ж» статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ, одной из обязанностей организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является создание финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (часть 2 статьи 25 Федерального закона № 68-ФЗ).
Согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
·запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
·резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
·резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ликвидация чрезвычайных ситуаций: локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Судом установлено, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2023 года проведен анализ соблюдения акционерным обществом «Угольная компания «Северный Кузбасс» требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, в деятельности которого выявлены нарушения закона.
В адрес генерального директора АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» вынесено представление от 20.06.2023 (№).
Установлено, что общество является собственником и осуществляет эксплуатацию ГТС для очистки шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), ГТС очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности).
МЧС России 19.03.2021 № утверждены Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом Росстандарта от 29.12.2020 № утвержден и введен в действие ГОСТ Р 22.10.03-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания (далее - ГОСТ Р 22.10.03-2020).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 ГОСТ Р 22.10.03-2020 настоящий стандарт устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) и предназначен для применения организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами (далее - объекты) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве административного управления, либо на ином законном основании, и для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резерв финансовых ресурсов).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 22.10.03-2020 организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.
Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 22.10.03-2020 определено, что кроме выделения на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта) резерв финансовых ресурсов может создаваться следующими способами (или их комбинацией):
оформлением банковской гарантии; оформлением кредитного соглашения;
открытием депозитного вклада; размещением денежных средств на расчетном счете; заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.
В силу пункта 4.4 ГОСТ Р 22.10.03-2020 объектами, для которых выполняется расчет размера финансового резерва, являются, в том числе гидротехнические сооружения (ГТС).
Согласно представленным Обществом справкам «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для ликвидации аварий на ГТС шахты «Березовская», «О наличии реальных финансовых и материальных резервов» для предотвращения и ликвидации аварий ГТС согласно «Плана ликвидации аварий АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Шахта угольная № 2 (Шахта Первомайская) представленных в природоохранную прокуратуру с сопроводительным письмом от 20.06.2023 № на требование заместителя природоохранного прокурора от 13.06.2023, у Общества имеется только запас (резерв) материалов.
Согласно сведениям о создании, наличии резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 год АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», утвержденным генеральным директором 29.12.2022, следует, что Обществом создан объем финансового резерва в размере <данные изъяты> рублей за счет ФИО16», размер резерва для шахты Березовская составляет <данные изъяты> рублей, для шахты Первомайская <данные изъяты> рублей. Также обществом представлен страховой полис № от 29.12.2022, выданных ФИО17» на страхование расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на общую сумму <данные изъяты> рублей, страховая сумма шахты Березовская составляет <данные изъяты> рублей, для шахты Первомайская <данные изъяты> рублей.
С учетом положений пунктов 4.2, 4.3, ГОСТ Р 22.10.03-2020, согласно которым финансовые резервы в размере не менее 10 % выделяются на отдельном расчетном счету организации, прокуратурой установлено, что обязанность по созданию финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций обществом в полном объеме не выполнена, финансовые резервы в размере не менее 10 % на отдельном расчетном счету АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» не созданы.
В связи с вышеизложенными нарушениями закона АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» при эксплуатации ГТС, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора Общества 20.06.2023 (№) внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений.
Вышеуказанное представление рассмотрено, с требованием прокурора о формировании финансовых резервов Общество не согласно, указанное нарушение не устранило.
Постановлением Сибирского управления Ростехнадзора от 14.07.2023 АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ.
Представитель истца пояснил, что вышеизложенные нарушения требований законодательства в сфере безопасности ГТС ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС, не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам. Указанные нарушения могут лишить возможности оперативно устранить последствия чрезвычайных ситуаций на ГТС ввиду отсутствия финансовых резервов.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596.
Согласно пункту 2 Правил № 1596 величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. (далее - вероятный вред).
При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации (далее - владелец гидротехнического сооружения) 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
Из пунктов 5, 6 Правил № 1596 следует, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Величина финансового обеспечения ответственности определяется на срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения и подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения исходя из индекса роста потребительских цен за прошедший год.
У АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» имеется декларация безопасности гидротехнических сооружений очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская», утвержденная руководителем Сибирского управления Ростехнадзора 26.01.2022 №
В пункте № Декларации указано, что возмещение ущерба (вреда) который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации-декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы (лимита страхового возмещения размером <данные изъяты> руб.) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В пункте № Декларации указано, что согласно приложенному к декларации «расчету вероятного вреда» вероятный вред (ущерб) в результате аварий ГТС по сценарию наиболее тяжелой аварии составит <данные изъяты> млн. руб., а по сценарию вероятной аварии - <данные изъяты> млн. руб. в ценах 2021 года.
