Дело № 2 - 74/2016
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Молоково 07 апреля 2016 года
Молоковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи
Молоковского районного суда Глебова С.А.
с участием процессуального истца заместителя прокурора Молоковского района Разделкиной Е.В.
представителя истца администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Малинина Г.Н.
представителя ответчиков –адвоката Федорова Н.А.
третьего лица-представителя МО МВД России «Краснохолмский» Кудрявцева Д.С.
при секретаре Марченко М.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области, поданному в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района, к Джураевой <данные изъяты> и Ахмедову <данные изъяты>, о признании недействительной их постановки на регистрационный учет по месту жительства по адресу: <адрес> и снятии их с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения миграционного законодательства при регистрации граждан по месту жительства.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ч.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч.1, 2 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Статьей 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно п.п. 1, 3, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес>, принадлежит на праве собственности гражданину <данные изъяты> Худояровой <данные изъяты>. Жилой дом является одноэтажным, общая его площадь составляет 77,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, Худоярова Т.Б., имеющая вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, находясь в служебном помещении территориального пункта УФМС России по Тверской области в Молоковском районе, расположенном по адресу: Тверская область, п. Молоково, пл. Корнилова, д. 6, являясь собственником жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, имея умысел, направленный на предоставление фиктивной регистрации гражданам Российской Федерации по месту жительства в Российской Федерации, а именно по адресу: <адрес>, не имея намерений в последующем предоставить указанное жилое помещение для фактического проживания там зарегистрированных лиц, осознавая противоправный характер своих действий, с целью поддержания родственных отношений между нею и ее племянницей- Джураевой <данные изъяты>, и племянником- Ахмедовым <данные изъяты>, по их просьбе оформила им регистрацию по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес>, при этом фактически не предоставила им вышеуказанное жилое помещение для проживания в нем.
Однако с момента регистрации и по настоящее время Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. в жилой дом <адрес> не вселялись, ни для постоянного, ни для временного проживания его не использовали. Соответственно, ответчики, зарегистрировавшись по месту жительства в вышеуказанном жилом доме без намерения в нем проживать, фактически представили заведомо недостоверные сведения о месте жительства. Их регистрация по месту жительства носит формальный фиктивный характер.
В связи с выявлением в действиях Худояровой Т.Б. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ, в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в Молоковский пункт полиции МО МВД России «Краснохолмский» направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Худояровой Т.Б. Однако в ходе проведенной сотрудниками Молоковского пункта полиции, в порядке ст.144, 145 УПК РФ проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не удалось установить местонахождение ни Худояровой Т.Б., ни Джураевой Н.Р., ни Ахмедова Ф.Р., в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Формальная регистрация граждан по месту жительства затрудняет или делает невозможным обеспечение исполнения государством функций по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах. Смыслом регистрационного учета является как учет граждан Российской Федерации в целом, так и персонифицированный учет каждого гражданина в целях формирования информации о перемещении граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, сведения о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов.
Фактическое отсутствие гражданина по месту регистрации затрудняет реальное исполнение последним обязательств перед государством, отдельными юридическими и физическими лицами в части уплаты обязательных налогов, сборов и иных обязательных платежей, штрафов, учета в области статистики о численности населения и т.д.
Нарушение интересов муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области заключается в том, что несоответствие сведений о зарегистрированных на территории муниципального образования гражданах, фактическому проживанию граждан на территории муниципального образования препятствует исполнению муниципальным образованием обязанностей перед гражданами проводить свободные демократические выборы и референдум, поскольку в соответствии с ч. 2 ст.16
Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность граждан жилыми помещениями менее учетной нормы. Установление учетной нормы зависит от количества зарегистрированных граждан на территории муниципального образования, что непосредственно затрагивает интересы муниципального образования на исполнение закрепленных за органами местного самоуправления полномочий и обязанностей в сфере жилищных отношений, в том числе в части признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и предоставления указанных жилых помещений.
Таким образом, фиктивная регистрация Джураевой Н.Р. и Ахмедова Ф.Р. по месту жительства в жилом доме №, расположенном в <адрес>, повлекла нарушение законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области.
