РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.11.2017г. п. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Полузиной Е.С.,
при секретаре Кубейсиновой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шведов Ф.Н. к ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина безработным,
УСТАНОВИЛ:
Шведов Ф.Н. обратился в Володарский районный суд Астраханской области с иском о признании незаконным решения ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» об отказе в признании гражданина безработным, указав, что 02.10.2017г. он обратился к ответчику с заявлением о содействии в поиске подходящей работы, регистрации в качестве безработного. Шведов Ф.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей; с сентября 2017г. проживает в <адрес> и зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу. Однако, решением №764 от 11.10.2017г. в признании безработным и выплате пособия по безработице ему было отказано, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Истец не согласен с данным решением, поскольку считает, что имеет право на постановку на учет в качестве безработного и получение пособия, при наличии временной регистрации по месту пребывания.
В судебном заседании истец Шведов Ф.Н. просил удовлетворить заявленные требования, признать незаконным решение ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» №764 от 11.10.2017г. об отказе в постановки его на учет в качестве безработного и назначении пособия по безработице. Обязать ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» поставить его на регистрационный учет в качестве безработного на основании заявления от 02.10.2017г., с выплатой ему пособия по безработице.
Представитель ответчика - директор ГКУ «Центр занятости населения Володарского района» Куйтембетова Э.К. с иском согласилась, пояснив, что Шведов Ф.Н. обратился с заявлением о регистрации в целях поиска подходящей работы, предоставил документы, необходимые для постановки на учет в качестве безработного. Однако, в связи с тем, что истцом была представлена справка о регистрации по месту пребывания, и в паспорте отсутствовала отметка о регистрации по месту жительства, решение о признании его безработным и назначении пособия по безработице не принималось.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В соответствии с Правилами регистрации безработных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными; постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Таким образом, требования к документам, предъявляемым гражданами в органы службы занятости для принятия решения о принятии гражданина безработным, установлены законом, кроме того, такое решение принимается в отношении граждан, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы.
Согласно ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
В соответствие с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный суд РФ в определении от 05.10.2000г. № 199-0 указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В определении Конституционного Суда РФ от 06.02.2003г. № 105-0 содержится правовая позиция, согласно которой требование учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. При этом, данная правовая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Шведов Ф.Н. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа <данные изъяты> №26 от 09.09.2017г., Шведов Ф.Н. принят с 09.09.2017г. для временного проживания по адресу: <адрес> сроком на 1 год. По данному факту между <данные изъяты> и Шведов Ф.Н. был заключен договор о временном проживании № от ДД.ММ.ГГГГ
02.10.2017г. Шведов Ф.Н. обратился в ОГКУ «ЦЗН Володарского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
На день обращения Шведов Ф.Н. к ответчику у него имелась временная регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, этот же факт нашел отражение и в карточке персонального учета № от ДД.ММ.ГГГГ., заполненной на Шведов Ф.Н. сотрудником ОГКУ «ЦЗН Володарского района».
Судом установлено, что ОГКУ «ЦЗН Володарского района» до настоящего времени не принято решение о признании Шведов Ф.Н. безработным, что не оспаривалось сторонами и подтверждается ответом ОГКУ «ЦЗН Володарского района» от 11.10.2017г. №764, из которого следует, что Шведов Ф.Н. отказано в признании безработным и назначении пособия по безработице в связи с отсутствием в паспорте отметки о регистрации по месту жительства.
Таким образом, принимая во внимание, что Шведов Ф.Н. является лицом, впервые ищущим работу, на день обращения к ответчику имел временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> представил все необходимые документы для постановки его на учет в качестве безработного, учитывая, что наличие регистрации по месту пребывания само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным, суд приходит к выводу о незаконности отказа в признании истца безработным.
Незаконным отказом в регистрации в качестве безработного по месту жительства нарушено право Шведов Ф.Н. на труд и защиту от безработицы, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ и право на получение пособия по безработице в соответствии с ст. 31 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что истец зарегистрирован 02.10.2017г. в целях поиска подходящей работы, и в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» имел право быть признанным безработным с момента обращения с назначением пособия по безработице, суд приходит к выводу об обязании ответчика осуществить постановку Шведов Ф.Н. на регистрационный учет в качестве безработного с возложением обязанности по выплате пособия по безработице с момента обращения.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шведов Ф.Н. к ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина безработным – удовлетворить.
Признать решение ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» №764 от 11.10.2017г. об отказе постановки Шведов Ф.Н. на учет в качестве безработного и назначении пособия по безработице – незаконным.
Обязать ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» поставить Шведов Ф.Н. на регистрационный учет в качестве безработного на основании заявления от 02.10.2017г., с выплатой ему пособия по безработице, с момента обращения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение. Решение в окончательной форме принято 22.11.2017г.
Судья Полузина Е.С.