ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-748/15 от 28.05.2015 Североморского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-748/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2015 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Гамкало М.А.,

при секретаре Литвин В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть 56186 в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор – войсковая часть 56186 в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее по тексту – ОАО «РЭУ») о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В обоснование иска указал, что военной прокуратурой – войсковая часть 56186 проведена проверка исполнения должностными лицами филиала «Мурманский» ОАО «РЭУ» исполнения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на котельной инв. № 4, расположенной в военном городке № *** (далее по тексту Котельная № 4).

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1074-р установлено, что на срок действия государственных контрактов в ОАО «РЭУ» в установленном порядке подлежат передаче на праве безвозмездного пользования объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных организаций.

14.07.2011 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № *** со сроком действия с 01.07.2011 до 31.12.2012 на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.

В последующем, 01.11.2012 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № *** со сроком действия с 01.11.2012 по 30.08.2015 на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.

Пунктом 3.12 Устава ОАО «РЭУ» определено, что общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства, как на территории РФ, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ОАО «РЭУ» общество имеет филиалы, в том числе, с учетом изменений 04.06.2012 в Устав ОАО «РЭУ», филиал «Мурманский», расположенный по адресу: ***

Пунктом 3.13 Устава ОАО «РЭУ» установлено, что филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества.

В соответствии с п.4.1 Устава ОАО «РЭУ» Общество осуществляет как один из видов деятельности эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем, а также реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей.

На основании договора № 35 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны РФ, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением – войсковая часть 96143 (ныне – в/часть 77360-Щ) от 07.10.2011, ОАО «РЭУ» обязуется поддерживать техническое имущество котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей в исправном и надлежащем техническом состоянии, включая осуществление технического ремонта указанного имущества.

Во исполнение обязательств вышеназванного государственного контракта филиал «Мурманский» ОАО «РЭУ» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов имущественного комплекса Минобороны РФ, расположенных в п***, осуществляет эксплуатацию Котельной № 4 военного городка № 2.

В соответствии с приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ?С.

В ходе проведения проверки установлено, что котельная № 4 введена в строй в 1975 году и работает на жидком топливе Ф-5.

Котельная № 23 осуществляет подачу тепла и горячей воды на 4 объекта военного городка № 2. При этом на указанной котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ?С.

Таким образом, котельная № 4 относится к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федеральное закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа и принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

Согласно ч.1 ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Частью 2 данной статьи определено, что экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Вместе с тем, проверкой установлено, что экспертиза промышленной безопасности здания Котельной № 4 до настоящего времени не произведена, что подтверждается полученными в ходе прокурорской проверки документами – служебным письмом заместителя директора филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» от 20.02.2015, объяснением начальника котельной, паспортом котельной, государственными контрактами ***, ***, договором № ***, Уставом ОАО «РЭУ», приказом Министра обороны РФ от 25.05.2009 № 470.

Отсутствие экспертизы промышленной безопасности здания Котельной № 4, являющейся опасным производственным объектом, не только влияет на безопасные условия труда работников ОАО «РЭУ», их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и гражданских лиц, которые могут находиться рядом с названной дымовой трубой, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, так как длительный период времени котельная эксплуатировалась, а состояние здания указанной котельной в настоящее время неизвестно, что также создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории поднадзорной военной прокуратуре – войсковая часть 56186, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, просил обязать ОАО «РЭУ» в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной инв. № 4, расположенной в военном городке № 2 ***, и провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной инв. № 4, расположенной в военном городке № 2 ***.

В судебном заседании представитель истца Найда И.А. уточненные исковые требования поддержал, обосновал по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Дополнительно пояснил, что согласно п. 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральная службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

При этом экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Данные требования промышленной безопасности предусмотрены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116.

Так, согласно п. 408 указанных Правил при эксплуатации опасного производственного объекта, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасных производственных объектов и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности определяют в соответствии с требованиями, установленными Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538; Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также требованиями проектной документации на здания и сооружения производственных объектов и руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования под давлением.

Пунктом 410 вышеуказанных Правил установлено, что здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности:

а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

б) в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

в) после аварии на опасных производственных объектах, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

г) по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

д) при возникновении сверхнормативных деформаций здания, или сооружения.

