Дело № 2-749/13
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
город Светлогорск 26 августа 2013 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Светлогорского межрайонного прокурора, ФИО6 <ФИО>13, ФИО4 <ФИО>14 об оспаривании решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 августа 2013 года № 82,
У С Т А Н О В И Л:
Светлогорский межрайонный прокурор, а также депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» ФИО6 <ФИО>15 и Перевозчиков <ФИО>16 обратились в суд с названными заявлениями.
В заявлении Светлогорского межрайонного прокурора указывается, что в соответствии с уставом муниципального образования и решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 23 июля 2013 года № 75 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» было назначено проведение указанного конкурса 03.09.2013 г. и назначены члены конкурсной комиссии. За данное решение проголосовало 10 депутатов и один воздержался, а на заседании окружного Совета депутатов присутствовали все депутаты. Однако, решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 26.07.2013 г. № 76 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов № 75 от 23.07.2013 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» были внесены изменения в состав конкурсной комиссии. Считает, что решение окружного Совета депутатов от 26 июля 2013 г. № 76 являлось незаконным, поскольку проект данного решения был внесен на внеочередное заседание окружного Совета депутатов по требованию группы депутатов с нарушением регламента, а также указанное решение на заседании окружного Совета депутатов не рассматривалось и не принималось, заседание не состоялось в связи с неявкой депутатов. Признавая нарушение требований регламента, окружным Советом депутатов 20 августа 2013 г. было принято решение № 81, которым оспаривавшееся решение № 76 отменено. После чего, в этот же день окружным Советом депутатов принято решение № 82 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов № 75 от 23.07.2013 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ». Данным решением утвержден состав конкурсной комиссии, который полностью переписан с оспаривавшегося решения № 76 Таким образом, окружной Совет депутатов, признавая нарушения, допущенные при принятии решения № 76, вынес аналогичное решение. Совет депутатов МО «Янтарный городской округ» состоит из 11 депутатов, из них 6 выбраны по одномандатным округам: 4 депутата- Патриоты России, 1 депутат самовыдвиженец, 1- депутат ЛДПР; и 5 депутатов, избраны по пропорциональной системе (партийным спискам)- по одному депутату от ЛДПР, КПРФ, Патриоты России, Единая Россия, Справедливая Россия. Согласно решению окружного Совета депутатов от 23.07.2013 г. № 75 в состав конкурсной комиссии вошли- ФИО1, ФИО2, ФИО3 (представители партии Патриоты России»), ФИО4 (представитель КПРФ), ФИО5 (представитель ЛДПР), ФИО6 (представитель Справедливой России). Оспариваемым решением окружного Совета депутатов от 20 августа 2013 года № 82 конкурсная комиссия образована в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7 (представители партии Патриоты России»), ФИО8 (самовыдвиженец) и ФИО9 (ЛДПР). Таким образом, в первоначальном решении окружного Совета депутатов № 75 в конкурсной комиссии было обеспечено представительство всех партий, присутствовавших в Совете депутатов, а в решениях № 76 и № 82- только двух. Полагает, что участие в конкурсной комиссии представителей всех партий, отражает демократические принципы при формировании органов местного самоуправления, а также способствует более полному и детальному рассмотрению кандидатур- участников конкурса. Прокурор просит признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 20.08.2013 г. № 82 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов № 75 от 23.07.2013 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ».
Депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» ФИО6 и ФИО4 по аналогичным основаниям также просят признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 20.08.2013 г. № 82. Считают, что данное решение было принято с нарушением закона и также указывают, что ранее они, как члены конкурсной комиссии имели право участвовать в проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования с момента начала приема документов.
Судом заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании прокурор, а также заявители ФИО6 и ФИО4 поддержали свои заявления по изложенным основаниям. Заявители ФИО6 и ФИО4 пояснили, что они, как избранные депутаты окружного Совета, имеют право представлять ту часть населения, которая за них голосовала, имеют право участвовать в работе комиссий окружного Совета. На прошедших осенью 2012 г. выборах окружного Совета с учетом голосования по одномандатным округам депутаты от партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ набрали более 50% голосов избирателей, однако в конкурсной комиссии по выборам главы администрации эти партии не представлены совсем. При этом, от участия в работе конкурсной комиссии отказался только представитель «Единой России», т.к. он намерен участвовать в конкурсе. Таким образом, хотя группой депутатов и было предложено формировать конкурсную комиссию по принципу пропорционального представительства партий, но партии, которые они представляют представителей не получили. В то же время, партии «Патриоты России» и ЛДПР создали в Совете депутатов фракцию и решения конкурсной комиссии предопределены.