Согласно информации руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 26.01.2022 № «О декларировании безопасности ГТС» Сибирское управление Ростехнадзора на основании представленных материалов определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей в ценах на 2021 год.
Определенная величина финансового обеспечения гражданской ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пункте 20 Положения № 794 указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
На организации, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, к которым относится ответчик, возложена обязанность по определению порядка и использования финансовых резервов.
Из пояснений представителя истца следует, что указанный порядок АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Положениями статьи 17 Федерального закона № 117-ФЗ и Декларацией, утвержденной Сибирским Управлением Ростехнадзора, установлено, что возмещение ущерба (вреда), который может быть причинен в результате аварий ГТС, предусмотрено за счет собственных средств организации - декларанта АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» и страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.
АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в качестве обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта: гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класс опасности), заключила со страховой компанией ФИО11 договор на страхование, что подтверждается страховым полисом № таким образом размер резерва финансового резерва составит <данные изъяты> руб.
АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в качестве финансового резерва заключила со страховой компанией ФИО12» договор на страхование расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класс опасности), что подтверждается страховым полисом № от 29.12.2022 г., таким образом размер резерва финансового резерва составит <данные изъяты> руб.
Однако, представитель истца полагает, что имеющийся у ответчика страховой полис от 29.12.2022 №, выданный ФИО13 на условиях, изложенных в Страховом полисе и содержащихся в Правилах страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в редакции от 30.04.2019, не может быть признан в качестве финансового резерва. Также полагает, что исходя из условий Правил страхования, договор страхования предусматривает компенсацию понесенных расходов, только после их фактической оплаты АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», следовательно указанный договор страхования не соответствует целям создания финансового резерва, поскольку не предусматривает осуществления выплаты сразу же при возникновении чрезвычайной ситуации, а лишь компенсирует расходы, которые были понесены страхователем для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Следовательно, данный страховой полис не подтверждает выполнение обязанности собственника ГТС по созданию финансовых резервов, не подтверждает возможность ответчика в случае возникновения чрезвычайной ситуации распорядиться необходимым количеством денежных средств для ликвидации негативных последствий. При этом, вероятный ущерб, который может быть причинен в результате аварий ГТС, составляет <данные изъяты> рублей. Исходя из размера вероятного ущерба, существует угроза отсутствия достаточного количества денежных средств у АО «Угольная компания «Северный Кузбасс», необходимого для ликвидации ущерба.
Данные доводы суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения. При заключении договора добровольного страхования страховщик предлагает страхователю указать номер мобильного телефона и (или) адрес электронной почты для направления страхователю в случаях, предусмотренных настоящим Законом, информации об исполнении обязательств по договору страхования.
Правила страхования (за исключением правил страхования, принимаемых в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация) также должны содержать исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для заключения договоров страхования, оценки страховых рисков, определения размера убытков или ущерба, и, кроме того, сроки и порядок принятия решения об осуществлении страховой выплаты, а для договоров страхования жизни также порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.
Согласно условиям вышеуказанного Страхового полиса объектом страхования являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском возникновения у него непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Страховой риск - возникновение непредвиденных расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших на территории страхователя в результате случайных и непредвиденных событий: катастрофы, аварии, в том числе аварии на транспорте и промышленных объектах с выбросом АХОВ, ОБВ, продуктов химии и нефтехимии и др., приводящих к экстремаль высокому загрязнению окружающей среды; пожара, возникшего по любой причине, стихийного бедствия, падения летательных аппаратов (их частей) и предметов, наезда транспортных и механических средств, противоправных действий третьих лиц, кроме поджога.
Порядок определения страховой выплаты установлен в разделе 11 Правил страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 11.2 Правил страхования при обращении за страховой выплатой страхователь (выгодоприобретатель, застрахованное лицо), кроме заявления о страховой выплате, предоставляет страховщику следующие документы (оригиналы или заверенные копии): 11.2.1. договор страхования (страховой полис); 11.2.2. документы, составленные уполномоченным лицом, а при его отсутствии - страхователем (акты, протоколы и заключения), подтверждающие факт наступления на указанном в договоре страхования объекте/территории чрезвычайного события, причины и обстоятельств его возникновения, данные о лицах, виновных в наступлении данного события (если они имеются), размер ущерба от наступления чрезвычайного события. При этом если порядок и форма составления указанных документов предусмотрены соответствующими нормативными актами, документы должны быть представлены строго в соответствии с указанными нормативными актами; 11.2.3.документы из компетентных органов, подтверждающие факт наступления на указанном в договоре страхования объекте /территории страхования чрезвычайного события, причины и обстоятельств его возникновения, данные о лицах, виновных в наступлении данного события (если они имеются), размер ущерба от наступления чрезвычайного события. Указанные документы предоставляются в случаях, когда фиксация и расследование обстоятельств наступившего чрезвычайного события находится в компетенции органов внутренних дел, МЧС, прокуратуры, государственной противопожарной службы, Ростехнадзора, государственных и ведомственных комиссий, других компетентных органов; 11.2.4. документы, подтверждающие понесенные Страхователем (Выгодоприобретателем) расходы по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в отношении которых Страхователь просит осуществить страховую выплату: документы, подтверждающие осуществление работ / услуг, с указанием их вида, объема и стоимости, включая данные о размере расходов по работам, выполненным сторонними организациями (договоры на закупку материалов, сметы, договоры подряда/оказания услуг); документы, подтверждающие несение расходов (чеки, платежные поручения).
