Дело № 2-748/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Ширяева А.С.,
при секретаре Радченко Н.В.,
с участием:
истца Шмыревой Л.В.,
представителя истца Шмыревой Л.В. адвоката Калининой И.В.,
представителя ответчика Администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузовой С.А.,
представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК по доверенности Колягина Д.И.,
представителя третьего лица администрации Октябрьского района г. Ставрополя по доверенности Асратян К.О.,
представителя третьего лица комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя по доверенности Павловой З.В.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по СК по доверенности Момотова Н.А., Рулева П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шмыревой Людмилы Владимировны к администрации г. Ставрополя, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании ситуации чрезвычайной, установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими, признании права на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Шмырева Л.В. обратилась в суд с иском, в последующем уточненным, к администрации г. Ставрополя, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании ситуации чрезвычайной, установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими, признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указано, что Шмырева Л.В., является собственницей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>№ б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.06.2013 г.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 26.12.2014 г., следует, что, Шмырева Л.В., является собственницей дома (нежилое здание), расположенного по адресу: <адрес>№ б.
В связи с тем, что в мае месяце 2017 года выпало значительное количество осадков в виде продолжительных дождей на территории Ставропольского края, садовый дом, в котором постоянно проживала Шмырева Л.В., был разрушен в результате оползневых процессов.
Согласно акту комиссии обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате оползня, произошедшего с 19 мая на 20 мая 2017 года на территории ДНТ «Ягодка» в городе Ставрополе объект, расположенный на территории <адрес>, частично разрушен, в т. ч. несущие конструкции, а именно - фундамент в связи, с чем имеется высокая вероятность дальнейшего разрушения объекта.
В результате сложившейся ситуации, истец неоднократно обращалась в органы муниципалитета с просьбой ей помочь. Но на сегодняшний день, кроме того, что было предоставлено право временно проживать в гостинице «Эльбрус», в которой невозможно приготовить еду и постирать одежду, никакой помощи она не получила.
Из письма Администрации города Ставрополя № 01/3-11-1885 от 10.07.2017 г., следует, что по вопросу признания чрезвычайной ситуации сообщено, что по информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городе Ставрополе максимальное количество выпавших осадков в виде дождя (39 мм) зафиксировано 16.05.2017 г.
В соответствии с приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев, информации о чрезвычайных ситуациях» на которое ссылается Администрации города Ставрополя в своем письме, одним из критериев, учитывающих особенности источника ЧС опасного метеорологического явления, является очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) с количеством осадков - 50 мм и более за 12 часов и менее.
Из Постановления главы города Ставрополя № 10-п от 24.05.2017 г. следует, что в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, угрозой нарушения условий жизнедеятельности людей, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов в районе пересечения улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, был введен режим функционирования «Повышенная готовность» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 15 час. 00 мин. 24 мая 2017 года.
Из п. 1.1 Распоряжения Губернатора Ставропольского края № 344-р от 24.05.2017 года следует, что введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно указанному распоряжению необходимо было установить региональный уровень реагирования с целью прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, которая наступила в результате оползневых процессов.
Истец считает, что в результате того, что на территории, а именно город Ставрополь, пересечение улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка», не был объявлен режим «Чрезвычайная ситуация», а был объявлен режим «Повышенная готовность» были нарушены права истца, поскольку дом, в котором она проживала, разрушен полностью, а Администрация города Ставрополя лишает ее права на получение соответствующих выплат в связи, с тем, что указанный режим чрезвычайной ситуации объявлен не был.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К опасным природным явлениям относятся: землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия, дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п. «л» ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. «д» ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из подпункта "е" п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ следует, что при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Подпунктом "и" п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ установлено право органов местного самоуправления на введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В письме Администрации города Ставрополя установлено, что № 01/3- 11-1885 от 10.07.2017 г. администрацией Октябрьского района города Ставрополя определен пункт временного расселения граждан, пострадавших от оползневых процессов. Граждане переселены из района, подвергшегося опасному процессу смещения грунта, и были размещены в отдельных номерах гостиницы «Эльбрус». Было организовано 3-х разовое питание на базе МБОУ гимназия № 12 им. ФИО7, с 15 июня текущего года истец имела право получать бесплатное одноразовое питание в кафе «Надежда».
