ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/18 от 16.07.2018 Иссинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-74/2018 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

16 июля 2018 года р.п. Исса Пензенской области

Иссинский районный суд Пензенской области

председательствующий судья Мурашова Т.А.,

при секретаре Фандо И.А.,

с участием помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Букарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой контроля и управления доступом,

установил:

Прокурор Иссинского района Пензенской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой контроля и управления доступом, указывая, что прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, в деятельности МБОУ «Средняя школа с.Булычево» Иссинского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения. Так, проверкой установлено, что образовательная организация МБОУ «Средняя школа с.Булычево» Иссинского района Пензенской области не оборудована системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации.

Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) в МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении. В связи с чем, прокурор просит обязать МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: Пензенская область, Иссинский район, с. Булычево, <адрес>, системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание).

В судебном заседании помощник прокурора Иссинского района Пензенской области Букарев А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просит установить срок для устранения выявленных недостатков до 01 января 2019 года.

Ответчик МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, обратился с письменным заявлениями, указав, что исковые требования, изложенные в заявление прокурора признает в полном объеме, просит рассмотреть заявление без участия представителя.

Третьи лица Управление образования Иссинского района, администрация Иссинского района Пензенской области в судебное заседании не явились, обратились с письменными заявлениями, в которых указали, что требования, изложенные в заявление прокурора признают в полном объеме, просят рассмотреть иск прокурора без участия представителей.

Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статей 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности.

В силу ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 и п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии со ст. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с п. 2 Требований, под объектами (территориями) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектами (территориями), относящимися к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

Согласно п.п. 17, 18, 22 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия, а именно, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционирование.

Прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, в деятельности МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения.

Так, образовательная организация МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области не оборудована системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации.

Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Таким образом, отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) в МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой контроля и управления доступом, удовлетворить.

Обязать МБОУ «Средняя школа с. Булычево» Иссинского района Пензенской области в срок до 01 января 2019 года оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: Пензенская область, Иссинский район, с. Булычево, <адрес> системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение месяца.

Судья Мурашова Т.А.