ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7482/2014 от 13.10.2014 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

 Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 13 октября 2014 года г.Липецк

 Советский районный суд г.Липецка в составе:

 председательствующего судьи Торговченковой О.В.

 при секретаре Демине В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о зачете в специальный стаж периодов работы,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с иском о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с учётом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

 В обоснование заявленных требований истица указала, что она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ей отказано ввиду отсутствия специального стажа 25 лет, по мнению комиссии, специальный стаж составил <данные изъяты>. Ответчиком в специальный стаж не засчитан вышеуказанный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как не подтверждён статус юридического лица, являющегося работодателем истца, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как Списком должностей и учреждений для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, Списком …, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, не предусмотрена такая должность как «организатор детского движения». Кроме того, в специальный стаж не засчитан период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

 С решением комиссии истица не согласна, считая его незаконным и необоснованным.

 Так, по мнению истицы, отсутствие регистрации детского сада в качестве юридического лица в спорный период не влияет на его статус как учреждения для детей, так как отнесение к типу учреждений для детей зависит от осуществления воспитательного процесса. Действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию в связи с работой в определённом учреждении, а не с наличием у него статуса юридического лица.

 Наименование должности «организатор детского движения» в средней школе появилось в 1993 году в связи с распадом пионерской организации. Ранее данная должность именовалась как «старшая пионерская вожатая», работа в которой давала право на досрочное пенсионное обеспечение. После переименования должности функциональные обязанности истцы не изменились.

 В период работы в должности <данные изъяты> истица направлялась на курсы повышения квалификации. Период работы в указанном учреждении и в указанной должности засчитан ответчиком в специальный стаж, за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации.

 На курсы повышения квалификации истицу направлял работодатель. В период нахождения на курсах за ней сохранялась занимаемая должность, начислялась и выплачивалась заработная плата.

 В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

 Если сохраняется выплата средней заработной платы, то работодатель продолжает вносить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, спорный период является страховым и должен быть засчитан в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.

 В последующем истица уменьшила исковые требования и просила признать за ней право на трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, засчитав в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты>, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

 В судебном заседании истица ФИО1 уточнила исковые требования и просила обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке ФИО2, действующий на основании доверенности, иск не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.

 Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Согласно записям в трудовой книжке истица ФИО1 начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты>, в которой проработала по ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, где истица работает по настоящее время.

 ДД.ММ.ГГГГ года, полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии стаж педагогической деятельности, истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначении пенсии.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссия по пенсионным вопросам отказала ФИО1 в досрочном назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вместо требуемых 25 лет имелось на момент обращения, по выводам комиссии, <данные изъяты>.

 Суд не может согласиться с выводами комиссии по пенсионным вопросам, не включившей в специальный стаж истицы спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.

 В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В разделе «Наименование должностей» названного Списка указаны должности «учитель» и «воспитатель», а в разделе «Наименование учреждений» - школы всех наименований (подраздел 1.1. «Общеобразовательные учреждения»), детские сады всех наименований (подраздел 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения»).

 Тем же постановлением Правительства утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Пунктом 4 Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж.

 В соответствии с п.4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

 Согласно п. 6 тех же Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

 Таким образом, исходя из содержания п. 4, 6 Правил, периоды работы в должности учителя начальных классов средней школы включаются в льготный стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

 Ранее действовавшие постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», а также постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» давали право учителю средней общеобразовательной школы и воспитателю детского сада на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

 Таким образом, как ранее действовавшие Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, а также Список, утвержденный постановлением СМ РСФСР 06.09.1991 года №463, так и ныне действующие Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, не предусматривали и не предусматривают каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов работы в должности учителя средней общеобразовательной школы и воспитателя детского сада, в том числе и относительно периодов работы до утверждения Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, 22.09.1999 года.

 Следовательно, с учетом изложенного лица, работавшие в должности учителя в общеобразовательном учреждении (школе) и воспитателя в детском саду, приобрели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за все прошлые периоды работы.

 Истица просит засчитать в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Ответчик, отказывая ФИО1 в зачёте указанного периода в специальный стаж, указал на не подтверждение статуса юридического лица детского сада.

 В спорный период работы истицы действовали утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. В разделе 1 Перечня «Учителя и другие работники просвещения» в графе «Наименование учреждений и организаций» предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады; в графе «Наименование должностей» предусмотрены воспитатели. Данный Перечень относил детские сады, объединенные ясли-сады к списку детских учреждений и не содержал указания на наличие статуса у учреждения юридического лица.

 Вышеуказанное постановление действовало до 01.10.1993 года и не применяется на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

 В спорный период работы истицы действовал также Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 01.01.1976 года. Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст настоящий Классификатор отменен с 1 января 2003 г.

 Согласно данному классификатору под кодом 92400 «дошкольное воспитание» указаны детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты). Как и действовавшие в спорный период утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, указанный Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства не содержал указания на наличие у такого учреждения как детский сад статуса юридического лица.

 Более того, статьёй 12 Закона РФ «Об образовании», введённого в действие постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 года №3267-1, детские сады отнесены к дошкольным образовательным учреждениям.

 В силу п. 1 ст. 12 указанного Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

 Таким образом, сам законодатель связывает право педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение не с наличием у учреждения статуса юридического лица, а с фактическим осуществлением деятельности образовательного учреждения.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до 1 октября 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, учреждение «детский ясли» и должность «воспитатель» предусмотрены как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшим в спорный период работы, так и Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 и действующим в настоящее время, то, следовательно, он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

 Данный период составляет 0 лет 2 месяца 6 дней.

 Как следует из трудовой книжки, справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, истица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> на полную ставку.

 Работа в указанном учреждении и в указанной должности включена ответчиком в специальный стаж истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и им не оспаривается.

 В данный период работы ФИО1 направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

 Направление истицы на курсы повышения квалификации в спорный период и прохождение ей этих курсов подтверждается вышеуказанной справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Статьей 197 Трудового кодекса РФ закреплено право работников на повышение квалификации.

 В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

 Исходя из вышеуказанных норм закона, следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах, коль скоро период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы, то он подлежит включению в специальный стаж в таком же исчислении, что и время работы. Таким образом, период нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежит включению в специальный стаж, что составляет <данные изъяты>

 Довод ответчика о том, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат исключению из специального стажа, не может быть принят судом, поскольку указанное ответчиком постановление Правительства РФ таких норм не содержит, равно как и иные акты действующего законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения граждан.

 В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

 С учетом вышеуказанной нормы закона и периодов работы, которые, по мнению суда, подлежат зачету в специальный стаж истицы, на момент обращения за пенсией, ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 имела специальный педагогический стаж <данные изъяты>, что не дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Засчитать ФИО1 ФИО8 в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья О.В. Торговченкова

 Решение суда принято в окончательной форме 20.10.2014 года.