Учитывая, что проверкой установлено отсутствие проектной документации на здание Котельной № 4, что в соответствии с требованиями промышленной безопасности, действующим на территории Российской Федерации, является основанием для обязательного проведения экспертизы промышленной безопасности, просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЭУ» и третьего лица филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» - Штефаненко В.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, представил отзыв на исковые требования, в котором указали, что пунктом 7 Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе:

- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

При этом экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

В соответствии с частями 1,2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в нем являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации.

Пунктом 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений установлено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Техническим регламентом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенных в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В сообщении от 20.01.2015 № 11-00-20/26 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору указала, что ч. 3 ст. 4 ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» не предусмотрено установление федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности обязательных требований к зданиям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» перечень таких стандартов и сводов правил вступает в силу с 01.07.2015.

В указанный перечень включен ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», которым регламентировано проведение обследований зданий силами специализированных организаций (согласно Закону о промышленной безопасности - экспертиз промышленной безопасности), требования к которым определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора, то есть Ростехнадзором.

При этом «Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями). РД 22-01-97» не являются обязательными к применению, поскольку данный документ не проходил государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован в соответствии с действующим законодательством.

Наряду с указанным, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.04.2014 № 173 был признан утратившим силу Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённый приказом Министерства природы России от 30.06.2009 № 195.

Исходя из изложенного, в настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах не требуется.

Таким образом, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной инв. № 4 в/г № 2 *** не представляется возможным, поскольку требования Технического регламента, как и ГОСТ 31937-2011, не распространяются на здания, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, то есть не распространяются на здание котельной, и, следовательно, необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности отсутствует.

Указали, что нормативно-технические документы, которые бы устанавливали требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в настоящее время отсутствуют. Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) не является обязательными к применению.

При этом требования о продлении срока безопасной эксплуатации зданий, которые являлись обязательными при проведении экспертизы промышленной безопасности зданий, в настоящее время отменены.

В связи с отсутствием обязательных требований промышленной безопасности к зданиям котельных, а так же иных требований, определяющих необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности, и в соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» заключение экспертизы промышленной безопасности будет являться заведомо ложным.

На основании изложенного, просили в удовлетворении исковых требований с учетом уточнений, отказать.

Представитель третьего лица - Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Варламов С.В., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, представил отзыв на исковые требования, в котором указал, что ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе:

- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Пунктом 408 указанных Правил определено, что при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасных производственных объектов и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 410 Правил здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности, в том числе, в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией, в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.

В предоставленном в материалах дела техническом паспорте котельной инв. № 4 в/г № 2, ***, отсутствуют сведения об установленных сроках эксплуатации здания котельной, следовательно, здание котельной подлежит экспертизе.

Порядок проведения экспертизы определен Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее по тексту – Правила проведения экспертизы).

В соответствии с п. 13 Правил проведения экспертизы, экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта предъявляемым к нему требованиям и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно п. 15 Правил проведения экспертизы, экспертизу проводит организация, имеющая лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Экспертная организация проводит экспертизу, основываясь на проектной, эксплуатационной документации объекта, действующих строительных нормах и правилах (СНиП), руководящих документах (РД), сводах правил (СП), методик, справочной литературы, в зависимости от характеристик и назначения объекта обследования (кирпич, бетон, железобетон и т.д.), с учетом необходимости полноты и всесторонности обследования.

На основании изложенного, полагал уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что 14.07.2011 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № *** со сроком действия с 01.07.2011 до 31.12.2012 на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.

В последующем, 01.11.2012 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № *** со сроком действия с 01.11.2012 по 30.08.2015 на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков МО РФ.

Пунктом 3.12 Устава ОАО «РЭУ» определено, что общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства как на территории РФ, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ОАО «РЭУ» общество имеет филиалы, в том числе, с учетом изменений 04.06.2012 в Устав ОАО «РЭУ», филиал «Мурманский», расположенный по адресу: ***

Пунктом 3.13 Устава ОАО «РЭУ» установлено, что филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества.

В соответствии с п.4.1 Устава ОАО «РЭУ» общество осуществляет как один из видов деятельности эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем, а также реализацию электрической, тепловой энергии и других энергоносителей.