Определено место хранения личного имущества. Предоставлена возможность оказания помощи в виде вывоза имущества. Произведена отсыпка дорожного полотна для предоставления возможности беспрепятственного вывоза имущества пострадавших.
Из вышеуказанного следует, что чрезвычайная ситуация на территории города Ставрополя пересечение улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка», наступила, в результате которой, пострадало имущество истца, дом в котором она проживала, если бы у истца на праве собственности было другое имущество, то в гостинице «Эльбрус» с июня месяца не проживала бы, поскольку, условия для проживания в гостинице очень плохие.
Таким образом, вышеуказанное имущество истца утрачено вследствие чрезвычайной ситуации.
Вопреки сложившейся чрезвычайной ситуации и имеющей на то основание, органом местного самоуправления - Администрацией города Ставрополя режим чрезвычайной ситуации не введен.
Также считает необоснованным отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате наступившей чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18).
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561).
Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 г. Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. N 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.
Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент чрезвычайной ситуации следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. Другими словами, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
В постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" были внесены изменения. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213) редакция пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно названной норме государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным (абзацы второй, третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835, от 12 марта 2015 г. N 213 были внесены изменения также и в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно пунктам 7 и 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213) внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 данного порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке.
Таким образом, как следует из приведенных нормативных положений, на сегодняшний день подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Обращение гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в компетентный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением является условием начала этой процедуры, в рамках которой органом местного самоуправления по месту проживания граждан, лишившихся жилых помещений, после проверки сведений, указанных в заявлении, подготавливается список таких граждан. Этот список подтверждается и подписывается начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, затем проверяется и подписывается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется для согласования в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а затем в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления финансового обеспечения и последующего погашения государственных жилищных сертификатов.
В таком же порядке осуществляется включение в утвержденный список дополнительных граждан, а именно: с соблюдением установленной процедуры, то есть проверки наличия всех условий приобретения гражданами права на получение государственного жилищного сертификата и прохождения согласований, предусмотренных пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Также считает необоснованным отказ в предоставлении материальной помощи за утерянную собственность по основаниям, что по данным комитета труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя, истец проживает в гостинице «Эльбрус» с гражданским супругом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, пенсионером по возрасту, который зарегистрирован по адресу: <адрес><адрес>.
Право проживать в гостинице «Эльбрус» истцу предоставлено временно, а зарегистрирована она по другому адресу, в связи с тем, что законом не предусмотрена регистрации в садовом доме, расположенном на дачном земельном участке.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Поскольку регистрация в садовом доме не предусмотрена законодательством, истец не имела возможности, зарегистрироваться по адресу фактического проживания.
Принадлежащий истцу и разрушенный в результате оползневых процессов дом следует рассматривать как жилое помещение, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 апреля 2008 года №7-П.
Согласно главе 2 методических рекомендации МЧС России от 03.10.2014 года, по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В письме Администрации города Ставрополя № 01/3 - 11 - 1885 от 10.07.2017 г. указано, что взамен пострадавшего земельного участка в результате смещения грунта, предлагался обмен земельного участка по <адрес> на земельный участок № <адрес> <адрес> - 6. На указанное предложение, истец согласилась, но на сегодняшний день новый земельный участок так и не был предоставлен.
Также просит обратить внимание, что в связи со сложившейся ситуацией истец была вынуждена обратиться в экспертное учреждение с целью проведения строительно-технической экспертизы объекта недвижимого имущества: садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с целью определения технического состояния объекта капитального строительства и причинно-следственной связи обрушения конструктивных элементов.