В судебном заседании процессуальный истец- заместитель прокурора района Разделкина Е.В. исковые требования поддержала, и просила их удовлетворить, подтвердив все изложенное в иске.
Представитель истца- администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Малинин Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что ответчиков никогда не видел.
Ответчики: Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. по месту регистрации не проживают, место их жительства, суду не известно, в связи с чем, их представителем был назначен адвокат.
Представитель ответчиков- адвокат Федоров Н.А. в судебном заседании, против удовлетворения требования истца возражений не представил.
Соответчик - Управление Федеральной миграционной службы России поТверской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Сведениями об уважительности причин его не явки суд не располагает.
Третье лицо- представитель МО МВД России «Краснохолмский» Кудрявцев Д.С. в судебном заседании против требований истца не возражал, пояснив, что в порядке ст.144 УПК РФ проводил проверку по факту фиктивной регистрации ответчиков по указанному адресу, и в ходе проверки при опросе всех жителей <адрес> было установлено, что ни хозяйка дома ни ответчики в дом не вселялись и ни дня в нем не проживали. Место нахождения их установить не представилось возможным.
Третье лицо Худоярова Т.Б. в судебное заседание не явилась. Судебную корреспонденцию, направленную по её адресу регистрации, последняя не получает, корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения у оператора связи. Учитывая, что судебные извещения направлялись и доставлялись третьему лицу в соответствии с установленными Правилами оказания услуг почтовой связи, суд признает её извещенной надлежащим образом в соответствии с требованиямист.117ГПК РФ и на основании ч.4 ст.167ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие, а также в отсутствие других не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон № 5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу п.3 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее Правил регистрации и снятия с регистрационного учета), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Пунктами 16 и 17 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в п.16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Из п.8 ст.2 Закона № 5242-1 под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно ст.5, 7 Закона № 5242-1 при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В силу подп. «ж» п.31 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Свидетели ФИО17. и ФИО18 в судебном заседании пояснили, что после смерти ФИО14 в принадлежавший ей дом <адрес> никто не вселялся и в нем не жил. По разговорам данный дом купила не русская женщина, но не её, ни кого-либо другого, ни разу не видели.
Оценивая показания свидетелей, суд находит их достоверными, поскольку они носят последовательный характер, согласуются между собой, не противоречат материалам дела, и у суда нет оснований, сомневаться в их правдивости.
Судом установлено, что Худоярова Т.Б. является собственником <адрес> (л.д.№).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Молоковского района, установлено, что в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. в спорный дом не вселялись и в нем не проживали. Поскольку регистрация указанными гражданами произведена без их намерения проживать в данном жилом помещении, данная регистрация является фиктивной и ее следует признать недействительной.
Заключенные ответчиками с собственником дома договора безвозмездного пользования жилым помещение не свидетельствуют о фактическом вселении ответчиков в спорное жилое помещение и проживание в нем.
Непроживание в спорном доме ответчиков и регистрация их по месту жительства без намерения проживать в этом помещении, повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации, а также муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, так как несоответствие сведений о зарегистрированных на территории муниципального образования гражданах и фактически проживающих, препятствует исполнению обязанностей по проведению свободных демократических выборов и референдумом, полномочий и обязанностей в сфере жилищных отношений.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание, что данный факт фиктивной постановки на учет по месту жительства федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не установлен, суд считает требования процессуального истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства предоставляются Федеральной миграционной службой, суд полагает необходимым обязанность снять ответчиков с регистрационного учета, возложить на УФМС России по Тверской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Молоковского района удовлетворить.
Признать постановку на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>, граждан Российской Федерации: Джураевой <данные изъяты> и Ахмедова <данные изъяты>, недействительной.
Обязать УФМС России по Тверской области снять Джураеву <данные изъяты> и Ахмедова <данные изъяты> с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07 апреля 2016 года.
Председательствующий С.А. Глебов
Дело № 2 - 74/2016
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Молоково 07 апреля 2016 года
Молоковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи
Молоковского районного суда Глебова С.А.
