Дело № 2-7483/9 (13)
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации г.Екатеринбург 18 ноября 2013 года.
Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Трубчинского Ф.В., при секретаре судебного заседания Желтовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконными действия (бездействия) начальника отдела ЗАГС <адрес обезличен> об отказе в предоставлении информации,
У С Т А Н О В И Л:
ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с вышеуказанным заявлением в обоснование указал, что 11.03.2013 он обратился в отдел ЗАГС по <адрес обезличен> с заявлением о возможности оформления первичного свидетельства о рождении посредством почтовой связи. На указанное обращение начальником отдела ЗАГС <адрес обезличен> ФИО был дан ответ за <номер обезличен> от 04.04.2013 с содержанием которого не согласился заявитель и его оспаривает. Просит суд признать незаконными действия (бездействия) начальника отдела ЗАГС <адрес обезличен> ФИО об отказе в предоставлении информации открытого характера в тридцатидневный срок.
Определением суда от 24.10.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел ЗАГС <адрес обезличен>.
Заявитель ЗАЯВИТЕЛЬ о дате, времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом и в срок.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса).
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ).
Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
Заинтересованные лица начальник отдела ЗАГС <адрес обезличен>, отдел ЗАГС <адрес обезличен> и их представители в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменный отзыв за заявление в котором указали, что 19.03.2013 начальником ФКУ ИК <номер обезличен> ГУФСИН РФ по <адрес обезличен> в адрес отдела ЗАГС <адрес обезличен> было выслано заявление ЗАЯВИТЕЛЬ от 11.03.2013 о возможности оформления первичного свидетельства о рождении посредством почтовой связи. На основании ст. 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин должен указать суть заявления. В заявлении ЗАЯВИТЕЛЬ не указал в отношении кого необходимо оформить первичное свидетельство о рождении (своего новорожденного ребенка или себя), какие у него есть основания, данная информация необходима для получения полной консультации о порядке регистрации рождения (посредством почтовой связи или необходим заявительный характер). Так как первичное свидетельство о рождении выдается в удостоверение факта государственной регистрации рождения, 04.04.2013 отделом ЗАГС <адрес обезличен> ЗАЯВИТЕЛЬ был дан ответ в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 <номер обезличен> о порядке регистрации рождения в отношении ЗАЯВИТЕЛЬ (если рождение ЗАЯВИТЕЛЬ было не зарегистрировано в органах ЗАГС), где полностью указано, какие документы необходимы и кто может зарегистрировать рождение. Таким образом, в заявлении ЗАЯВИТЕЛЬ голословно указано, что начальником отдела ЗАГС <адрес обезличен> был дан письменный отказ в предоставлении информации об оформлении первичного свидетельства о рождении. Заявление ЗАЯВИТЕЛЬ было рассмотрено в установленные законом сроки и исполнено в том объеме, в котором было заявлено. Заявителем в нарушение ст. 256 ГПК РФ без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с данным заявлением. Просят в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Учитывая надлежащее извещение, положения ст.ст. 167, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу норм Федерального закона гражданин в своем письменном обращении излагает суть заявления (п.1 ст.7), поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что 19.03.2013 начальником ФКУ ИК <номер обезличен> ГУФСИН РФ по <адрес обезличен> в адрес отдела ЗАГС <адрес обезличен> было выслано заявление ЗАЯВИТЕЛЬ от 11.03.2013 о возможности оформления первичного свидетельства о рождении посредством почтовой связи.
Согласно представленному заявлению ФИО1 в нарушение п.1 ст.7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не было указал в отношении кого необходимо оформить первичное свидетельство о рождении (своего новорожденного ребенка или себя), какие у него есть основания, данная информация необходима для получения полной консультации о порядке регистрации рождения (посредством почтовой связи или необходим заявительный характер).
04.04.2013 отделом ЗАГС <адрес обезличен> ЗАЯВИТЕЛЬ был дан ответ за <номер обезличен> в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 <номер обезличен> о порядке регистрации рождения в отношении ЗАЯВИТЕЛЬ где полностью указано, какие документы необходимы и кто может зарегистрировать рождение с содержанием которого не согласился заявитель и его оспаривает.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из смысла указанных статей следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обращение ЗАЯВИТЕЛЬ было рассмотрено начальником отдела ЗАГС <адрес обезличен> ФИО по существу и в установленный действующим законодательством срок, права и интересы ЗАЯВИТЕЛЬ нарушены не были.
Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Частью 2 этой же статьи Кодекса, установлено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду, исходя из положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В этом же Постановлении Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении на гражданина обязанности или о привлечении его к ответственности, при этом обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе, а при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока, суду, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, следует отказывать в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как видно из заявления ФИО1, поданного в суд и представленных материалов, о нарушении своего права заявитель узнал 12.04.2013, когда получил ответ на заявление.
С заявлением об оспаривании действий начальника отдела <адрес обезличен> ЗАЯВИТЕЛЬ. обратился только 10.10.2013 согласно исходящей корреспонденции за <номер обезличен> от 09.10.2013, направив указанное заявление в суд по почте.
Каких-либо причин, объективно препятствующих заявителю обратиться за защитой нарушенных прав в срок установленный законом оспорить действия начальника отдела ЗАГС <адрес обезличен>, заявителем суду представлено не было.
Суд принимает решение по заявленным требованиям и представленным доказательствам.
Оснований для выхода за пределы заявленных требований не усматривается.
При указанных обстоятельствах суд находит заявление ЗАЯВИТЕЛЬ не подлежащим удовлетворению, в том числе и по основаниям пропуска срока на обращение в суд.
В соответствии со ст.ст. 90, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя, которому была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения суда, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконными действия (бездействия) начальника отдела ЗАГС <адрес обезличен> об отказе в предоставлении информации, отказать.
Взыскать с ЗАЯВИТЕЛЬ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Ф.В.Трубчинский