Дело Номер
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» марта 2014г. Город Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
При секретаре Кудриной Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Департамента по охране животного мира Новосибирской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании 51000 рублей в счет возмещения вреда окружающей природной среде за незаконный отстрел одной особи косули на территории охотничьего хозяйства «Искитимское» Искитимского района Новосибирской области и 450 рублей –ставка сбора за пользование объектами животного мира.
Мотивирует свои требования тем, что Дата на территории охотничьего хозяйства «Искитимское» Искитимского района Новосибирской области ответчик, не имея разрешения на право добычи объектов животного мира, незаконно добыл одну особь сибирской косули с применением принадлежащего ему охотничьего ружья ТОЗ-34 калибр 12 №12505.
По данному факту в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от Дата Номер по ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от
Дата Номер ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Также ответчику в порядке ст.1064 ГК РФ предложено добровольно возместить
ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду, в размере 3000
рублей, в соответствии с таксой взыскания за ущерб, причиненный незаконным
добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам
охоты, установленной приказом Минсельхозпрода России от Дата №399.
Дата гражданином ответчиком оплачена сумма в размере 3000
рублей в счет добровольного возмещения ущерба. Постановление вступило в
законную силу 10.02.2012, не обжаловалось.
В соответствии со ст.56 Федерального закона РФ от 24.04.1995г.
№52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред
объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб
добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с
таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии
- по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам
животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды.
Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» определено, что возмещение
вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном
порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с
Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба,
причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на
воспроизводство охотничьих ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997г.
№643 было утверждено Положение о Государственном комитете Российской
Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России), согласно
которому он являлся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и
функциональное регулирование в области охраны окружающей среды,
обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных, в части,
касающейся соблюдения требований природоохранного законодательства.
Основными задачами Госкомэкологии России в области охраны окружающей
(среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия и обращения с отходами, в частности, являлось формирование
нормативно-правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой
научно-технической политики. Таким образом, Госкомэкология России в пределах своей компетенции имел право утверждать инструктивно-методические
и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей
среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия.
На момент совершения правонарушения, действовала и подлежала
применению Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от
уничтожения объектов животного мира и среды их обитания (далее -
Методика), утвержденная Госкомэкологией России 28.04.2000г.
Согласно п. 5.1. Методики, сумма экологического ущерба от уничтожения
вследствие проведения незаконной охоты одной особи косули, определяется по
следующей формуле:
D=[N+(РхТ)]хН, где:
N - численность, истребленных (погибших) объектов животного мира
соответствующего вида;
P - годовая продуктивность соответствующего вида (среднее число
молодых особей на 1 взрослую особь);
Т - средняя продолжительность жизни особи, достигшей зрелости (лет);
Н - такса взыскания за ущерб данному виду объектов животного мира (в рублях).
В соответствии с письмом Западно-Сибирского филиала
Всероссийского научно - исследовательского института охотничьего хозяйства и
звероводства имени Б.М. Житкова, годовая продуктивность косули составляет 1.7
особей, средняя продолжительность жизни косули 10 лет.
Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 №399 установлена такса
взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением
объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. При уничтожении
косули такса составляет 30 МРОТ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №
82 - ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по
гражданско-правовым обстоятельствам, установленных в зависимости от
минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из
базовой суммы, равной 100 рублям.
Следовательно, такса для взыскания ущерба, нанесенного незаконным
добыванием одной особи косули, составляет 30 МРОТ, т.е. 3000 (три тысячи)
рублей.
Таким образом, в соответствии с Методикой, получается следующий расчет
ущерба, причиненного охотничьим ресурсам: (1 + (1.7 х 10) х 3000 = 54 000 рублей.
Однако, учитывая, что гражданином ФИО1 оплачена такса за
ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов
животного мира, отнесенных к объектам охоты, установленной приказом
Минсельхозпрода России от 25.05.1999 №399, а вред окружающей среде не
взыскан с данного лица, то сумма причиненного вреда окружающей природной
среде за незаконный отстрел в итоге составляет 51 000 рублей.
Кроме того, главой 25.1 Налогового кодекса РФ предусмотрен сбор за
пользование объектами животного мира. Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса
РФ, ставка сбора за одну особь косули составляет 450 рублей, следовательно,
ущерб, нанесенный федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении
сборов за пользование объектами животного мира, составил 450 рублей.
Представитель истца ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила о вышеизложенном.