с участием процессуального истца заместителя прокурора Молоковского района Разделкиной Е.В.
представителя истца администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Малинина Г.Н.
представителя ответчиков –адвоката Федорова Н.А.
третьего лица-представителя МО МВД России «Краснохолмский» Кудрявцева Д.С.
при секретаре Марченко М.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области, поданному в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района, к Джураевой <данные изъяты> и Ахмедову <данные изъяты>, о признании недействительной их постановки на регистрационный учет по месту жительства по адресу: <адрес> и снятии их с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения миграционного законодательства при регистрации граждан по месту жительства.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ч.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч.1, 2 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Статьей 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно п.п. 1, 3, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес>, принадлежит на праве собственности гражданину <данные изъяты> Худояровой <данные изъяты>. Жилой дом является одноэтажным, общая его площадь составляет 77,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, Худоярова Т.Б., имеющая вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, находясь в служебном помещении территориального пункта УФМС России по Тверской области в Молоковском районе, расположенном по адресу: Тверская область, п. Молоково, пл. Корнилова, д. 6, являясь собственником жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, имея умысел, направленный на предоставление фиктивной регистрации гражданам Российской Федерации по месту жительства в Российской Федерации, а именно по адресу: <адрес>, не имея намерений в последующем предоставить указанное жилое помещение для фактического проживания там зарегистрированных лиц, осознавая противоправный характер своих действий, с целью поддержания родственных отношений между нею и ее племянницей- Джураевой <данные изъяты>, и племянником- Ахмедовым <данные изъяты>, по их просьбе оформила им регистрацию по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес>, при этом фактически не предоставила им вышеуказанное жилое помещение для проживания в нем.
Однако с момента регистрации и по настоящее время Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. в жилой дом <адрес> не вселялись, ни для постоянного, ни для временного проживания его не использовали. Соответственно, ответчики, зарегистрировавшись по месту жительства в вышеуказанном жилом доме без намерения в нем проживать, фактически представили заведомо недостоверные сведения о месте жительства. Их регистрация по месту жительства носит формальный фиктивный характер.
В связи с выявлением в действиях Худояровой Т.Б. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ, в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в Молоковский пункт полиции МО МВД России «Краснохолмский» направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Худояровой Т.Б. Однако в ходе проведенной сотрудниками Молоковского пункта полиции, в порядке ст.144, 145 УПК РФ проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не удалось установить местонахождение ни Худояровой Т.Б., ни Джураевой Н.Р., ни Ахмедова Ф.Р., в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Формальная регистрация граждан по месту жительства затрудняет или делает невозможным обеспечение исполнения государством функций по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах. Смыслом регистрационного учета является как учет граждан Российской Федерации в целом, так и персонифицированный учет каждого гражданина в целях формирования информации о перемещении граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, сведения о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов.
Фактическое отсутствие гражданина по месту регистрации затрудняет реальное исполнение последним обязательств перед государством, отдельными юридическими и физическими лицами в части уплаты обязательных налогов, сборов и иных обязательных платежей, штрафов, учета в области статистики о численности населения и т.д.
Нарушение интересов муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области заключается в том, что несоответствие сведений о зарегистрированных на территории муниципального образования гражданах, фактическому проживанию граждан на территории муниципального образования препятствует исполнению муниципальным образованием обязанностей перед гражданами проводить свободные демократические выборы и референдум, поскольку в соответствии с ч. 2 ст.16
Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность граждан жилыми помещениями менее учетной нормы. Установление учетной нормы зависит от количества зарегистрированных граждан на территории муниципального образования, что непосредственно затрагивает интересы муниципального образования на исполнение закрепленных за органами местного самоуправления полномочий и обязанностей в сфере жилищных отношений, в том числе в части признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и предоставления указанных жилых помещений.
Таким образом, фиктивная регистрация Джураевой Н.Р. и Ахмедова Ф.Р. по месту жительства в жилом доме №, расположенном в <адрес>, повлекла нарушение законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области.