Из технического заключения специалиста № 39/07/17Э от 14.07.2017 г., автономно некоммерческой организации «Экспертно - консультационное бюро» на основании проведенного исследования следует, что В результате проведенного технического обследования инструментальным и органолептическим методами, а также сопоставления данных с положениями ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», экспертом установлено, что объект исследования - садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии.
Конструктивные элементы объекта: стены, перекрытия, заполнения дверных проемов, отделка, электротехническое, санитарно-техническое оборудование, находятся в аварийном состоянии, восстановлению не подлежат.
Следовательно, причиной разрушения конструктивных элементов здания является воздействие атмосферных осадков (продолжительные дожди) произошла активизации оползневого процесса, произошло смещение слоя грунта. При сходе слоя грунта на образованный ниже котлован, образованный оползне, увеличивается нагрузка на основание прилегающего здания, в следствии чего произошла деформация и разрушение несущих конструкций здания. Тело оползня составляет более 1 миллиона м3, согласно таблицы 4.3 относиться к очень большой масштабности склонных процессов.
Объект исследования: садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>„ не соответствует нормативным требованиям строительно-технической документации (СП 14.13330.2011, СП 55.13330.2011, СП 70.13330.2012, СП 30.13330.2012), градостроительным правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам (СанПиН), требованиям норм пожарной безопасности (Федеральный закон № 123-Ф3 от 22.07.2008 г.), техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон № 384-ФЭ от 30.12.2009 г.), требованиям к жилым помещениям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (п. 10,13,16,20).
На основании проведенного технического обследования объекта недвижимости: садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, <адрес> можно сделать заключение, что исследуемый объект недвижимости не отвечает требованиям, предъявляемым к зданиям и сооружениям, является непригодным для нахождения и ремонту восстановлению не подлежит.
Итоговая величина стоимости объята исследования - садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с учетом округления, составляет: 2 027 600,00 рублей (без учета НДС- 18%).
Просит обстановку, возникшую в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба, признать чрезвычайной ситуацией.
Установить факт постоянного проживания Шмыревой Л.В., в доме, расположенном по адресу: <адрес>, и факт пригодности для постоянного проживания дома, расположенного по адресу: <адрес> до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, разрушенном в результате чрезвычайной ситуации.
Признать дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> непригодным для проживания в связи с его разрушением.
Признать Шмыреву Л.В., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации имевшей место быть в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов.
Обязать администрацию города Ставрополя включить Шмыреву Л.В. дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, гражданство: Россия, лишившуюся жилого помещения, общей площадью 98 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов, имевшей место быть в мае 2017 года на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
Признать за Шмыревой Л.В., дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, гражданство: Россия, право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов.
В судебном заседании истец Шмырева Л.М., представитель истца адвокат Калинина И.В., иск поддержали, просили его удовлетворить, дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявление, указав, что в связи с тем, что в мае месяце 2017 года выпало значительное количество осадков в виде продолжительных дождей на территории Ставропольского края, садовый дом, в котором постоянно проживала Шмырева Л.В., был разрушен в результате оползневых процессов. В соответствии с приказом МЧС России от 08.07.2004г № 329, установлены критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России. Пунктом 2.3. Приказа МЧС № 329 «Метеорологические явления» в качестве общих критериев ЧС указан, в числе прочего, подпункт 1 Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ. В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в мае 2017 года МРОТ составлял 7500 рублей. Из технического заключения специалиста № 39/07/17Э от 14.07.2017г. следует, что стоимость разрушенного дома истицы составила 2 027 600 рублей, что превышает 100 МРОТ, равные 750000 рублей. Таким образом, обстановка, возникшая в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, соответствует общим критериям ЧС в соответствии с Приказом МЧС № 329. Из письма МЧС России от 07.11.2017 года № 01/3-11-2289 (имеется в материалах дела) следует, что по информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в период с 15.05.2017г. по 26.05.2017г. в г. Ставрополе максимальное количество выпавших осадков в виде дождя (39мм) зафиксировано 16.05.2017г. Вместе с тем в указанной информации отсутствуют сведения о продолжительности данных осадков. МЧС России сделан вывод об отсутствии признаков ЧС по пункту 2.3. «Метеорологические явления» в виду несоответствия обстановки критериям, учитывающим особенности источника ЧС по пункту 2.3.2. Приказа МЧС № 329 - Количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее. Вместе с тем п. 2.3.3. Приказа МЧС № 329 Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) предусматривает критерий отнесения к ЧС Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее. Таким образом, полагают, что по данному критерию указанная обстановка может быть признана чрезвычайной ситуацией. Кроме того, указанная обстановка, возникшая в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, соответствует критериям ЧС, указанным в следующих пунктах Приказа МЧС № 329: 1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород, которым предусмотрен только общий критерий отнесения к ЧС Прямой материальный ущерб гражданам - 100 МРОТ; 2.2. Опасные геологические явления, подпункт 2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи, общий критерий отнесения к ЧС Прямой материальный ущерб гражданам - 100 МРОТ. При соответствии обстановки п. 1.6. и п.п 2.2.1. особенности явлений специального характера не предусмотрены. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения исковых требований о признании обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, чрезвычайной ситуацией
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузова С.А., просила суд дать надлежащую оценку заявленным требованиям.
В судебном заседании представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК по доверенности Колягин Д.И. исковые требования не признал, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, дал пояснения аналогичным в письменных возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Ставрополя по доверенности Асратян К.О. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя по доверенности Павлова З.В., в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представители третьего лица ГУ МЧС России по СК по доверенности Момотов Н.А., Рулев П.И. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Допрошенный в судебном заседании специалист-эксперт ФИО15 показал, что поддерживает данное им заключение № 39/07/17Э от 14.07.2017г., пояснить был ли дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес> пригодным для проживания до смещения слоя грунта, так как обследование им проводилось после схода слоя грунта, пояснить не может.
В судебном заседании свидетель ФИО16показал, что с Шмыревой он знаком, она его соседка, в доме она постоянно проживает. Когда он в 2014 году покупал дом в ДНТ Ягодка, она там уже проживала. Провела газоснабжение и водоснабжение. У неё был полноценный дом. В мае 2017 года произошел оползень, Шмырева и другие лица пострадали. Обрушился грунт, стенка дома потом и крыша. Дом провалился, и земельного участка больше нет. Он живет в метрах 10 от дома Шмыревой, видел, как она утром идет на работу, вечером возвращается. Она проживала с мужем, они вместе также ходили снег чистить. Маму её не видел.
В судебном заседании свидетель ФИО17 показал, что он имеет в ДНТ «Ягодка» дачный участок, где строит дом по соседству с Шмыревой. Она в 2013 году строила дом и в 2014 году въехала в него, у него с ней общий забор. Он её постоянно там видит. В 2017 году произошел оползень, и дом её рухнул, участка нет, обрыв подошёл и к его участку. Несколько дней шёл дождь, ливень. Она с мужем проживала, приезжала её мама поначалу, когда строили дом. Он видел, как рано утром она вставала, кормила собаку и уходила на работу, а вечером приходила с работы. Дома был у неё пару раз.
В судебном заседании свидетель ФИО18 показала, что знакома с Шмыревой Л.В., видела, как она в 2014 году она строила дом. Регулярно её видела на участке, они также вместе ездили на работу. Она постоянно Шмыреву Л.В. видела на участке. Была снежная зима, и в мае 2017 года прошли сильные дожди. Её дом стал первым рушиться, обвалились стены, стояла одна крыша. Месяц назад она приходила на участок, с 25.05.2017 года туда невозможно добраться, поскольку всё в рытвинах и обрывах. Ее дом также обрушился, ее поселили в гостинице «Эльбрус».