Ответчик ФИО1, должным образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки, возражений суду не представил. Суд признает причину не явки ответчика в судебное заседание не уважительной и согласно ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
Статьей 4 ФЗ от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире» определено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В соответствии со ст.56 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном
мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или
арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статьями 77-78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей �����?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????????????????���??????�??????�?????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?��������������?�?????????M?�?????????M??�?�?�?�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
Статьей 59 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире»
установлено, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, подлежит безвозмездному изъятию в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.
Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009года №209 -ФЗ «Об охоте и о
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В соответствии с перечнем объектов животного мира, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении видам, утвержденным приказом Минсельхоза Российской
Федерации от 28.04.2005г. №70, косуля является особо ценной в хозяйственном отношении.
На момент отстрела косули ответчиком действовала Методика оценки
вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и среды их
обитания, утвержденная Госкомэкологией России от 28.04.2000г.
В соответствии с п.5.1 Методики исчисление ущерба по факту осуществляется путем прямого подсчета убытка (числа истребленных или лишившихся места обитания объектов животного мира) и потерь их годовой продуктивности по соответствующей формуле.
Приказом Минсельхозпрода России от 25 мая 1999г. №399 утверждены таксы для
исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Этим документом устанавливается размер иска в кратности к минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Для косули эта цифра составляет 30.
С учетом плодовитости косули в количестве 1 молодых особей на одну взрослую особь при средней продолжительности его жизни 10 лет, подсчитанный по утвержденной формуле размер ущерба составляет 54000 рублей.
Истец просит взыскать 51000рублей, при этом, учитывая, что ФИО1 была
оплачена сумма причиненного ущерба за незаконный отстрел косули в размере 3000 рублей (такса для исчисления размера взыскания за ущерб, нанесенный незаконным отстрелом косули составляет 30 МРОТ, с января 2001г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублей).
Проверив расчет, произведенный истцом в соответствии с данной Методикой, суд находит его правильным и обоснованным, подтвержденным иными
доказательствами.
Так, согласно справки Западно-Сибирского филиала ГНУ Всероссийского научно-
исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. Проф. Б.М. Житкова Российской Академии сельскохозяйственных наук Номер от 29.01. 2013г., продолжительность жизни косули составляет 10 лет, среднее число молодых на одну самку особей в год (годовая продуктивность косули) составляет 1,7.
Приказом Минсельхозпрода от 25.05. 1999г. №399 установлена такса для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Согласно примечанию в данных таксах указаны суммы причиненного ущерба за
незаконный отстрел или умерщвление другим способом одной особи независимо от пола и возраста.
Согласно Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения
объектов животного мира и среды обитания, утвержденной Госкомэкологией России от
28.04.2000г., получается следующий расчет ущерба, причиненного охотничьим ресурсам:
(1 + (1,7 х 10) х 3000 =54000рублей.
Однако, учитывая, что ФИО1 оплачена такса за ущерб, причиненный
незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к
объектам охоты, установленной приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999г. №399, а вред окружающей среде не взыскан с данного лица, то сумма причиненного вреда
окружающей природной среде за незаконный отстрел в итоге составляет 51000 рублей.
Расчет ущерба по Методике согласуется с требованиями ст.58 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» и пунктом 37
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012г., согласно которому при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (водным объектам, лесам, животному миру и т.д.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении, а также письму Министерства ФИО3, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзоруот03.07.2007г.№ФС-ГК-5/6349 «О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды обитания».
Расчет ущерба производится по Методике, при этом таксы для исчисления размера
взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным
добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 25.05.1999г. №399 (зарегистрирован
Минюстом России от 24.06.1999 №1812), вводятся в формулу расчета ущерба.
Кроме того, главой 25.1 Налогового кодекса РФ предусмотрен сбор за
пользование объектами животного мира. Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса
РФ, ставка сбора за одну особь косули составляет 450 рублей, следовательно,
ущерб, нанесенный федеральному бюджету, выразившийся в не поступлении
сборов за пользование объектами животного мира, составил 450 рублей.
Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде 51000 рублей, в доход местного бюджета 450 рублей – сбор за пользование объектами животного мира.
Также в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, следует взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере 1743 рубля.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента по охране животного мира Новосибирской области к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной охоты удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента по охране животного мира Новосибирской области в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, 51000рублей с перечислением на расчетный счет УФК по Новосибирской области: УФК по Новосибирской области (Департамент по охране животного мира Новосибирской области), ......
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета сбор за пользование объектами животного мира в размере 450 рублей и государственную
пошлину в размере 1743 рубля, а всего 2193 рубля.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий- подпись Л.Г. Мишкова