В судебном заседании процессуальный истец- заместитель прокурора района Разделкина Е.В. исковые требования поддержала, и просила их удовлетворить, подтвердив все изложенное в иске.
Представитель истца- администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Малинин Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что ответчиков никогда не видел.
Ответчики: Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. по месту регистрации не проживают, место их жительства, суду не известно, в связи с чем, их представителем был назначен адвокат.
Представитель ответчиков- адвокат Федоров Н.А. в судебном заседании, против удовлетворения требования истца возражений не представил.
Соответчик - Управление Федеральной миграционной службы России поТверской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Сведениями об уважительности причин его не явки суд не располагает.
Третье лицо- представитель МО МВД России «Краснохолмский» Кудрявцев Д.С. в судебном заседании против требований истца не возражал, пояснив, что в порядке ст.144 УПК РФ проводил проверку по факту фиктивной регистрации ответчиков по указанному адресу, и в ходе проверки при опросе всех жителей <адрес> было установлено, что ни хозяйка дома ни ответчики в дом не вселялись и ни дня в нем не проживали. Место нахождения их установить не представилось возможным.
Третье лицо Худоярова Т.Б. в судебное заседание не явилась. Судебную корреспонденцию, направленную по её адресу регистрации, последняя не получает, корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения у оператора связи. Учитывая, что судебные извещения направлялись и доставлялись третьему лицу в соответствии с установленными Правилами оказания услуг почтовой связи, суд признает её извещенной надлежащим образом в соответствии с требованиямист.117ГПК РФ и на основании ч.4 ст.167ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие, а также в отсутствие других не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон № 5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу п.3 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее Правил регистрации и снятия с регистрационного учета), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Пунктами 16 и 17 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в п.16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Из п.8 ст.2 Закона № 5242-1 под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно ст.5, 7 Закона № 5242-1 при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В силу подп. «ж» п.31 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Свидетели ФИО17. и ФИО18 в судебном заседании пояснили, что после смерти ФИО14 в принадлежавший ей дом <адрес> никто не вселялся и в нем не жил. По разговорам данный дом купила не русская женщина, но не её, ни кого-либо другого, ни разу не видели.
Оценивая показания свидетелей, суд находит их достоверными, поскольку они носят последовательный характер, согласуются между собой, не противоречат материалам дела, и у суда нет оснований, сомневаться в их правдивости.
Судом установлено, что Худоярова Т.Б. является собственником <адрес> (л.д.№).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Молоковского района, установлено, что в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Джураева Н.Р. и Ахмедов Ф.Р. в спорный дом не вселялись и в нем не проживали. Поскольку регистрация указанными гражданами произведена без их намерения проживать в данном жилом помещении, данная регистрация является фиктивной и ее следует признать недействительной.
Заключенные ответчиками с собственником дома договора безвозмездного пользования жилым помещение не свидетельствуют о фактическом вселении ответчиков в спорное жилое помещение и проживание в нем.
Непроживание в спорном доме ответчиков и регистрация их по месту жительства без намерения проживать в этом помещении, повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации, а также муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, так как несоответствие сведений о зарегистрированных на территории муниципального образования гражданах и фактически проживающих, препятствует исполнению обязанностей по проведению свободных демократических выборов и референдумом, полномочий и обязанностей в сфере жилищных отношений.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание, что данный факт фиктивной постановки на учет по месту жительства федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не установлен, суд считает требования процессуального истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства предоставляются Федеральной миграционной службой, суд полагает необходимым обязанность снять ответчиков с регистрационного учета, возложить на УФМС России по Тверской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Молоковского района удовлетворить.
Признать постановку на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>, граждан Российской Федерации: Джураевой <данные изъяты> и Ахмедова <данные изъяты>, недействительной.
Обязать УФМС России по Тверской области снять Джураеву <данные изъяты> и Ахмедова <данные изъяты> с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07 апреля 2016 года.
Председательствующий С.А. Глебов
1версия для печатиДело № 2-74/2016 ~ М-36/2016 (Решение)