ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7493/20 от 26.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2-895/2021

56RS0018-01-2020-010109-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года город Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Кириченко А.Д.,

при секретаре Шушеровой А.С.,

с участием представителя истца Крылова Д.Н., представителей ответчика Овчинникова А.В. и Яковлева В.И., представителя третьего лица ООО «Триумф» Воробьевского А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

истец Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в котором указал, что основным видом деятельности ООО «Сладковско – Заречное» являются добыча сырой нефти, нефтяного (попутного) газа.

В указанных целях общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов на территориях ... лицензионных участков (месторождений) в соответствии с лицензиями на право пользования недрами.

В ходе проверки деятельности ООО «Сладковско – Заречное» на указанных месторождениях Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, о промышленной безопасности, в результате которых в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества.

С учетом частичного отказа от исковых требований и прекращением производства по делу в этой части (определением суда от ...) и уточнений исковых требований истец просит суд:

обязать ООО «Сладковско-Заречное» в срок не позднее ...:

- актуализировать сведения о скважинах N... месторождения, N... месторождения, N... месторождения, «Система межпромысловых (промысловых) трубопроводов» по указанным месторождениям;

- привести в соответствие согласно ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 техническое состояние резервуаров (...).

- в срок не позднее ... на пункте налива нефти ...» перейти на технологию «нижнего» налива нефти в автоцистерны;

- в срок не позднее ...:

-разработать и направить на согласование в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

-обеспечить прекращения эксплуатации всех пунктов налива нефти расположенных на ... лицензионном участке.

В судебном заседании представитель истца Крылов Д.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика Овчинников А.В. и Яковлев В.И., действующие на основании доверенностей, возражали против исковых требований в части возложения на ответчика обязанности обеспечить прекращение эксплуатации всех пунктов налива нефти, расположенных на Кошкинском лицензионном участке, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств того, что данная деятельность наносит вред и является угрожающей. Деятельность осуществляется на основании лицензии, признаков нарушений природоохранного законодательства по результатам проверок не выявлено. В остальной части исковые требования с учетом уточнений признали.

Представитель третьего лица ООО «Триумф» Воробьевский А.С., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в части прекращения эксплуатации всех пунктов налива нефти, расположенных на ... лицензионном участке, пояснив, что ООО «Триумф» является арендатором земельных участков и нефтяного оборудования, с целью очистки оборудования установлены блоки нейтрализации, нейтрализующее сероводород.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, о промышленной безопасности в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное».

Установлено, что основным видом деятельности общества является добыча сырой нефти, нефтяного (попутного газа).

В указанных целях общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов на территориях ... лицензионных участков в соответствии с лицензиями – ... от ... на право пользования недрами с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах ... участка сроком до ..., ... от ... на право пользования недрами с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах ... участка сроком до ..., ... от ... на право пользования недрами с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах ... участка сроком до ....

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

На основании ч. ч. 1 и 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Законодательство относит к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС), объекты капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Постановка на государственный учет объектов НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по месту осуществления негативного воздействия в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Поверкой установлено, что ООО «Сладковско-Заречное» на лицензионных участках эксплуатируются следующие скважины - ...N, ...N в том числе добыча углеводородного сырья с октября ... года по настоящее время.

В результате эксплуатации данных источников в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества.

В ходе проверки установлено, что на момент проверки в нарушение требований пунктов 2, 5 статьи 2, пункта 1 статьи 6, пунктов 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 534 (далее- Правила) :

- сведения о скважинах N... месторождения, N... месторождения не внесены для регистрации в реестр опасных производственных объектов (актуализация сведений не осуществлена);

- резервуары гидравлические (...) входящие в состав технологической схемы подготовки нефти не оборудованы согласно Правилам (отсутствуют дыхательные клапана, люки, смотровые окна, лестницы и т.д.);

Далее, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды,

В соответствии с «Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подлежащих нормированию. Разработанные мероприятия аправляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 г. № 263-п «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области», утвержден «Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области».

