ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7484/2021 от 26.10.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0001-01-2021-007529-42

№ 2-7484/2021

Решение изготовлено в окончательной форме 26.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2021 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,

при секретаре судебного заседания Дробахиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1, ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2, действуя также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратились в суд с вышеуказанным иском Комитету по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга с требованиями о признании незаконным решение от 10.08.2021 об отказе в приватизации квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге, признании за истцами права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы проживают в спорной квартире, на основании договора социального найма № от 30.01.2017. Ранее истцы в бесплатной приватизации не участвовали, к истцам не предъявлялись требования об освобождении спорной квартиры, в связи с чем, ответчиком принято незаконное решение об отказе в приватизации.

В судебном заседании судом с согласия истцов произведена замена ненадлежащего ответчика Комитета по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга на ответчика – Администрацию г. Екатеринбурга.

Истцы ФИО1, ФИО2, являющаяся законным представителем несовершеннолетнего ФИО3, настаивали на исковых требованиях в полном объеме, доводы, изложенные в иске, поддержали.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга – ФИО4, действующая на основании доверенности от 09.12.2020, в судебном заседании исковые требования не признала.

Третьи лица – ФИО5, ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Третье лицо – ФИО7, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что спорное жилое помещение – муниципальная квартира № <адрес> в г. Екатеринбурге предоставлено истцу ФИО1, на основании договора социального найма жилого помещения № от 30.01.2017, а также членам семьи нанимателя: истцу ФИО2 (дочь), ФИО3 (внук), третьим лицам ФИО5 (жена), ФИО7 (сын).

Как следует из материалов дела, 11.06.2021 истцы ФИО1, ФИО11, третье лицо ФИО5 обратились в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о передаче в общую долевую собственность (по ? доле каждому) квартиру № <адрес> в г. Екатеринбурге.

10.08.2021 ответчик, рассмотрев данное заявление, отказал в предоставлении муниципальной услуги «Приватизация жилого помещения муниципального жилищного фонда» в отношении спорной квартиры, ссылаясь на положения ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п. 4 Административного регламента, указав, что ФИО5 ранее использовала право бесплатной приватизации.

Данное обстоятельство подтверждается договором передачи квартиры в собственность граждан от 12.12.2008, на основании которого квартира № <адрес> в г. Екатеринбурге, передана в общую долевую собственность ФИО5, ФИО8, ФИО6 по 1/3 доли за каждым.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1, ранее являлся нанимателем квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге, на основании ордера № от 24.12.1987, в который также в качестве членов его семьи были включены: ФИО9

Как ранее установлено, 12.12.2008 данное жилое помещение перешло в собственность ФИО12, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан.

28.02.2017 ФИО12 произвели отчуждение квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге, безвозмездно передав данное жилое помещение в муниципальную собственность, в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга «О предоставлении жилых помещений ветеранам боевых действий в Афганистане» № 101 от 27.01.2017.

Согласно данному Постановлению, истцу ФИО1 - ветерану боевых действий в республике Афганистан, предоставлена квартира, площадью 81, 2 кв.м., № <адрес> в г. Екатеринбурге на семью из семи человек: ФИО5, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО6, при условии передачи квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге в муниципальную собственность МО «г. Екатеринбург».

В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Также порядок передачи занимаемых гражданами приватизированных жилых помещений в собственность муниципального образования «г. Екатеринбург» предусмотрен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Передача занимаемых гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность», утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 2881 от 02.07.2012.

Согласно п. 14 настоящего Регламента, передача в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» жилого помещения подтверждается заключением договора социального найма, в который включаются бывшие собственники и совместно проживающие с ними члены семьи.

В соответствии с п. 27 настоящего Регламента, при предоставлении данной муниципальной услуги выполняются следующие административные процедуры:

1. прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

2. рассмотрение документов, проверка содержащихся в них сведений и принятие решения о приеме приватизированного жилого помещения в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" либо об отказе в приеме занимаемого гражданами приватизированного жилого помещения в собственность муниципального образования "город Екатеринбург";

3. заключение договора передачи приватизированного жилого помещения в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", государственная регистрация договора передачи;

4. выдача договора социального найма на жилое помещение, переданное в собственность муниципального образования "город Екатеринбург".

Кроме того, из формы заявления о приеме занимаемого гражданами приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность, являющейся приложением №1 к Административному регламенту, при обращении с таким заявлением, заявитель просит выдать договор социального найма на данное помещение.

С учетом вышеуказанных положений, при деприватизации жилого помещения, с гражданами, передавшими ранее приватизированное жилое помещение, должен быть заключен договор социального найма на данное помещение, что в данном случае не осуществлялось.

Таким образом, у ФИО5 на момент обращения с вышеуказанным заявлением 11.06.2021 отсутствовало право на участие в бесплатной приватизации жилого помещения, поскольку данное право было реализовано при заключении договора приватизации от 12.12.2008 квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге. При этом, поскольку деприватизации данного жилья не осуществлялось, у ФИО5 данное право вновь не возникло.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом, согласно ст. 11 настоящего Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Аналогичные положения изложены в п. 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилого помещения муниципального жилищного фонда», утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 N 2858 (ред. от 16.05.2019), которым руководствовался ответчик при рассмотрении заявления истцов и третьего лица ФИО5

Ранее установлено, что с заявлением о приватизации спорной квартиры обратились истцы, а также ФИО5, которая ранее использовала свое право на приватизацию жилого помещения. В данном заявлении заявители ФИО10, ФИО2, действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, просили передать им спорную квартиру в общую долевую собственность - по ? доле за каждым.

Наличие у истцов, на момент обращения с данным заявлением, права на участие в приватизации жилого помещения ответчиком не оспаривалось.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что отказывая истцам в предоставлении данной муниципальной услуги, ответчик не обладал полномочиями по самостоятельному определению размера доли в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение за иными заявителями, в данном случае, за истцами ФИО1, ФИО11

При таких обстоятельствах, решение Администрации г. Екатеринбурга об отказе ФИО10, ФИО11 в приватизации квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге является законным и обоснованным, в связи с чем, требования ФИО1, ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным от 10.08.2021 № 091-19/1942 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по приватизации квартиры № <адрес> в г. Екатеринбурге, не подлежат удовлетворению.

Суд принимает во внимание, что истцы ФИО1, ФИО11 не лишены права на повторное обращение с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры, при соблюдении вышеуказанных положений Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача занимаемых гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность», утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 2881 от 02.07.2012.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В данном случае передача спорной муниципальной квартиры в собственность граждан относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления Администрации г. Екатеринбурга.

В соответствии с действующим законодательством, право граждан на участие в приватизации жилых помещений носит заявительный характер.

Суд при вынесении решения не вправе подменять органы муниципальной власти и разрешать вопрос о принятии конкретного решения по данному вопросу, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлен факт нарушения прав истцов ФИО1, ФИО11 на участие в приватизации жилого помещения.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования ФИО1, ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации г. Екатеринбурга признании права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации также не подлежат удовлетворению.

Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 13,194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы или представления через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья