ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-749/18 от 20.11.2018 Канского районного суда (Красноярский край)

Дело 2-749/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Канск Красноярского края 20 ноября 2018 года

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Астафьевского сельсовета Канского района к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Астафьевского сельсовета обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району, в котором просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ОСП по г. Канску и Канскому району от 22.08.2018 № 24065/18/363940 полностью в размере 50000 рублей.

Заявление мотивировано тем, что администрация Астафьевского сельсовета Канского района является должником по исполнительному производству от 21.02.2014 № 6035/15/24065-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа Исполнительный лист № фс 042259006 от 23.12.2013, выданного органом: Канский районный суд по делу № 2-417/2013, вступившего в законную силу от 21.12.2013, предмет исполнения: возложение обязанности администрации Астафьевского сельсовета Канского района Красноярского края организовать на территории Астафьевского сельсовета площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов и открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс с ближайшие водоемы без очистки не допускается;

- в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в д. Леонтьевка с географическими координатами 56°27'31"с.ш. 95°24'59" в.д., расположенную на расстоянии 0,175 км северо-западнее д. Леонтьевка на территории Канского района, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д. Леонтьевка, Канского района.

Исполнение администрацией Астафьевского сельсовета Канского района исполнительного листа невозможно вследствие отсутствия денежных средств в бюджете Терского сельсовета, что подтверждается выпиской из бюджета Астафьевского сельсовета.

Представитель истца администрации Астафьевского сельсовета С.М. Комлякова, надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика – ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 105 Закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (ч. 2 ст. 112).

В силу ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В части 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Судом установлено, что решением Канского районного суда от 15.11.2013 на администрацию Астафьевского сельсовета возложена обязанность организовать на территории Астафьевского сельсовета площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов и открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс с ближайшие водоемы без очистки не допускается;

- в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в д. Леонтьевка с географическими координатами 56°27'31"с.ш. 95°24'59" в.д., расположенную на расстоянии 0,175 км северо-западнее д. Леонтьевка на территории Канского района, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д. Леонтьевка, Канского района.

Решение вступило в законную силу 21.12.2013.

На основании указанного решения судебным приставом-исполнителем ОСП по Канскому району возбуждено исполнительное производство от 21.02.2013 № 6035/15/24065-ИП.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником администрацией Астафьевского сельсовета Канского района не были исполнены, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району вынесено постановление от 22.08.2018 года № 24065/18/363940 о взыскании с должника исполнительского сбора на общую сумму 50000 рублей.

Как следует из материалов дела, бюджет администрации Астафьевского сельсовета является высокодотационным. Как следует из представленной представителем должника выписки из решения Совета депутатов Астафьевского сельсовета от 22.12.2017 № 20-57 «О бюджете Астафьевского сельсовета на 2018 год и плановый период 2019-2020 год сумма субсидий на непрограммные расходы составляет 500 рублей на год, которая ниже, чем сумма самого исполнительского сбора.

С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях должника отсутствует вина по неисполнению в установленный законом срок решения суда, поскольку установлено, что должник принимал все возможные меры к исполнению решения суда, однако в связи с отсутствием финансирования у него отсутствовала возможность исполнить данное решение, в связи с чем, заявление должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление администрации Астафьевского сельсовета Канского района удовлетворить.

Освободить администрацию Астафьевского сельсовета Канского района от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю от 22.08.2018 года № 24065/18/363940 в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий И.И. Конищева