Из пояснений представителя истца следует, что выявленные нарушения закона ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в случае возникновения аварии на эксплуатируемых Учреждением ГТС. Отсутствие созданных финансовых резервов для ликвидации аварий на ГТС не позволяет в полной мере обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию ГТС, незамедлительную ликвидацию причиненного ущерба, что может повлечь причинение существенного имущественного вреда государству, гражданам и юридическим лицам.
Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон и касается, в том числе сферы экологических отношений.
Согласно разделу 4. Предисловия ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях - Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации2. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты»", а официальный текст изменении и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».
В соответствии с разделом 4. Общие положения ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:
4.1.Создание резервов финансовых ресурсов является одной из обязанностей организаций.
4.2.Организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации.
Рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта.
Максимальное значение размера резерва финансовых ресурсов не ограничивается.
4.3 Кроме выделения на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением настоящего стандарта) резерв финансовых ресурсов может создаваться следующими способами (или их комбинацией): оформлением банковской гарантии; оформлением кредитного соглашения; открытием депозитного вклада; размещением денежных средств на расчетном счете; заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.
4.4 Объектами, для которых выполняется расчет размера финансового резерва, являются: гидротехнические сооружения (ГТС); опасные производственные объекты (ОПО); особо опасные, технически сложные объекты; уникальные объекты.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» определены общие правила применения документов национальной системы стандартизации, а именно:
1.Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2.Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Таким образом, положениями статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе. Следовательно, АО «Угольная компания «Северная компания» не обязана применять требования ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации, а в частности выделять на отдельном расчетном счету организации собственные денежные средства (не менее 10% от размера резерва финансовых ресурсов).
В соответствии с пунктом 4.3 Общие положения ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях» руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный объем.
В целях исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и руководствуясь «Методическими рекомендациями по созданию, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов и финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций №№ от 06.04.2011 г. АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» издала приказ № от 03.08.2023 «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО».
Судом установлено, что 03.08.2023 генеральным директором АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» издан приказ № «О создании, использованию и восполнению объектового резерва неснижаемого запаса материальных ресурсов, финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и для целей ГО».
Приказом АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» № от 03.08.2023 установлено, что АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на участке ГТС (гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская», шахты «Первомайская») определила сформировать целевой финансовый резерв путем заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию, с установлением объема финансового резерва для ликвидации ЧС и для целей ГО на 2023-2024 г.г. по АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей (п№ приказа).
На шахте «Березовская», шахты «Первомайская» в срок до 15.08.2023 были разработана и утверждена номенклатура и неснижаемый объем запаса материальных ресурсов, используемых для обеспечения устойчивости функционирования предприятия, ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.№ приказа).
Средства финансового резерва выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на доставку материальных ресурсов из материального резерва к месту чрезвычайной ситуаций, в т.ч. и на гидротехнические сооружения очистные сооружения шахтных вод шахты «Березовская», шахты «Первомайская» (п№ приказа).
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» сформирован целевой финансовый резерв в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на участке ГТС (гидротехнического сооружения очистного сооружения шахтных вод шахты «Березовская», шахты «Первомайская») путем заключения договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций со страховой компанией СПАО «Ингосстрах», имеющей соответствующую лицензию, с установлением объема финансового резерва для ликвидации ЧС и для целей ГО на 2023-2024 г.г. по АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» в размере <данные изъяты> рублей, в удовлетворении исковых требования Кемеровскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кемеровскому межрайонному природоохранному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Угольная компания «Северный Кузбасс» об обязании акционерное общество «Угольная компания «Северный Кузбасс» в срок до 01.02.2024 определить путем разработки и утверждения Порядка создания и использования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности), обеспечить наличие финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Первомайская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (IV класс опасности), на гидротехническом сооружении очистных сооружений шахтных вод Шахты «Березовская» АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (III класса опасности) в соответствии с определенным АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» порядком, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Л.Бигеза
Мотивированное решение суда изготовлено 12.01.2024