ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7493/19 от 25.02.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0-96

Дело 25 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити» об обязании предоставить журнал аварийных заявок, взыскании компенсации морального вреда,

РЕШИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити» об обязании предоставить для ознакомления журнал учета заявок в отношении <адрес> в <адрес>, а также внесенными в журнал учета заявок записями за период с августа 2017г. по апрель 2019г. В обоснование требований ссылается на ТОО, что он является собственником <адрес> в <адрес>. Управление данным домом осуществляет ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити». ДД.ММ.ГГГГ через систему ГИС ЖКХ им был направлен запрос о предоставлении возможности ознакомления с журналом учета заявок в отношении <адрес> в <адрес>, а также внесенными в журнал учета заявок записями за период с августа 2017г. по апрель 2019г., на который ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ.

Истец ФИО3 в судебное заседание после перерыва не явился, в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, управляющая компания предоставляет собственникам и пользователям жилых помещений в жилом доме сведения в соответствии со Стандартом раскрытия информации, наличие у ФИО1 статуса собственника (правообладателя) помещения не наделяет его правом истребования документов (в том числе журнала), не предусмотренных Стандартом раскрытия информации. Также представитель ответчика указал, что в журнале учета заявок содержится информация, касающаяся физических лиц, относящаяся к категории «персональных данных», разрешения на распространения которой они не давали. Пояснил, что управляющая компания не отказывала ФИО1 в предоставлении возможности ознакомиться с журналом учета заявок, но в части информации, касающейся непосредственно его заявок.

Выслушав участников процесса, исследовав все добытые по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>. Управляющей компанией данного многоквартирного дома является ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити».

На обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении для ознакомления журнала учета заявок в отношении <адрес> в <адрес> и внесенными в него записями за период с августа 2017г. по апрель 2019г. в ответе от ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания сообщила, что размещает информацию на официальном сайте в сети Интернет в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Стандартом раскрытия информации, указаны электронные адреса официального сайта в сети интернет, на котором размещена вся необходимая информация. Также указано, что предоставление иных документов, не предусмотренных Стандартом раскрытия информации запрашиваемых собственниками (правообладателями) или их представителями освобождает управляющую компанию от обязанностей ее выполнения, а наличие у истца статуса собственника (правообладателя) помещения не наделяет его правом истребования документов, п не предусмотренных Стандартом раскрытия информации.

Согласно ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за , являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Согласно пункту 2.2.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ ДД.ММ.ГГГГ объединенные диспетчерские службы (ОДС) должны вести в специальных журналах учет заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения (приложение ).

В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ ДД.ММ.ГГГГ заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.

Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», пунктом 2.7.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ ДД.ММ.ГГГГ установлено, что одной из основных функций ОДС является прием и выполнение работ по заявкам населения. Прием заявок осуществляется при непосредственном общении с жильцами по телефону, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах зданий и кабинах лифтов. Регистрация заявок населения и контроль за выполнением работ осуществляется с помощью журнала заявок населения или путем автоматизированной системы учета.

Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.

Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.

Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца в управляющую компанию).

Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (п. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца в управляющую компанию).

Требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Стандарт). Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Виды информации, которую товарищество собственников жилья обязано раскрывать, предусмотрены пунктом 3, а способы ее раскрытия - пунктом 5 Стандарта.

Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

При этом пункт 17 Стандарта, предусматривавший возможность раскрытия информации на основании письменного запроса и запроса в электронном виде, а также пункт 21 Стандарта, согласно которому предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе, утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент обращения истца с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении информации, содержащейся в журнале учета заявок, положения пунктов 17, 21 Стандарта утратили силу.

Согласно п. 6 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

С учетом вышеприведенных положений Стандарта, а также положений ст. 161 Жилищного кодекса РФ, суду следует установить, исполнила ли управляющая компания возложенную на него обязанность по раскрытию информации в объеме и способами, предусмотренными действовавшим на момент возникновения спорных отношений законодательством.

Такая обязанность управляющей компанией исполнена. Сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации, в том числе отчет о выполнении перечня работ и услуг в отношении многоквартирного дома, по состоянию на апрель 2019г. в установленном законом порядке опубликованы на сайте управляющей компании, официальном сайте «Реформы ЖКХ», сайте «ГИС ЖКХ».

С ДД.ММ.ГГГГг. в обязанность управляющей компании не входит предоставление информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по письменному запросу или электронному запросу собственников жилого дома. Данная информация публикуется в установленном порядке. Доводы истца о том, что при личном обращении в управляющую компанию ему было отказано в ознакомлении с журналом учета заявок, суд находит несостоятельными, поскольку не представлено доказательств данному обстоятельству. Таким образом, суд не усматривает в действиях управляющей компании нарушений прав истца, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити» об обязании предоставить журнал аварийных заявок, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья Е.В. Гусева

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