Согласно пункту 8 «Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области» юридические лица, имеющие источники выбросов, должны согласовывать разработанные мероприятия в периоды НМУ с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Проверкой установлено, что согласно проектов нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ разработанных для ... месторождений проведены исследования расчетов рассеивания вредных (загрязняющих) веществ. Согласно которым, расчетные приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории промышленной площадки превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при их увеличении на ...%-...% (с учетом групп суммации).

Вместе с тем, ООО «Сладковско-Заречное» деятельность по добыче углеводородного сырья осуществляется без разработанных мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Помимо указанного, в соответствии со ст. ст. 1, 15, 16, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды. Недопустимо загрязнение атмосферного воздуха в концентрациях вредных веществ превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. В целях предупреждения такого воздействия, Правительством Российской Федерации, установлены обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Проведенной проверкой установлено, что обществом в производственных целях эксплуатируется пункт налива нефти «...», неотъемлемой частью технологической схемы которого, являются восемь автоматических систем налива предназначенных для налива нефти в автоцистерны с целью дальнейшей транспортировки потребителю. Налив нефти на указанных автоматических системах налива в настоящее время осуществляется «верхним» способом, то есть через горловину автоцистерны. На нефтеналивной площадке выбросы паров углеводородов производятся в процессе наполнения автомобильных цистерн через открытые люки за счет вытеснения из внутреннего объема паровоздушной смеси. В составе выбросов присутствуют следующие компоненты - ... (2 класс опасности – высокоопасные вещества) и другие. Вместе с тем, при «нижнем» наливе нефть поступает в автоцистерну герметично и рециркуляция (возврат) паров в систему осуществляется эффективнее и может достигать ...%.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства нарушает интересы РФ как собственника природных ресурсов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Наличие указанных нарушений природоохранного законодательства и их неустранение подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства, подтверждающие обоснованность требований истца в изложенной выше части исковых требований, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика относительно исковых требований в этой части, суд приходит к выводу об удовлетворении следующих требований истца:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное»:

- в срок до ... актуализировать сведения о скважинах N..., N..., N..., «Система межпромысловых (промысловых) трубопроводов» по указанным месторождениям, предоставив соответствующую информацию в Южно-Уральское межрегиональное управление Роспироднадзора,

- привести техническое состояние резервуаров ...) в соответствие с Федеральными норами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 534,

- в срок до ... на пункте налива нефти «Луговое» перейти на технологию «нижнего» налива нефти в автоцистерны;

- в срок не позднее ... разработать и направить на согласование в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Вместе с тем суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности обеспечить прекращение эксплуатации всех пунктов налива нефти, расположенных на Кошинском лицензионном участке по следующим мотивам.

Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать возможность причинения вреда, вину ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающую опасность причинения вреда.

Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на лице, обратившемся в суд, однако истцом не представлено надлежащих допустимых доказательств опасности как таковой в настоящее время от эксплуатации ответчиком всех пунктов налива нефти, расположенных на ... лицензионном участке, и вероятности причинения вреда от такой деятельности в будущем.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное»:

- в срок до ... актуализировать сведения о скважинах N..., N..., N..., «Система межпромысловых (промысловых) трубопроводов» по указанным месторождениям, предоставив соответствующую информацию в Южно-Уральское межрегиональное управление Роспироднадзора,

- привести техническое состояние резервуаров (...) в соответствие с Федеральными норами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 534,

- в срок до ... на пункте налива нефти «...» перейти на технологию «нижнего» налива нефти в автоцистерны;

- в срок не позднее ... разработать и направить на согласование в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В удовлетворении исковые требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Сладковско-Заречное» о возложении обязанности обеспечить прекращение эксплуатации всех пунктов налива нефти, расположенных на Кошинском лицензионном участке, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 02.02.2021 г.

Судья: подпись. Кириченко А.Д.