ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-749 от 30.05.2013 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

  Дело № 2-749

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 мая 2013 года г. Кингисепп

 Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

 председательствующего судьи Штурмановой Н.В.,

 при секретаре ФИО3,

 с участием представителя заявителя – ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения должностного лица,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД № в регистрации транспортного средства, и обязании МРЭО ГИБДД № осуществить перерегистрацию автомобиля ФИО6 на имя ФИО1.

 Указал, что 20 февраля 2013 года по договору купли-продажи приобрел автомобиль ФИО7, государственный регистрационный знак <***>, состоящий на регистрационном учете в МРЭО ГИБДД № <адрес>. 26 февраля 2013 года заявитель обратился с заявлением в МРЭО ГИБДД № с целью перерегистрации автомобиля на его (ФИО1) имя, с сохранением государственных регистрационных номеров от прежнего собственника. Первоначально заявление было принято, была проставлена отметка – «перерегистрировать собственника, с сохранением ГНЗ, заменить СОР». Однако процедура перерегистрации была приостановлена, а копии документов были взяты для проведения проверки. 07 марта 2013 года заявителем был получен отказ МРЭО ГИБДД № от 28 февраля 2013 года в регистрации транспортного средства. Мотивируя, отказ по изменению регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства должностное лицо МРЭО ГИБДД № ссылается на ненормативные разъяснения и нормативные акты, регламентирующие порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Указанный порядок применяется при рассмотрении заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, которое заявитель (ФИО1) не подавал. Полагает данные действия незаконными, нарушающими его права собственника указанного автомобиля. Просит признать отказ МРЭО ГИБДД № в перерегистрации автомобиля ФИО8 незаконным, и обязать МРЭО ГИБДД № осуществить перерегистрацию автомобиля Фольксваген Джетта, VIN: <***>, на имя ФИО1.

 В ходе судебного заседания, на основании заявления ФИО1 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - МРЭО № на надлежащее заинтересованное лицо – Управление ГИБДД Главного Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УГИБДД ГУ МВД России по СПб и ЛО).

 В судебном заседании заявитель поддержал требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица - Управление ГИБДД Главного Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УГИБДД ГУ МВД России по СПб и ЛО), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.

 Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности(ст.255 ГПК РФ).

 В соответствии с п.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Согласно п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Федеральным закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской федерации, установил регистрацию транспортных средств.

 В силу п.3 ст.15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

 Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

 Указом Президента РФ от 15.06.1998г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

 В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 указанного Положения органы ГИБДД имеют право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов.

 В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008г. утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила).

 В соответствии с п.51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок.

 При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

 В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

 В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

 В ходе судебного заседания установлено, что 20 февраля 2013 года ФИО1 на основании договора купли - продажи транспортного средства приобрел у ФИО4 автомобиль ФИО9 года выпуска (л.д.13). Согласно, п.2 договора купли – продажи, автомобиль, отчуждаемый по данному договору, принадлежит Продавцу на праве собственности, что подтверждается паспортом транспортного средства <адрес>, выданным 23 мая 22012 года МРЭО И ТОА ГИБДД № 11. Автомобиль не снят с регистрационного учета и передается Покупателю с государственными регистрационными знаками <***> (л.д.13).

 В соответствии с п. 24, 36 Приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"), регистрация конкретного транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом. Для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты; документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений; документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины. По желанию, собственники (владельцы) транспортных средств представляют вместе с оригиналами копии документов, удостоверяющих полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий, право собственности на транспортные средства или номерные агрегаты. В этом случае оригиналы указанных документов возвращаются заявителям, а их копии, заверенные подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения, приобщаются к материалам, послужившим основанием для производства регистрационных действий. Факт получения оригиналов документов удостоверяется соответствующей записью и подписью заявителя на указанных копиях.

 26 февраля 2013 года ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД № с заявлением о перерегистрации автомобиля ФИО10 на его (ФИО1) имя, с сохранением гос.номеров от прежнего собственника, и представлением необходимых документов (л.д.12 оборот).

 26 февраля 2013 года указанные документы от ФИО1 должностным лицом МРЭО ГИБДД № были приняты, произведен осмотр автомобиля, по результатам которого на заявлении проставлена отметка должностного лица – «перерегистрировать собственника, с сохранением ГНЗ, заменить СОР» (л.д.12).

 В соответствии с п. 86 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"), в паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "Особые отметки". Изменение регистрационных данных транспортных средств производится при отсутствии запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 49, 55, 74, 75 Правил, а также при условии выполнения требований, установленных пунктом 81 Правил.


В првоначальном паспорте транспортного средства <адрес> имеется запись в графе особые отметки от 16 мая 2002 года, о том, что номер двигателя уничтожен коррозией, акт эксперта от 14 мая 2002 года (л.д.17 оборот). Указанное обстоятельство также отражено в свидетельство о регистрации транспортного средства прежнего владельца (ФИО4) (л.д.16). 23 мая 2012 года на имя ФИО4 выдан дубликат паспорта транспортного средства <адрес> (л.д.16).

 В соответствии с п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО2", согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств"). Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями.


Таким образом, при отсутствии сведений о розыске транспортного средства, экспертного заключения о том, что транспортное средство собрано из разных автомобилей, а также сведений о поддельности паспорта транспортного средства или незаконности ранее произведенной замены номерных агрегатов, оснований для отказа в перерегистрации автомобиля не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление ФИО1 об оспаривании решения должностного лица - удовлетворить.

 Признать отказ МРЭО ГИБДД № в перерегистрации автомобиля №, на имя ФИО1, незаконным.

 Обязать МРЭО ГИБДД № произвести перерегистрацию автомобиля №, на имя ФИО1

 Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

 Судья: