ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-749/20 от 25.05.2020 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И.

с участием помощника прокурора г. Нягани Чайко А.В.

законных представителей несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2,

представителя ответчика ФИО3

при секретаре Шихрагимовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-749/2020 по иску Прокурора Октябрьского района в защиту интересов несовершеннолетних Б, Н, Н, Г, Г к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о признании права на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и предоставление мер социальной поддержки

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Октябрьского района просит признать право ФИО1 на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства» и возложить на ответчика обязанность выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи.

При этом мотивирует тем, что ФИО1 являясь матерью несовершеннолетних Гдата года рождения, Гдата года рождения, а также опекуном Ндата года рождения, Ндата года рождения, Бдата года рождения обратилась к ответчику с заявлением на выдачу удостоверения многодетной семьи, но ответчиком принято решение об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в связи с отсутствием права.

Прокурор ссылается на то, что в силу ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки. Принятие решения о выдаче удостоверения многодетным семьям осуществляется по месту жительства (пребывания, фактического проживания) семьи на основании, заявления одного из родителей, в котором гражданин декларирует сведения о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Задекларированные гражданином сведения о совместном проживании с ребенком (детьми), месте жительства (пребывания) КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» проверяет посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Одним из условий признания семьи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры многодетной является подтверждение постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, однако закон не содержит требования о наличии у несовершеннолетних именно регистрации по месту жительства на территории Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как необходимом условии для признания семьи многодетной и предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нягани Чайко А.В. действующий на основании доверенности прокурора Октябрьского района на исковых требованиях прокурора Октябрьского района настаивал.

Законные представители несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы прокурора.

Представитель ответчика ФИО3 оставила разрешение спора на усмотрение суда. Суду пояснила, что в силу действующего законодательства ответчик не имеет права выдать удостоверение многодетной семьи законному представителю несовершеннолетних при их регистрации по месту пребывания.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетних Гдата года рождения, Гдата года рождения, а также опекуном Ндата года рождения, Ндата года рождения, Б, дата года рождения.

дата ФИО1 обратилась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нягани с заявлением на выдачу удостоверения многодетной семьи.

дата филиалом принято решение об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в связи с отсутствием права.

Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

В соответствии с положениями ст.3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Согласно Порядку выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 № 371-п принятие решения о выдаче удостоверения и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат».

Принятие решения о выдаче удостоверения многодетным семьям осуществляется по месту жительства (пребывания, фактического проживания) семьи на основании, в частности заявления одного из родителей, в котором гражданин декларирует сведения о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Задекларированные гражданином сведения о совместном проживании с ребенком (детьми, месте жительства (пребывания) КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» проверяет посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Анализ указанной нормы закона позволяет суду сделать вывод, что одним из условий признания семьи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры многодетной является подтверждение постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Однако при этом закон Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не содержит требования о наличии у несовершеннолетних именно регистрации по месту жительства на территории Ханты-Мансийском автономном округе-Югры, как необходимом условии для признания семьи многодетной и предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного суда РФ от 02 февраля 1998 года № 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких- либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных нормативных положений граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета.

Совокупность имеющихся доказательств, в том числе выданные свидетельства о регистрации с дата по месту пребывания Н, Н, Б, постановления администрации <адрес> от дата, от дата, от дата о постановке на учен несовершеннолетних, акты проверок условий жизни несовершеннолетних подтверждает, что на день обращения с вышеуказанным заявлением в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» семья ФИО1 с несовершеннолетними детьми постоянно проживала в <адрес>

В своем заявлении в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» ФИО1 указала местом пребывания и фактического проживания детей <адрес> представила соответствующие справки.

Из содержания Порядка выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 № 371-п не следует, что ответчик не мог принять и оценить указанные доказательства. Отказ в удовлетворении заявления ФИО1 также обоснован исключительно отсутствием постоянной регистрации опекаемых детей на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то есть отсутствием административного акта, имеющего уведомительный характер и не являющегося условием реализации прав.

На наличие иных препятствий для удовлетворения заявления истца ответчик в уведомлении не ссылался.

Кроме того, согласно п.8 Порядка выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 № 371-п в выдаче удостоверения было отказано в связи с тем, что семья не относится к многодетной; представления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений; непредоставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Порядка.

Согласно приказу от дата ФИО1 отказано в выдаче удостоверения «многодетная семья» по основанию: отсутствие права (нет постоянного проживания в ХМАО).

Порядком выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям такого основания для отказа как отсутствие права не предусмотрено, в связи с чем решение является незаконным.

На основании установленных обстоятельств суд находит убедительными доводы прокурора, что в связи с отсутствием регистрации по месту постоянного проживания опекаемых ФИО1 детей они фактически лишаются возможности реализовать право на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставление соответствующих мер социальной поддержки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить.

Признать право ФИО1 на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства».

Возложить на Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» обязанность выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи.

Взыскать с Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в доход бюджета муниципального образования г. Нягань 6 000 руб. 00 коп. в счет оплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

<данные изъяты>

Судья Клюсова А.И.