Представители окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ»- ФИО1, являющаяся главой муниципального образования и действующая на основании Устава муниципального образования «Янтарный городской округ», и ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлениями прокурора, ФИО6 и ФИО4 не согласились и просили отказать в удовлетворении заявленных требований. Считают оспариваемое решение окружного Совета депутатов законным. Представили письменные возражения на доводы заявителей о незаконности решения окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 26.07.2013 г. № 76 (л.д. 117). Полагают, что при принятии данного решения Регламент окружного Совета депутатов нарушен не был, а заседание было проведено в тот же день в более позднее время, т.к. двух депутатов вызывали в правоохранительные органы. Поскольку принятое решение окружного Совета депутатов № 76 от 26.07.2013 г. оспаривалось с суде, то для того, чтобы обеспечить законность проведения конкурса на должность главы администрации, группа депутатов окружного Совета инициировала проведение 20 августа 2013 г. заседания окружного Совета депутатов, на котором были приняты решения об отмене решения окружного Совета депутатов от 26.07.2013 г. № 76 и об избрании нового состава конкурсной комиссии. Считают, что данные решения приняты в соответствии с законом, решения по данным вопросам относятся к исключительной компетенции окружного Совета депутатов. Все депутаты в окружном Совете представляют свои округа, по которым они избраны. Обязанности голосовать в соответствии с партийной принадлежностью или решением фракции у членов конкурсной комиссии нет, каждый будет голосовать по своему усмотрению. Кроме того, в состав конкурсной комиссии входят еще три человека, представляющие органы власти Калининградской области, а решение о назначении главы администрации Янтарного городского округа принимаются окружным Советом депутатов.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что заявления Светлогорского межрайонного прокурора, ФИО6, ФИО4 являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Устава муниципального образования «Янтарный городской округ» окружной Совет депутатов состоит из 11 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (шесть депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, остальные пять депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов по пропорциональной системе).
К числу должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Янтарный городской округ» в соответствии с положениями ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится глава администрации муниципального образования, который назначается на должность по контракту окружным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ч. 3 ст. 27, абзац 1 ч. 1 ст. 46-1 Устава).
Частью 1 статьи 46-1 Устава муниципального образования «Янтарный городской округ» предусмотрено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливается окружным Советом депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ». Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается окружным Советом депутатов. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном образовании две трети её членов назначаются окружным Советом депутатов, а одна треть- законодательным (представительным) органом государственной власти Калининградской области по представлению Губернатора Калининградской области.
Во исполнение указанных положений Устава муниципального образования «Янтарный городской округ» решением окружного Совета депутатов от 05 июля 2013 года № 67 было утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» (л.д. 61-64).
23 июля 2013 года окружным Советом депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» принято решение № 75 «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ». В соответствии с данным решением проведение конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» назначено на 03 сентября 2013 года, а период приема документов от кандидатов на замещение указанной должности определен с 01 по 23 августа 2013 года.
Кроме того, согласно приложению № 2 к указанному решению окружного Совета депутатов от 23.07.2013 г. № 75 назначены члены конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ».
В состав конкурсной комиссии были включены 6 депутатов окружного Совета депутатов: ФИО1 (являющаяся главой муниципального образования), ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3
Однако 24 июля 2013 года к Главе муниципального образования «Янтарный городской округ» обратились депутаты окружного Совета депутатов ФИО8, ФИО5, ФИО2, ФИО9 с требованием о созыве внеочередного заседания окружного Совета депутатов с повесткой дня о пересмотре принципов избрания членов конкурсной комиссии и внесения изменений в её состав. В обращении депутаты указали, что при избрании конкурсной комиссии депутаты руководствовались принципом обязательного партийного представительства в составе комиссии. Но, по их мнению, избрание членов конкурсной комиссии по принципу представительства от каждой партии, нарушило требование пропорционального представительства всех избирателей муниципального образования в работе комиссии, поскольку не соответствует долям голосов избирателей, полученных на выборах, представителями каждой партии (л.д. 65).
Главой муниципального образования внеочередное заседание окружного Совета депутатов было назначено на 26 июля 2013 года.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 26.07.2013 года № 76 были внесены изменения в решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» № 75 от 23.07.2013 г. и приложение № 2 к этому решению изложено в новой редакции, а именно- членами конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования избраны депутаты: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9
Таким образом, депутаты ФИО4 и ФИО6 были исключены из состава конкурсной комиссии.
ФИО6 и ФИО4, а также Светлогорский межрайонный прокурор обратились в суд с заявлениями о признании незаконным решения Окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 26 июля 2013 г. № 76.