В судебном заседании свидетель ФИО19 показала, что она знакома с Шмыревой Л.В., проходила всегда мимо её участка к себе. Каждый день ходила на работу. Они возвели красивый дом, огородик. Ее собака находилась у них на попечительстве. Она приходила на дачу, Шмырева Л.В. всегда в огороде, они с ней беседовали. Она проживала на даче два года и постоянного её там видела. Дома у неё она не была. Видела, что дома имеется свет, висели занавески, дом был шикарный, был сад, деревья. В мае в 2017 году произошел оползень. Присутствует географический фактор - это оползневая зона, и там нельзя было давать участки. Она наблюдала как пошел оползень, дом наклонился, потом ушел в обрыв, дом оказался в низине.
В судебном заседании свидетель ФИО20 показала, что она знает Шмыреву Л.В., она построила дом в ДНТ «Ягодка» и там проживала круглогодично. Она тоже там проживала более 10 лет. После ливневых дождей пошли оползневые процессы и дом Шмыревой Л.В. упал в яму, дом и участок разрушились полностью. Из разговора с ней ей известно, что этот дом был единственным её жильём, что много было в него вложено, остались долги за строительство. Маму её она не видела.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания специалиста, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Из материалов дела следует, что нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании постановления главы администрации Октябрьского района г. Ставрополя СК № 103 от 08.05.2013г., декларации об объекте недвижимого имущества от 19.12.2014г. принадлежат Шмыревой Л.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением главы г. Ставрополя Ставропольского края от 24.05.2017г. № 10-п о введении на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Повышенной готовности» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация, в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, угрозой нарушения условий жизнедеятельности людей, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизации оползневых процессов в районе пересечения улиц С. Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, введено на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Повышенной готовности» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация с 15 час. 00мин 24.05.2017 года.
Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате оползня, произошедшего с 19 мая на 20 мая 2017 года на территории ДНТ «Ягодка» в городе Ставрополе объект, расположенный на территории <адрес>, частично разрушен, в том числе несущие конструкции, а именно - фундамент в связи, с чем имеется высокая вероятность дальнейшего разрушения объекта.
Из технического заключения специалиста № 39/07/17Э от 14.07.2017 г., автономно некоммерческой организации «Экспертно - консультационное бюро» на основании проведенного исследования следует, что в результате проведенного технического обследования инструментальным и органолептическим методами, а также сопоставления данных с положениями ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», экспертом установлено, что объект исследования - садовый дом общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии. Конструктивные элементы объекта: стены, перекрытия, заполнения дверных проемов, отделка, электротехническое, санитарно-техническое оборудование, находятся в аварийном состоянии, восстановлению не подлежат.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что в результате того, что на территории, а именно город Ставрополь, пересечение улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка», не был объявлен режим «Чрезвычайная ситуация», а был объявлен режим «Повышенная готовность» были нарушены права истца, поскольку дом, в котором она проживала, разрушен полностью.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 1 названного закона под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329, одним из критериев, учитывающих особенности источника чрезвычайной ситуации является очень сильный дождь - с количеством осадков - 50 мм и более за 12 часов и менее.
Согласно информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды максимальное количество осадков в городе Ставрополе (в период времени с 15 по 26 мая 2017 года) в виде дождя зафиксировано за сутки 16 мая 2017 года - 39 мм.
В связи с чем, оснований для ведения на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» не имелось.
Из материалов дела следует, что по факту вышеуказанного события на территории г. Ставрополя режим чрезвычайной ситуации не вводился.
Постановление главы г. Ставрополя Ставропольского края от 24.05.2017 года № 10-п о введении на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Повышенной готовности» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация никем не оспорено и в установленном порядке незаконным не признано.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истцы о признании обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба, чрезвычайной ситуацией, признании Шмыреву Л.В., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации имевшей место быть в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес> б, возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение установлено ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 1 Закона РФ "О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
В судебном заседании установлено, что в указанном доме (нежилом здании) по адресу: <адрес> проживали Шмырева Л.В., ФИО2, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО16,. ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 Однако, в указанном доме (нежилом здании) Шмырева Л.В. и ФИО2 зарегистрированы не были.
