Дело № 2-7490/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 16 октября 2019 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Е.А. Савченко
при секретаре А.С. Чабас
представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Новачука И.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании провести оценку уязвимости моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789),
УСТАНОВИЛ:
Тындинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании провести оценку уязвимости моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789).
Свои требования истец мотивировал тем, что Тындинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе находящихся на балансе Тындинской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД». На объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), мост через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789), которому присвоена 2 категория, до настоящего времени оценка уязвимости не проведена.
Обеспечение безопасности объекта транспортной инфраструктуры является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры. Несоблюдение вышеуказанных требований Закона влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае пострадать могут граждане, находящиеся на территории железнодорожной станции, работники ОАО «РЖД», круг которых меняется (увольнение и прием), в связи с чем, меняется их число и состав. Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку уязвимости моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789) Тындинского территориального управления Дальневосточной железной дороги – филиала ОА «РЖД».
В судебное заседание истец не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, а также нарочно, о чем имеется расписка, публично путем размещения информации на сайте суда. О рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» исковые требования не признал. Как следует из пояснений в ходе судебного разбирательства и возражений на иск, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Между ОАО «РЖД» и ООО «Башкирская Транспортная Копания» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789). Просит суд установить срок для проведения работ 12 месяцев.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет, что транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 2 от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности является, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры, как это определено в п. 9 ч. 1 названного Федерального закона, признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Во исполнение п. 1 ст. 9 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России № 87 от 12.04.2010.
Пункт 2 названного Порядка определяет, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.При этом оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя, что предусмотрено п. 4 Порядка.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
И как установлено п. 3 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 года № 87, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования) (подп. 3.1.); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства (подп. 3.1.2); изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя) (подп. 3.1.3.); определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (подп. 3.1.4.); Как предусмотрено п. 6 Порядка, результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении.
Как установлено судом и материалами дела, Тындинской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки транспортной инфраструктуры мост через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789) Тындинского территориального управления Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД» выявлены нарушения федерального законодательства о транспортной безопасности.
Согласно перечню объектов транспортной инфраструктуры, внесенных в реестр категорированных объектов, 12.10.2018 объекту транспортной инфраструктуры присвоена 2 категория.
Судом установлено, что между ОАО «РЖД» и ООО «Башкирская Транспортная Копания» договор № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789). Однако до настоящего времени оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не проведена и не утверждена.
При таких обстоятельствах, требования Тындинского транспортного прокурора, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Тындинский транспортный прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина при обращении в суд с указанным исковым заявлением истцом не оплачивалась.
В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что прокурор в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, при удовлетворении его исковых требований неимущественного характера с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета, поскольку согласно ст.ст.61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), зачисляется в доход местных бюджетов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тындинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании провести оценку уязвимости моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789) удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку уязвимости объекта моста через реку Нора на 2911 км. перегона Дугда-Нора (ЖМН 602789) Тындинского территориального управления Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 21 октября 2019 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Е.А. Савченко