Однако, решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 августа 2013 года № 81 оспаривавшееся заявителями решение окружного Совета депутатов от 26 июля 2013 года № 76 было отменено (л.д. 126). После чего, окружным Советом депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» 20 августа 2013 года было принято решение № 82 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов № 75 от 23.07.2013 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ»- приложение № 2 к решению окружного Совета депутатов от 23.07.2013 г. № 75 было изложено в новой редакции, согласно которой, членами конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации избраны депутаты: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9
Суд полагает, что оспариваемое решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 августа 2013 года № 82 является незаконным по следующим основаниям.
Решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 августа 2013 года № 82 по своему содержанию полностью совпадает с решением окружного Совета депутатов от 26 июля 2013 года № 76 и было принято в то время, когда в Светлогорском городском суде Калининградской области рассматривалось дело о признании решения № 76 от 26.07.2013 года не законным.
Исходя из этого, суд полагает, что единственной целью принятия окружным Советом депутатов 20 августа 2013 года решений № 81 и № 82 являлось намерение лишить заявителей процессуальной возможности признания незаконным изменений в составе конкурсной комиссии.
Согласно преамбуле к оспариваемому решению окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» внесения в состав конкурсной комиссии вносятся в целях реализации принципа максимального представления интересов всех избирателей муниципального образования в работе комиссии, непосредственно осуществляющей оценку и отбор кандидатов на должность главы администрации муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Частью 2 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям.
Согласно ч. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются представительным органом муниципального образования.
Утвержденным решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 05.07.2013 г. № 67 Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» предусмотрено, что состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения (п. 2 ст. 5 Положения); член конкурсной комиссии может быть выведен из состава комиссии по решению органа, его назначившего; при этом одновременно осуществляется назначение нового члена комиссии вместо выбывшего (п. 8 ст. 5 Положения).
Между тем, 20 августа 2013 года, за три дня до дня прекращения приема документов кандидатов на замещение должности главы администрации муниципального образования, окружным Советом депутатов, было принято решение не о выведении из состава конкурсной комиссии отдельных его членов и назначении новых, а фактически о назначении нового состава конкурсной комиссии, что Положением не предусмотрено.
Каких-либо оснований для исключения депутатов ФИО6 и ФИО4 из состава конкурсной комиссии (их не включения во вновь сформированный состав) в оспариваемом решении не приведено. Не содержится указаний на такие основания и в протоколе № 20 заседания депутатов окружного Совета депутатов от 20 августа 2013 года (л.д. 120-123).
Как следует из материалов дела и пояснений в судебных заседаниях лиц, участвующих в деле, назначение нового состава конкурсной комиссии (членов конкурсной комиссии от представительного органа местного самоуправления) было осуществлено с целью соблюдения принципа пропорционального представления интересов всех избирателей муниципального образования в работе комиссии.
Однако, по мнению суда, очевидно, что данный принцип формирования конкурсной комиссии окружным Советом депутатов был грубо нарушен.
Так, согласно результатов муниципальных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, прошедших в Янтарном городском округе 14 октября 2012 года, число отданных избирателями голосов за партийные списки к общему числу действительных бюллетеней составляет: Справедливая Россия- 10,3%, КПРФ- 11,6%, ЛДПР- 10,4%, Единая Россия- 29,2%, Патриоты России- 38,4%. То есть, общее число голосов, отданных избирателями за партийные списки трех избирательных объединений- Единая Россия, Справедливая Россия и КПРФ, составило более 51% от числа действительных бюллетеней.
В то же время, во вновь утвержденном окружным Советом депутатов 20 августа 2013 года составе конкурсной комиссии представители трех указанных партий вообще отсутствуют, состав конкурсной комиссии сформирован так, что из числа представителей окружного Совета депутатов в него входят представители только двух партий: 4 члена комиссии- Патриоты России, 2 члена комиссии- ЛДПР.
ФИО6 и ФИО4, являющиеся представителями партий Справедливая Россия и КПРФ, в состав конкурсной комиссии не включены.
Тем самым, по мнению суда, окружным Советом депутатов нарушены права избирателей, жителей Янтарного городского округа проголосовавших на выборах за партийные списки указанных партий, получивших в совокупности более 20% голосов избирателей.
При таких обстоятельствах, состав конкурсной комиссии сформирован таким образом, что вопреки требованиям ст. 5 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» напрямую влияет на принимаемые конкурсной комиссией решения, поскольку в нем обеспечено преобладающее большинство депутатов одной фракции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Светлогорского межрайонного прокурора, ФИО6, ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным решение окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» от 20 августа 2013 года № 82 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов № 75 от 23.07.2013 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2013 года.
Судья М.В. Аниськов
<Данные изъяты>
<Данные изъяты> <Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>в