Таким образом, требования истца об установлении факта постоянного проживания Шмыревой Людмилы Владимировны, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, противоречит конституционному принципу равенства, нарушает этот принцип, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, что противоречит Конституции РФ.
Запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает граждан регистрироваться не по месту фактического проживания, либо лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной цели института регистрации - информация гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства, что было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации (ст. 27 часть 1 и ст. 55 часть 3).
При этом Конституционный Суд РФ указал, что собственникам земельных участков относящихся к землям сельскохозяйственного назначения следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод. В связи с чем, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Понятие жилого помещения содержится в ст. 15 Жилищного кодекса РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым и жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилым домом является индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Требования, предъявляемые к жилому помещению, приведены в разделе 2 Положения. В частности: жилое помещение должно отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства.
Проанализировав действующее законодательство, а также представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что принадлежащее заявителю строение являлось недвижимым имуществом, так как имело прочную связь с землей, но не являлось пригодным для постоянного проживания граждан, поскольку стороной истца не представлено доказательств о том, что данный дом в полной мере отвечал требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям.
Таким образом, требования об установлении факта пригодности для постоянного проживания дома, расположенного по адресу: <адрес>, до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, разрушенном в результате чрезвычайной ситуации, признании дома общей площадью 98,0 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> непригодным для проживания в связи с его разрушением, удовлетворению не подлежат.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 18 того же Федерального закона граждане Российской Федерации в числе иных имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 07.06.1995 г. Правительством РФ издано Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
В соответствии с п. 2 данного Постановления признано необходимым выпустить государственный жилищный сертификат для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Государственный жилищный сертификат выдается гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали.
Право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для признания права на получение государственного жилищного сертификата.
Разрешая спор, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании администрации города Ставрополя включить Шмыреву Л.В. в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, признании за Шмыревой Л.В., право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», 3 б, вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку в ходе судебного заседания было установлено, что истица в спорном доме (нежилом здании) на момент возникновения оползневых процессов на регистрационном учете по месту жительства не состояла.
Ссылка истца на постоянное проживание в спорном нежилом здании на момент оползневых процессов на территории г. Ставрополя в результате большого выпадения осадков в мае 2017года, основанием для удовлетворения требований об обязании администрации города Ставрополя включить Шмыреву Л.В. в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, признании за Шмыревой Л.В., право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации не является, поскольку определяющего значения для разрешения настоящего спора оно не имеет, поскольку для включения истца в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, требуется не только проживание, но и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении, что в случае истца, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шмыревой Людмилы Владимировны к администрации г. Ставрополя, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании ситуации чрезвычайной, установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими, признании права на получение государственного жилищного сертификата -удовлетворить частично.
В удовлетворении требований о признании обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба, чрезвычайной ситуацией – отказать.
Установить факт постоянного проживания Шмыревой Людмилы Владимировны, в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требования об установлении факта пригодности для постоянного проживания дома, расположенного по адресу: <адрес>, до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, разрушенном в результате чрезвычайной ситуации – отказать.
В удовлетворении требования о признании дома общей площадью 98,0 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> непригодным для проживания в связи с его разрушением – отказать.
В удовлетворении требования о признании Шмыреву Людмилу Владимировну, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации имевшей место быть в период времени с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г., на территории <адрес>, возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов – отказать.
В удовлетворении требования об обязании администрации города Ставрополя включить Шмыреву Людмилу Владимировну дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, гражданство: Россия, лишившуюся жилого помещения, общей площадью 98 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов, имевшей место быть в мае 2017 года на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, в список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов – отказать.
В удовлетворении требования о признании за Шмыревой Людмилой Владимировной, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, гражданство: Россия, право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 на территории дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2018г.
Судья подпись А.С. Ширяев