На основании договора № 35 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны РФ, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением – войсковая часть 96143 (ныне – в/ч 77360-Щ) от 07.10.2011, ОАО «РЭУ» обязуется поддерживать техническое имущество котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей в исправном и надлежащем техническом состоянии, включая осуществление технического ремонта указанного имущества.

Во исполнение обязательств вышеназванного государственного контракта филиал «Мурманский» ОАО «РЭУ» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов имущественного комплекса Минобороны РФ, расположенных в ***, осуществляет эксплуатацию котельной № 4.

Котельная № 4, расположенная в ***, осуществляет подачу тепла и горячей воды на 4 объекта военного городка № 2. При этом на указанной котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 ?С.

Таким образом, котельная № 4 относится к категории опасных производственных объектов, при этом введена в строй в 1975 году и работает на жидком топливе Ф-5.

Вместе с тем, проверкой установлено, что экспертиза промышленной безопасности здания на котельной № 4 военного городка № 2 *** до настоящего времени не проведена, что подтверждается полученными в ходе прокурорской проверки документами.

Военный прокурор – войсковая часть 56186 просит обязать ответчика произвести действия, направленные на устранение установленных в ходе проведения проверки нарушений, выполнить требования законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Представитель ответчика ОАО «РЭУ» и третьего лица филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» возражает против заявленных требований, ссылаясь на то что, нормативно-технические документы, которые бы устанавливали требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в настоящее время отсутствуют, требования о продлении срока безопасной эксплуатации зданий, которые являлись обязательными при проведении экспертизы промышленной безопасности зданий, в настоящее время отменены.

Однако, суд не соглашается с возражениями ответчика, и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходит из положений ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в редакции от 31.12.2014) «О промышленной безопасности опасных объектов», согласно которым экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. При этом экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Кроме того, согласно п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе:

- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Пунктом 408 указанных Правил определено, что при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасных производственных объектов и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 410 Правил здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности, в том числе, в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией, в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.

Судом установлено, что в техническом паспорте котельной инв. № 4 в/г № 2 ***, отсутствуют сведения об установленных сроках эксплуатации здания котельной, следовательно, здание котельной подлежит экспертизе.

Порядок проведения экспертизы определен Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (далее по тексту – Правила проведения экспертизы).

В соответствии с п. 13 Правил проведения экспертизы, экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта предъявляемым к нему требованиям и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Согласно п. 15 Правил проведения экспертизы, экспертизу проводит организация, имеющая лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Экспертная организация проводит экспертизу, основываясь на проектной, эксплуатационной документации объекта, действующих строительных нормах и правилах (СНиП), руководящих документах (РД), сводах правил (СП), методик, справочной литературы, в зависимости от характеристик и назначения объекта обследования (кирпич, бетон, железобетон и т.д.), с учетом необходимости полноты и всесторонности обследования.

При этом, суд учитывает, что отсутствие экспертизы промышленной безопасности здания котельной № 4 военного городка № 2 ***, являющейся опасным производственным объектом в соответствии с приложением № 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов», не только влияет на безопасные условия труда работников ОАО «РЭУ», их жизнь и здоровье, жизнь и здоровье военнослужащих и гражданских лиц, которые могут находится рядом с названной дымовой трубой, но и создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий, так как длительный период времени после проведения последней экспертизы котельная эксплуатировалась, а состояние дымовой трубы в настоящее время неизвестно, что также создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории поднадзорной военной прокуратуре – войсковая часть 56186, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая позицию представителя истца, возражения представителя ответчика, принимая во внимание продолжительность отопительного сезона в Мурманской области, суд полагает возможным установить следующий срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной инв. № 4, расположенной в военном городке № 2 п***, и провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной № 4, расположенной в военном городке № 2 ***.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета, полагая возможным уменьшить ее размер в соответствии со ст.333.20 НК РФ с учетом материального положения ответчика, до *** руб.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора – войсковая часть 56186 - удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009, место нахождения – ***):

в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности здания котельной инв. № 4, расположенной в военном городке № 2 ***, и провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной № 4, расположенной в военном городке № 2 ***.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009, место нахождения – ***) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий М.А.Гамкало