Копия Гражданское дело № 2-749/2017 В окончательном виде решение изготовлено 20 ноября 2017 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Доевой И.Б., при секретаре Турсуновой Н.А., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области о признании незаконным отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», установил: ФИО1 обратилась с иском к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее по тексту - Управление социальной политики по городу Кировграду) о признании незаконным решения от 29 мая 2017 года № 19 об отказе во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (далее по тексту – Список), признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование исковых требований истец указала, что имеет страховой стаж более 25 лет, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября2011 года № 1319/к-н она награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд. В мае 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в Список. Оспариваемым решением ответчика от 10 октября 2011 года № 1319/к-н в удовлетворении заявления отказано из-за невозможности учета почетной грамоты в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Считая решение ответчика незаконным, полагая, что данная почетная грамота должна учитываться как ведомственный знак отличия в труде, истец обратилась в суд с настоящим иском и просила иск удовлетворить. Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали; просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Кировграду – Родченко Е.И., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила; ранее в судебном заседании представитель ответчика Родченко Е.И. представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении иска отказать, настаивая на правомерности обжалуемого решения. Указала, что почетная грамота, которой награждена истец, вручается при стаже работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет (как по ранее действовавшему Положению о Почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденному приказом Минобрнауки Российской Федерации от 03 июня 2010 года № 580, так и действующему в настоящее время Положению о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2016 года № 1223 (в редакции от 09 декабря 2016 года), тогда как ведомственный знак отличия - за работу более 15 лет в соответствующей сфере деятельности. Кроме тог, Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ (далее по тексту – Положение № 458-УГ) предусмотрено, что к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 названного Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято руководителями федеральных органов исполнительной власти, а истец награждена почетной грамотой на основании приказа заместителя Министра образования и науки Российской Федерации. Заслушав истца, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положениям статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2011 года № 1319/к-н ФИО1 награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд; названная почетная грамота, подписана заместителем Министра образования и науки Российской Федерации. 25 мая 2017 года истец обратилась в Управление социальной политики по городу Кировграду с заявлением о включении в Список, однако решением ответчика от 29 мая 2017 года № 19 ей отказано во включении в Список в связи с несоответствием документов пункту 5 Положения № 458-УГ. Инициируя настоящий спор, истец указала, что у нее возникло право на присвоение звания «Ветеран труда» в силу положений статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ «О ветеранах», пунктов 1, 5 Положения № 458-УГ. Оценивая доводы истца в указанной части суд приходит к следующим выводам. На момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в Список действовала редакция 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (данная редакция действует с 01 июля 2017 года). Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением № 458-УГ (подпункт 1 части 1 пункта 1). Как следует из Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 337, действовавшего по состоянию на 10 октября 2011 года, когда истец награждена почетной грамотой, Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2010 года № 580, действовавшем по состоянию на 10 октября 2011 года, когда истец награждена почетной грамотой, утверждены ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации, в числе которых указана Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации Российской Федерации. Этим же приказом утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации, согласно которому Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Министерства образования и науки Российской Федерации и работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, в том числе за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки. Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет. Таким образом, почетная грамота не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Вместе с тем, вопреки ошибочным доводам ответчика, истец, будучи награжден не той ведомственной наградой, которая названа в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и подпункте 1 части 1 пункта 1 Положения № 458-УГ вправе претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда» с учетом этой награды в силу нормы части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, которой 10 октября 2011 года награждена истец, относится к ведомственным знакам отличия в труде (по требованиям, предъявляемым к таким наградам до 30 июня 2016 года), так как согласно подпункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и подпункту 1 части 1 пункта 1 Положением № 458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30 июня 2016 года, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а в силу приложений №№ 1, 10 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2010 года № 580, Почетная грамота этого министерства отнесена к числу ведомственных наград Министерства образования и науки Российской Федерации. При этом, пунктами 4, 5 Положения № 458-УГ (в редакции по состоянию на 30 июня 2016 года) грамота федерального органов исполнительной власти (в данном случае Министерства образования и науки Российской Федерации) поименована в числе ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим, доводы ответчика о том, что такая награда не предусмотрена Положением № 458-УГ, являются необоснованными. Из содержания приложения № 1 к этому приказу следует, что Почетна грамота Министерства энергетики Российской Федерации является второй ведомственной наградой за отличия в труде, высшим ведомственным знаком отличия в труде является медаль К.Д. Ушинского. Как было указано выше, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2011 года № 1319/к-н ФИО1 награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд. Поскольку по состоянию на 30 июня 2016 года законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, почетная грамота, которой награждена истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30 июня 2016 года, равно как и был необходимый 20-летний страховой стаж (у истца общий трудовой (страховой) стаж составляет более 25 лет, что подтверждается справкой ГБУЗ СО «Кировградская ЦГБ» от 15 мая 2017 года № 57), истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом нормы части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Довод ответчика о том, что в силу пункта 5 Положения № 458-УГ (в редакции по состоянию на 30 июня 2016 года) к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части 1 пункта 1 названного Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти, тогда как решение о награждении истца почетной грамотой принято заместителем Министра образования и науки Российской Федерации, не исключает право истца на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, учитывая положения с пункта 1 раздела 5 Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1574 «О Реестре», согласно которым заместитель федерального министра относится к высшей группе должностей категории «руководители», а также пунктов 1.11, 1.12 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 в силу которых заместители руководителя федерального органа исполнительной власти представляют федеральный орган исполнительной власти по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют и координируют осуществление функций федерального органа исполнительной власти в соответствии с регламентом федерального органа исполнительной власти, распределением обязанностей между заместителями руководителя федерального органа исполнительной власти и иными актами федерального органа исполнительной власти, а также поручениями руководителя федерального органа исполнительной власти и в соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя федерального органа исполнительной власти в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности федерального органа исполнительной власти подписывать приказы федерального органа исполнительной власти или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных руководителем федерального органа исполнительной власти доверенностей подписывать от имени федерального органа исполнительной власти договоры и другие гражданско-правовые документы. При изложенных обстоятельствах решение Управления социальной политики по городу Кировграду от 29 мая 2017 года № 19, которым ФИО1 отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» является незаконным. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1 к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области о признании незаконным отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», удовлетворить. Признать решение территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду от 29 мая 2017 года № 19 об отказе ФИО1 е во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным. Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.
|